Музейщики Вены решили бороться с цензурой в социальных сетях оригинальным способом. В октябре 2021-го в службе подписки на контент OnlyFans появился аккаунт, где демонстрируются художественные работы с обнаженными частями тела, которые блокируются Фейсбуком, Тик-Током и Instagram из-за их внутренних правил.
Триггером для коллаборации четырех художественных музеев и Бюро по туризму Вены «Vienna strips on OnlyFans» стала блокировка аккаунта музея Альбертина. Летом 2021 года его заблокировали из-за ролика с работами японского художника Нобуеси Араки. На одной из картин была изображена обнаженная женская грудь.
Это не первый подобный случай. Ранее Instagram запретил одному из венских музеев публиковать работы Питера Пауля Рубенса. Алгоритмы Фейсбука удалили со страницы Музея естествознания изображение Венеры Виллендорфской. Фото статуэтки, которой более 25 тысяч лет, сочли порнографией.
А вот те самые заблокированные работы:
По словам директор Бюро по туризму Вены Норберта Кеттнера, алгоритмы соцсетей занимаются цензурой, не разбираясь в качестве контента.
– Сколько «обнаженки» для нас допустимо и кто может решать, что считается оскорбительным? – спрашивает Норберт Кеттнер. – В культурном мегаполисе Вены есть ответ на этот вопрос: искусство «ню» является общественно-политической и художественной частью истории культуры!
Интересно, присоединятся ли к подобному протесту российские музейщики? Ведь в наших галереях есть немало художественных произведений, изображение которых алгоритмы соцсетей тоже могут не пропустить.
Автор: Борис Кустодиев
Год создания: 1915
Где можно увидеть: Третьяковская галерея
«Кустодиевские красавицы» – это вселенная, в которой сохранился старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в маленьких городах.
Свою первую «Красавицу» Борис Кустодиев написал во время длительной болезни. Из-за опухоли спинного мозга художника парализовало. На знаменитом полотне красуется только что проснувшаяся купчиха. Она уже успела привстать с постели и находится в «сладостном ожидании неопределенности». Моделью для этой картины выступила 21-летняя актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. Как же ругался на нее тогда главный режиссер Константин Станиславский.
Впоследствии Борис Кустодиев неоднократно повторял сюжет этого произведения.
Автор: Кузьма Петров-Водкин
Год создания: 1912
Где можно увидеть: Третьяковская галерея
«Купание красного коня» – визитная карточка художника Кузьмы Петрова-Водкина, которая принесла ему мировую славу. Эту картину он нарисовал с третьей попытки. Первые два варианта были созданы им на хуторе, где он отдыхал летом 1912-го. Первый автор уничтожил, второй известен лишь по фото.
Главный герой картины писался с жеребца по кличке Мальчик, который обитал на том самом хуторе. Для образа обнаженного подростка, согласно его переписке, Петров-Водкин использовал черты своего двоюродного брата Александра Трофимова. Однако ученик художника – Сергей Калмыков позже заявлял, что натурщиком был он. А вот на «роли» двух других мальчиков никто не претендовал.
Автор: Валентин Серов
Год создания: 1910
Где можно увидеть: Русский музей в Санкт-Петербурге
«Портрет Иды Рубинштейн» Валентин Серов написал в Париже.
Валентин Серов увидел танцовщицу и актрису Иду Рубинштейн на парижской сцене. Позже он рассказывал, что нашел в ней воплощение Древнего Востока. В 2010 году Серов попросил звезду попозировать ему для портрета. Рубинштейн охотно согласилась. На картине она вышла полностью обнаженной.
– Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как ее изобразил папа, по-видимому, он сознательно ее стилизовал, – из книги дочери художника Ольги Серовой.
После написания «Портрет Иды Рубинштейн» был куплен у Серова и передан в Русский музей.
Автор: Зинаида Серебрякова
Год создания: 1911
Где можно увидеть: музей-заповедник «Петергоф»
Художница Зинаида Серебрякова не раз писала обнаженных русских красавиц. «Купальщица» – одна из таких работ. Из-за того, что участница знаменитого объединения «Мир искусства» часто рисовала автопортреты (самая известная картины этой серии – «За туалетом»), бытует мнение, что и здесь она изобразила саму себя. Однако это не так. Для «Купальщицы» Серебряковой позировала ее сестра Екатерина, с которой они были похожи.
Автор: неизвестен
Год создания: III-II вв. до н. э.
Где можно увидеть: Эрмитаж
Мраморную статую высотой 167 см нашли в окрестностях Рима в феврале 1719 года. У статуи отсутствовали руки, были отбиты голени и часть подпорного «пенька», голову откопали рядом. Бартоломео Кавачеппи отреставрировал скульптуру, прикрепил голову, создал новые руки (позже их удалили). Сначала скульптура находилась в коллекции кардинала Алессандро Альбани. В 1721 году благодаря Петру I «Венеру Тафрическую» доставили морским путем в Санкт-Петербург для «просвещения».
Автор: Лукас Кранах Старший
Год создания: 1509
Где можно увидеть: Эрмитаж
На картине Лукаса Кранаха Старшего изображены древнеримская богиня любви Венера и ребенок-Амур. Двустишие на латыни переводится так: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Листок бумаги – это монограмма художника и год создания.
Первоначально картина была написана на дереве, затем она была переведена на холст. Для Лукаса Кранаха Старшего эта работа была первой на тему античной мифологии. Впоследствии он нарисовал еще около 30 картин с этими героями.
Картина «Венера и Амур» долгое время находилась в коллекции Генриха фон Брюля в Дрездене. В 1769 году его собрание живописи приобрела Екатерина II. Так «Венера и Амур» оказалась в Эрмитаже.
Автор: Анри Матисс
Год создания: 1910
Где можно увидеть: Эрмитаж
Картина «Танец» французского художника Анри Матисса существует в двух версиях – женской и мужской. Первая хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая – в Санкт-Петербурге. Эту работу и еще два декоративных панно в 1906 году у французского художника заказал московский коллекционер Сергей Щукин.
Для написания картины автор использовал всего три краски. Синим он раскрасил небо, розовым – тела обнаженных танцоров, зеленым – холм, а точнее его вершину.
После революции собрание Сергея Щукина было национализировано и «Танец» попал в Санкт-Петербург.