Необычные памятники Москвы: безголовая дева, валун во дворе и гастарбайтер на лавочке

Необычные памятники Москвы: безголовая дева, валун во дворе и гастарбайтер на лавочке Памятник «Похищение Европы». Фото: Андрей Кара

Необычные памятники Москвы привлекают внимание не только туристов, но и жителей столицы. Многие, кто хоть раз останавливался у гигантского табурета или грустного гастарбайтера, задумывались, что означают эти скульптуры. Оказывается все очень даже логично. Специальный корреспондент KP.RU Александра Будаева узнала историю необычных памятников Москвы.

Памятник Соньке Золотой Ручке

Находится он на Ваганьковском кладбище и выглядит странно: женская фигура, отлитая будто бы в золоте, но без головы и рук. А за спиной пальма. Вся могила буквально усыпана цветами и подношениями. Кто-то оставил дамскую сумочку, кто-то – резиночки для волос и цветные карандаши.

Памятник Соньке Золотой Ручке. Фото: wikipedia

На могиле нет имени, но считается, что здесь похоронена легендарная Сонька Золотая Ручка (реальное имя – Шейндля-Сура Блювштейн). Та самая, что смогла обмануть психиатра и ювелира: первому сказала, что ее муж помешан на драгоценностях и попросила его госпитализировать, а второму представилась женой психиатра и предложила получить деньги за ее покупки в кабинете мужа. 

— На самом деле, нет никаких доказательств того, что на Ваганьковском кладбище похоронена именно Сонька Золотая Ручка. Более того, в 1890 году на Сахалине ее видел Антон Чехов, и уже тогда она выглядела не очень хорошо. Писатель отмечал, что это была «маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом». Вряд ли была способна провернуть очередной фокус с исчезновением, — считает Майя Трифонова, сооснователь компании «Мелодии города», историк искусства, экскурсовод с 14-летним стажем. — Что касается этой могилы, то о ней известен лишь один факт: здесь похоронена женщина по имени София. Узнать больше невозможно, потому что весь архив Ваганьковского кладбища уничтожен в 1941 году. Однако воровской мир подумал и решил: пусть, мол, это будет именно наша Сонька. Поговаривают, что на памятник ей скинулись воры в законе из разных городов. Изготовил его итальянский скульптор, а на кладбище его установили в самом начале 20 века.

Изначально Сонька Золотая Ручка была изображена в виде девы из светлого мрамора. Пальма за спиной – отсыл то ли к Одессе, то ли Ницце, где когда-то жила аферистка. Как только появился памятник, к нему потянулись «страждущие» со всего мира в надежде, что, если правильно попросить, «коллега» поделится удачей. Вот только самой Соньке такое паломничество удачи не принесло. В какой момент она утратила руки, уже никто и не вспомнит, а голову она потеряла относительно недавно: в 90-е пьяные «посетители» полезли к ней целоваться, и статуя такого напора страстей не выдержала. Более того, «паломники» то и дело оставляют на дорогом мраморе надписи. Чтобы от них избавиться, Соньку позолотили. Точнее, покрыли «золотой» краской. Правда, это не помогло, и надписи исправно появляются вновь. Но теперь безголовая и безрукая дева сияет в лучах солнца прямо посреди кладбища, маня к себе и обещая несметные богатства.

Памятник «Похищение Европы»

Памятник «Похищение Европы». Фото: Михаил Фролов

Идете вы с Киевского вокзала, подходите к площади Европы. Посреди нее – фонтан, в центре которого – конструкция, которая представляет собой хитросплетение металлических труб. Смотришь в интернете описание – а это изображение древнегреческого мифа о том, как бог Зевс обернулся быком, чтобы похитить дочь финикийского царя Европу.

Дайте волю воображению, смотрите на всю конструкцию в целом. Так струи фонтана превратятся в бушующее море, по которому Зевс нес свою добычу, в изогнутых линиях проступит голова быка, а через какое-то время вы «дорисуете» себе и фигуру девушки – вот же она, приникла к правому рогу.

Скульптура эта – подарок Брюсселя Москве. Автор — Оливье Стребель, известный художник-символист. Фонтан вокруг его скульптуры построили по проекту скульптора Юрия Платонова. Результат получился отличный: работы художников идеально дополнили друг друга. Хотя замысел и не понятен с первого взгляда.

Памятник Яйцу

Он стоит возле технического лицея №1501 в Тихвинском переулке. Майя Трифонова объяснила, что такие объекты, которые могут показаться нелепыми, устанавливать начали лет 20 назад.

