Необычные памятники Москвы привлекают внимание не только туристов, но и жителей столицы. Многие, кто хоть раз останавливался у гигантского табурета или грустного гастарбайтера, задумывались, что означают эти скульптуры. Оказывается все очень даже логично. Специальный корреспондент KP.RU Александра Будаева узнала историю необычных памятников Москвы.
Находится он на Ваганьковском кладбище и выглядит странно: женская фигура, отлитая будто бы в золоте, но без головы и рук. А за спиной пальма. Вся могила буквально усыпана цветами и подношениями. Кто-то оставил дамскую сумочку, кто-то – резиночки для волос и цветные карандаши.
На могиле нет имени, но считается, что здесь похоронена легендарная Сонька Золотая Ручка (реальное имя – Шейндля-Сура Блювштейн). Та самая, что смогла обмануть психиатра и ювелира: первому сказала, что ее муж помешан на драгоценностях и попросила его госпитализировать, а второму представилась женой психиатра и предложила получить деньги за ее покупки в кабинете мужа.
— На самом деле, нет никаких доказательств того, что на Ваганьковском кладбище похоронена именно Сонька Золотая Ручка. Более того, в 1890 году на Сахалине ее видел Антон Чехов, и уже тогда она выглядела не очень хорошо. Писатель отмечал, что это была «маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом». Вряд ли была способна провернуть очередной фокус с исчезновением, — считает Майя Трифонова, сооснователь компании «Мелодии города», историк искусства, экскурсовод с 14-летним стажем. — Что касается этой могилы, то о ней известен лишь один факт: здесь похоронена женщина по имени София. Узнать больше невозможно, потому что весь архив Ваганьковского кладбища уничтожен в 1941 году. Однако воровской мир подумал и решил: пусть, мол, это будет именно наша Сонька. Поговаривают, что на памятник ей скинулись воры в законе из разных городов. Изготовил его итальянский скульптор, а на кладбище его установили в самом начале 20 века.
Изначально Сонька Золотая Ручка была изображена в виде девы из светлого мрамора. Пальма за спиной – отсыл то ли к Одессе, то ли Ницце, где когда-то жила аферистка. Как только появился памятник, к нему потянулись «страждущие» со всего мира в надежде, что, если правильно попросить, «коллега» поделится удачей. Вот только самой Соньке такое паломничество удачи не принесло. В какой момент она утратила руки, уже никто и не вспомнит, а голову она потеряла относительно недавно: в 90-е пьяные «посетители» полезли к ней целоваться, и статуя такого напора страстей не выдержала. Более того, «паломники» то и дело оставляют на дорогом мраморе надписи. Чтобы от них избавиться, Соньку позолотили. Точнее, покрыли «золотой» краской. Правда, это не помогло, и надписи исправно появляются вновь. Но теперь безголовая и безрукая дева сияет в лучах солнца прямо посреди кладбища, маня к себе и обещая несметные богатства.
Идете вы с Киевского вокзала, подходите к площади Европы. Посреди нее – фонтан, в центре которого – конструкция, которая представляет собой хитросплетение металлических труб. Смотришь в интернете описание – а это изображение древнегреческого мифа о том, как бог Зевс обернулся быком, чтобы похитить дочь финикийского царя Европу.
Дайте волю воображению, смотрите на всю конструкцию в целом. Так струи фонтана превратятся в бушующее море, по которому Зевс нес свою добычу, в изогнутых линиях проступит голова быка, а через какое-то время вы «дорисуете» себе и фигуру девушки – вот же она, приникла к правому рогу.
Скульптура эта – подарок Брюсселя Москве. Автор — Оливье Стребель, известный художник-символист. Фонтан вокруг его скульптуры построили по проекту скульптора Юрия Платонова. Результат получился отличный: работы художников идеально дополнили друг друга. Хотя замысел и не понятен с первого взгляда.
Он стоит возле технического лицея №1501 в Тихвинском переулке. Майя Трифонова объяснила, что такие объекты, которые могут показаться нелепыми, устанавливать начали лет 20 назад.
