В Калужской области открылся фестиваль современного искусства Архстояние 2022, рассказываем о самых интересных объектах

В Калужской области открылся фестиваль современного искусства Архстояние 2022, рассказываем о самых интересных объектах Мавзолей мечты. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

«Счастье не за горами», «Каждый кузнец своего счастья», «Хочешь быть счастливым — будь им» и прочие жизнеутверждающие поговорки и присказки известны всем. Но художники «Архстояния» – одного из крупнейших фестивалей современного искусства России – в этом году призывают нас задаться фундаментальным вопросом: счастье есть? Безусловно, каждый человек дает на него свой собственный ответ, но арт-объекты, инсталляции и перформансы участников фестиваля напоминают о природе счастья, его неуловимости и вариативности.

Мы побывали на открытии фестиваля «Архстояние-2022» 29 июля в Николе-Ленивце и готовы рассказать о самых интересных объектах и проектах, на которые непременно нужно взглянуть.

Мавзолей мечты: памятник слепой погоне за ускользающим счастьем

Мавзолей мечты. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Центральный объект фестиваля – исполинская 29-метровая башня посреди чистого поля. Автор проекта – именитый российский художник и дизайнер Тотан Кузембаев, предложивший свое видение бесконечной погони человека за недостижимым счастьем. Этот процесс сопровождается «сопутствующим ущербом»: мы исчерпываем природные ресурсы – значит, надо создать искусственные; мы замусорили нашу планету – значит, пора обратить взгляд к звездам в поисках новых чистых пространств. Именно об этом «Мавзолей мечты», целиком созданный из хлама: стекла, металла, кирпичей, пластмассы. Венчают башню пластиковые пальмы как символ тяги к чему-то недостижимому, надежды, что условные райские тропические пляжи позволят наконец обрести то самое пресловутое счастье. Внутри башня полая – подняв взгляд, вы увидите небо Калужской области: небо, в котором, как нам кажется, кроется возможность найти новые миры и планеты, чтобы и там продолжать свою бесконечную одиссею в поисках счастья.

Шесть соток: спрятать счастье за профнастилом

Шесть соток. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Можно ли измерить счастье? Почему бы и нет. Единицы измерения могут быть любые – все зависит от конкретного человека или поколения людей. Например, когда-то для многих счастье измерялось сотками: их должно было быть ровно шесть, не больше и не меньше. Знаменитый архитектор и художник Александр Бродский предлагает гостям подумать над тем, как со временем видоизменилась эта мера. Арт-объект «Шесть соток» – это шесть равновеликих квадратов (каждый площадью 1 сотка), обнесенных профнастилом. Когда-то дачники и загородные жители ставили невысокие и прозрачные заборы, сейчас их заменил вездесущий сайдинг всех цветов радуги, часто неприятных, таких как выбранный для инсталляции темно-коричневый. Что там – за этим забором высотой в полтора человеческих роста? Прячут ли там люди свое счастье от посторонних глаз? Счастливы ли они жить за таким барьером? Ответы на эти вопросы неизвестны: в заборах нет калиток, внутрь не попасть. Только и остается бродить лабиринтами меж чужих счастий.

Большая грязь: счастье быть ребенком

Большая грязь. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

В поисках ответа на вопрос «Есть ли счастье?» художница Дарья Лисицына предлагает на минутку вернуться в детство, сбросить с себя условности взрослой жизни, расслабиться и как следует изваляться в грязи. Вспомните себя, когда вы были ребенком: как вы мерили лужи резиновыми сапогами, прыгали по ним, валялись в траве и возвращали домой чумазые, но счастливые и воодушевленные новыми открытиями. Как следует испачкаться и вспомнить те забытые ощущения отсутствия последствий такого нелогичного и нерационального поступка (рядом душевые, вы легко смоете с себя все признаки недавнего веселья) смогут все гости фестиваля. «Большая грязь» примет в свои теплые объятия взрослых и детей, а по мере погружения в нее все новых и новых людей, она будет разрастаться и расползаться по округе, ширя и увеличивая количество счастья, которое здесь можно обрести. Кстати, грязь не простая, а целебная, доставленная из Ейска. Поэтому досуг не только приятный, но и полезный: грязелечение издавна считается одной из основных процедур на бальнеологических курортах.

С высоты птичьего полета: вознестись над проблемами и обрести душевное равновесие

С высоты птичьего полета. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

21 метр – высота, на которую всех желающих доставит автовышка. Подняться на высоту птичьего полета, оставить на земле шум и суету, вдохнуть полной грудью, заглянуть за горизонт и в себя: именно это предлагают художницы Юлия Назар, Света Демина, Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксенова. Подъем – с завязанными глазами, чтобы ощущения после падения повязки были совершенно новыми, отличными от тех, когда вы только ступили на платформу. Одновременно на подъемнике могут находиться два человека: поэтому подумайте как следует, с кем бы вы хотели помолчать, любуясь пейзажами Николы-Ленивца и прислушиваясь к себе.

Встреча/место: соучаствовать и подглядывать в замочную скважину

Встреча/место. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Не только созерцать предметы, но и взаимодействовать с другими людьми предлагает режиссер Дмитрий Волкострелов. Представьте: извилистая аллея, на которой тут и там разбросаны капеллы – зеленые шалашики из бревен и веток. В каждой – место только для двоих, и один уже внутри. В какую капеллу вы зайдете? Будете ли вы взаимодействовать с тем, кто внутри? Согласитесь ли вы на объятия с незнакомцем или партию в настольную игру? Или вовсе не будете заходить, а останетесь снаружи, подглядывая, что делают те, кто оказался внутри? «Встреча/место» напомнит вам, что счастье человека невозможно без других людей, и любые коммуникации ценны и важны для нашего мироощущения.