— Их главная цель – вырвать вас из рутины, помочь отвлечься, эмоционально «перезагрузиться» — в условиях мегаполиса это очень важно. Вот вы бежите по делам, думаете о чем-то своем. Раз – и перед вами яйцо с человеческий рост. И ход ваших мыслей прерывается. Вы задумываетесь, что это, зачем и почему. А это, между прочим, метафора того, что студенты колледжа «вылупляются» во взрослую жизнь, — говорит экскурсовод.

Памятник Ерунде

Памятник Ерунде. Фото: Михаил Фролов

Он находится во дворе дома 3 во 2-м Новоподмосковном переулке в Войковском районе. Валун, по словам экскурсовода, появился во время благоустройства местного сквера. Образовалось свободной пространство, куда буквально просилась какая-то скульптура или памятник. Поставили валун, на его неровностях высадили цветочки. А что? Креативненько. Когда кто-то спрашивали местных, что это, те только рукой махали: «А! Ерунда!» Так обычный валун превратился в арт-объект, который на картах обозначается, как «Памятник ерунде».

Памятник табурету

Он раньше стоял у Музея мебели на ул.Таганской, 13, потом — на ВДНХ. И вообще изначально был рекламой.

— История эта началась в Дубне в 2004 году: мебельная фабрика установила стул высотой 9,5 метров на дороге, которая вела прямо к предприятию. Преподнесли это как арт-объект и подарок Дубне ко дню города, а оказалось очень удачной рекламной кампанией, и конструкция быстро окупилась, — рассказала Майя Трифонова. — В середине 2010-х гигантскую мебель стали устанавливать по всей Европе: скамейки на набережных, кресла, табуреты, и каждый раз это приносило в конечном счете выгоду.

Так гигантомания постепенно охватила весь мир: гигантские скамейки появились в Калуге, Самаре, Нижнем Новгороде, Минске. За ними последовали гигантские валенки в (Санкт-Петербурге), матрешки (в Подмосковье) и даже огромная детская голова (в Екатеринбурге).

Памятник “Пронзенный Пегас”

Скульптура в виде Пегаса, насаженного на пики, расположена в сквере академика Сахарова и посвящена российской интеллигенции, которая пострадала от тоталитаризма. По словам Майи Трифоновой, метафора тут классическая: пронзенный Пегас — это прерванный полет мысли, сломленное вдохновение, человек, которому не дали творить. 

— Скульптурную композицию не доделали, — пояснила экскурсовод. — Изначально планировалось, что вокруг Пегаса установят скульптуры Бориса Пастернака, Николая Гумилева и Осипа Мандельштама, но директор музея Сахарова, который расположен поблизости, воспротивился: мол, во все времена были, есть и будут люди, которые совершают прорыв и страдают от несправедливости, поэтому Пегаса оставили в одиночестве просто как символ.

Памятник Грустному гастарбайтеру 

Скульптура в Лермонтовском сквере рядом со станцией метро «Красные ворота» появилась в 1929 году. Посвящена она изначально сезонному рабочему. Но народ, как это часто бывает, осмыслил все по-своему. 

-Идея была в том, что 19-20 веке крестьяне на зиму приезжали на заработки из деревни в город. Шли к Красным воротам, где была рабочая биржа и внимательно смотрели в окна: если там стояла зажженная свеча, то в этом месте готовы были предложить работу, можно постучаться, — рассказывает Майя Трифонова. — В наши 90-е на заработки стали приезжать. Кто? Правильно, чаще всего – мигранты. Поэтому скульптура в народе теперь известна как «Памятник гастарбайтеру». Вот такое переосмысление.

Памятник первому водопроводу

Памятник первому водопроводу. Фото: wikipedia

Памятник первому водопроводу поставили в 2004 году на въезде в город Мытищи со стороны Волковского шоссе. Он посвящен 200-летию первого московского централизованного водопровода. Не все, наверное, знают, но столичный водопровод начинался именно там. 

-На рубеже 18-19 веков императрица Екатерина II приказала проложить трубы от верховьев реки Яузы, где вода была очень чистой, прямо к городу. Стройка началась возле поселения Большие Мытищи, — рассказывает Майя Трифонова. — Именно там проложили первый деревянный водопровод, опробовали технологию, а потом сделали «нормальный» каменный по левой стороне проспекта Мира, если ехать по направлению в центр Москвы. 

Об огромном прорыве жителям Мытищ сейчас напоминают три разноцветные трубы. Вроде незамысловато, но знающие люди поймут, о чем речь.

Расскажите об этом друзьям!