Это я, Эндичка: почему на выставке Уорхола «одни подделки»

Это я, Эндичка: почему на выставке Уорхола «одни подделки» Фото: Сергей Киселев/АГН "Москва"

Автор текста Сергей СЕЛЕДКИН

В Новой Третьяковке уже с 25 сентября 2020 года работает выставка «Я, Энди Уорхол», запланированная еще в апреле, но отложенная из-за самоизоляции.  Вроде бы, это большое событие и большая радость этой нерадостной осени. Причем, не только для взрослых, но и для детей. Что такое портреты трансгендеров, они не очень понимают, зато им очень по душе пестрая уорхоловщина, и особенно —  арт-объект «Фабрика». (Так называлась арт-студия Энди в Нью-Йорке, где можно было работать, жить, а также тусить с популярными личностями круглосуточно). Диван, на котором можно валяться и кидать друг в друга серебристые облачка, облеплен детьми еще плотнее, чем статуя Нила в ГМИИ.

Но на самом  желтом банане обязательно найдется гнильца. Или, по крайней мере, некоторым очень хочется ее найти.  Не успела выставка открыться, как на яркие краски короля поп-арта бросила тень «телега» «Небожена». Авторы канала назвали экспозицию «фейком» и «разводом на деньги» «нечистых на руку людей». Обвинения серьезные: авторка возмутилась, что на выставке представлены не оригиналы, а тиражированные работы, причем, как отмечает канал, кое-где цвета копий совсем не соответствуют тем цветам, которые давал Энди Уорхол. Например, тут:

Третьяковка отреагировала на наезд в лучших традициях товарища Огурцова из «Карнавальной ночи», немедленно заявив, что за все, что здесь происходит, она ответственности не несет. Мол, залы, где проходит выставка, переданы Союзу Художников, выставка организована этим же союзом, поэтому аляулю. Формулировка третьяковкиного ответа была странноватой, недоброжелательной и начиналась словами «во избежание недоразумений». Тут уж даже недалекие уверовали, что выставка Уорхола — это недоразумение. «Третьяковка открестилась от выставки Уорхола», — запестрели заголовки СМИ.  

В защиту Уорхола

Я — не большой любитель поп-арта. Но  не буду накидывать на вентилятор, потому что даже мне, не искусствоведу понятно, что претензии Небожены сомнительны. Обвинять работы в тиражности — значит — не представлять себе, как трудился Уорхол. Ведь, с точки зрения классического художника, у Энди — все подделка.Его самые знаменитые «шедевры» выполнены в технике шелкографии: изображение переводится при помощи проектора на ткань, обводится, обрабатывается эмульсией, создается несколько отпечатков. Получается, все работы — серийные, тиражные, оригиналов нет и быть не может.

Канал Небожены призывал вывести мошенников на чистую воду  при помощи экспертов:»Я прошу вас взять комментарии у организаторов выставки и экспертов, чтобы больше эти люди не могли подобное устраивать. Они позорят нашу страну и наш артрынок, компрометируют наши галереи«, — упиралась автор. Ну что же, к экспертам так к экспертам. Я обратился к кандидату культурологии, преподавателю Московского Гуманитарного университета Ольге Хлопониной.

  Довольно странно по отношению к Уорхолу ставить вопрос о подлинности, — подтвердила мои подозрения Ольга. —  На фабрике Энди все шло конвейером. У одной работы могло быть свыше трехсот отпечатков.

А вот выставка, по словам эксперта, никакой не развод и, напротив, подготовлена очень хорошо: «все грамотно обозначено, расписано, откуда какая коллекция из какого тиража».  В свою очередь «колоссальной работой» назвала выставку  ещё один эксперт, заместитель заведующего Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина Александра Данилова.

Специалисты отметили, что выставка дает возможность очень полно проследить жизнь Уорхола, начиная от самых ранних шагов. Например,  мы можем видеть Эндины изображения туфель, трусов и косметики для  Harper’s Bazaar и Vogue. (Кстати, с журналом Harper’s Bazaar связан неловкий момент. Когда Уорхол еще не был известным, бедствовал и жил с мамой в клоповнике, он пришел устраиваться на работу в журнал. Но когда  положил папку с рисунками на стол редактора, оттуда у всех на глазах выполз жирный таракан. Бедняга Энди чуть было не сгорел от стыда). 

Еще один замечательный раздел  — коллекция  винила, где можно найти и знаменитый конверт с «Бананом», у которого снимается желтая шкурка, обнажая розовую начинку (банан изображен на конверте с пластинками группы Velvet Underground). Естественно, среди двухсот работ есть и Мерилин Монро. Само собой, банки с супом Кэмпбелл. Но площади отданы не только очевидному. Неожиданностью было узнать на одном из портретов «Кашпировского», которого Уорхол, оказывается, тоже изобразил однажды. 

Фото: Сергей Киселев/АГН Москва

Что касается «не тех цветов», то, как объясняет Александра Данилова, «Мао» Уорхола был представлен в бесконечном количестве вариаций: «Уорхол создаёт такой вал произведений, что в конце концов даже его фонд перестаёт заниматься авторизацией». 

Так что, в целом, если не брать во внимание конской цены на билеты (600 рублей без аудиогида, 1200 с аудиогидом) — выставка удалась. А скандал с подлинностью, наверное, позабавил бы самого Энди, будь он жив.»Я хочу создавать работу так, чтобы никто не понял: это я нарисовал или нет», — любил повторять Уорхол.  Московская выставка показала: по крайней мере, эта задача выполнена. 

Расскажите об этом друзьям!