Аквариум: стать частью неожиданной экосистемы

Аквариум. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Аквариум для людей создал художник Сергей Шеховцов. Обычный предмет небольшой размера, увеличенный до масштабов 1 к 10, моментально наполняется новыми смыслами и возможностями. В аквариуме создана полноценная экосистема пространства для людей: есть коряга, на которой можно посидеть, пляж, даже сундук с сокровищами. И никакой воды, никакого стекла – гость в любой момент может войти внутрь, остаться на какое-то время, а затем спокойно покинуть аквариум. Объект экспериментальный: именно от участников фестиваля зависит, какими красками он заиграет. Будут ли люди задерживаться внутри, отдыхать на пляже, любоваться сокровищами, и как именно это будет происходить?

Санаторий сна: счастье наконец-то выспаться

Санаторий сна. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Миру переработок, ночных тусовок и множества дел, требующих незамедлительного решения, просто необходим санаторий сна: место, где можно прилечь на минутку и уснуть на весь день. Художник и скульптор Роман Сакин с размахом реализовал эту идею. Посетителей санатория ждут не только уютные застеленные кровати и гамаки на открытом воздухе, над которыми шумят кроны берез. Тут есть все, что нужно для здорового сна: скучные лекции от скучных лекторов, рассказы о сне от ученого-сомнолога, выступление усыпительного оркестра, успокаивающие травяные сборы и даже хор зевающих людей. А проснувшись не забудьте записать увиденное во сне в специальную Книгу снов.

Черная полоса: она закончится

Черная полоса. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Ощущения счастья не были бы так остры без контрастов. Антонимом счастья можно назвать «черную полосу» – период трудностей и неприятностей. Художники бюро son architecture решили напомнить гостям фестиваля: такие жизненные отрезки имеют обыкновение рано или поздно заканчиваться. И часто на смену им приходит нечто противоположное – период счастья. Обдумайте эту мысль, пока будете двигаться по 300-метровой тропе черного цвета: ведь впереди, медленно приближаясь, высятся «Белые ворота» как символ нового светлого периода в жизни.

Вау! Кикер: игра как радость

Вау! Кикер. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Настольный футбол для двоих, конечно, хорош, но как насчет настольного футбола для 16 человек? Совместные игры сплачивают, приносят радость и удовольствие. Художники Игорь Тарновский, Даниил Веретенников и Ксения Дудина привезли на «Архстояние» не просто кикер, а настоящий «Вау! Кикер». Во-первых, количество участников – 16 человек (но это не предел, ручек-то 32) – обеспечивает ощущение причастности к команде, коллективу, что для человека всегда очень приятно. Во-вторых, играть здесь можно бесконечно: нет победителей и проигравших, только мимолетное удовлетворение, если ваша команда забивает гол противнику. В-третьих, в игре находится не один мяч, а сразу два или три: чтобы за длинным столом все были заняты делом. Присоединяйтесь и покидайте игру в любой момент, получив свою свою дозу радостных эмоций.

Счастье — детство: игрушки для взрослых детей

Счастье — детство. Архстояние-2022. Фото: Мария Зарбалиева

Тема счастья неразрывно связана с темой детства — беззаботного, чистого, веселого. Художник Дмитрий Запылихин создал для фестиваля «Архстояние» мудреные кинетические игрушки высотой в половину человеческого роста, которые ездят, двигают шестеренками и выполняют другие механические действия при контакте. Изучите необычные механизмы, покатайте за собой, потяните за веревочки, покрутите колесики — и посмотрите, как оживают игрушки, как приходят в движение. Почувствуйте себя ребенком-исследователем или просто побалуйтесь, устроив состязания с другими людьми с игрушками.

Обитаемое вещество, Скорая тропа, Вселенский разум: что еще посмотреть в Николе-Ленивце

Фестиваль — одно из важнейших событий в жизни арт-парка, однако и кроме «Архстояния» гостям здесь есть, на что посмотреть. Перечислим свой субъективный топ объектов Николы-Ленивца, которые обязательно нужно увидеть.

  1. Маяк. Николай Полисский, 2004 год
  2. Белые ворота. Николай Полисский, 2016 год
  3. Бобур. Николай Полисский, 2013 год
  4. Вилла ПО-2. Александр Бродский, 2018 год
  5. Вселенский разум. Николай Полисский, 2012 год
  6. Красный лес. Игорь Шелковский
  7. Дом над лесом. Анна Щетинина, 2012 год
  8. Обитаемое вещество. Дмитрий и Елена Каварга, 2016 год
  9. Ротонда. Александр Бродский, 2009 год
  10. Скорая тропа. FAST TRACK, АБ SALTO, 2012 год
  11. Теневой павильон. Ирина Корина и Илья Вознесенский, 2016 год
  12. Штурм неба. АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, 2012 год
  13. Угруан. Николай Полисский, 2019 год
  14. Непроходимая чаща. Василиса Прокопчук и Евгений Брагин
  15. Сарай. АБ Проект Меганом, 2006 год
Расскажите об этом друзьям!