— Их главная цель – вырвать вас из рутины, помочь отвлечься, эмоционально «перезагрузиться» — в условиях мегаполиса это очень важно. Вот вы бежите по делам, думаете о чем-то своем. Раз – и перед вами яйцо с человеческий рост. И ход ваших мыслей прерывается. Вы задумываетесь, что это, зачем и почему. А это, между прочим, метафора того, что студенты колледжа «вылупляются» во взрослую жизнь, — говорит экскурсовод.
Он находится во дворе дома 3 во 2-м Новоподмосковном переулке в Войковском районе. Валун, по словам экскурсовода, появился во время благоустройства местного сквера. Образовалось свободной пространство, куда буквально просилась какая-то скульптура или памятник. Поставили валун, на его неровностях высадили цветочки. А что? Креативненько. Когда кто-то спрашивали местных, что это, те только рукой махали: «А! Ерунда!» Так обычный валун превратился в арт-объект, который на картах обозначается, как «Памятник ерунде».
Он раньше стоял у Музея мебели на ул.Таганской, 13, потом — на ВДНХ. И вообще изначально был рекламой.
— История эта началась в Дубне в 2004 году: мебельная фабрика установила стул высотой 9,5 метров на дороге, которая вела прямо к предприятию. Преподнесли это как арт-объект и подарок Дубне ко дню города, а оказалось очень удачной рекламной кампанией, и конструкция быстро окупилась, — рассказала Майя Трифонова. — В середине 2010-х гигантскую мебель стали устанавливать по всей Европе: скамейки на набережных, кресла, табуреты, и каждый раз это приносило в конечном счете выгоду.
Так гигантомания постепенно охватила весь мир: гигантские скамейки появились в Калуге, Самаре, Нижнем Новгороде, Минске. За ними последовали гигантские валенки в (Санкт-Петербурге), матрешки (в Подмосковье) и даже огромная детская голова (в Екатеринбурге).
Скульптура в виде Пегаса, насаженного на пики, расположена в сквере академика Сахарова и посвящена российской интеллигенции, которая пострадала от тоталитаризма. По словам Майи Трифоновой, метафора тут классическая: пронзенный Пегас — это прерванный полет мысли, сломленное вдохновение, человек, которому не дали творить.
— Скульптурную композицию не доделали, — пояснила экскурсовод. — Изначально планировалось, что вокруг Пегаса установят скульптуры Бориса Пастернака, Николая Гумилева и Осипа Мандельштама, но директор музея Сахарова, который расположен поблизости, воспротивился: мол, во все времена были, есть и будут люди, которые совершают прорыв и страдают от несправедливости, поэтому Пегаса оставили в одиночестве просто как символ.
Скульптура в Лермонтовском сквере рядом со станцией метро «Красные ворота» появилась в 1929 году. Посвящена она изначально сезонному рабочему. Но народ, как это часто бывает, осмыслил все по-своему.
-Идея была в том, что 19-20 веке крестьяне на зиму приезжали на заработки из деревни в город. Шли к Красным воротам, где была рабочая биржа и внимательно смотрели в окна: если там стояла зажженная свеча, то в этом месте готовы были предложить работу, можно постучаться, — рассказывает Майя Трифонова. — В наши 90-е на заработки стали приезжать. Кто? Правильно, чаще всего – мигранты. Поэтому скульптура в народе теперь известна как «Памятник гастарбайтеру». Вот такое переосмысление.
Памятник первому водопроводу поставили в 2004 году на въезде в город Мытищи со стороны Волковского шоссе. Он посвящен 200-летию первого московского централизованного водопровода. Не все, наверное, знают, но столичный водопровод начинался именно там.
-На рубеже 18-19 веков императрица Екатерина II приказала проложить трубы от верховьев реки Яузы, где вода была очень чистой, прямо к городу. Стройка началась возле поселения Большие Мытищи, — рассказывает Майя Трифонова. — Именно там проложили первый деревянный водопровод, опробовали технологию, а потом сделали «нормальный» каменный по левой стороне проспекта Мира, если ехать по направлению в центр Москвы.
Об огромном прорыве жителям Мытищ сейчас напоминают три разноцветные трубы. Вроде незамысловато, но знающие люди поймут, о чем речь.