10 декабря 2024 года в Театре Пушкина в Москве состоялась премьера спектакля «Плохие хорошие». Постановка создана по комедии нравов английского драматурга Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Автором сценической версии стал Сергей Плотов, чуть сокративший пьесу и слегка дополнивший ее фразами из других произведений драматурга. Режиссёром выступил художественный руководитель театра Евгений Писарев. На премьере побывала обозреватель КП-Афиши Рената Белялова, которая рассказала о спектакле «Плохие хорошие» в своей рецензии.
Это не просто очередная новинка столичного театра. Спектакль несёт символическое значение, дата премьеры приурочена к 110-летию Камерного театра Таирова, находившегося прежде в этом здании. Последним спектаклем худрука Камерного был именно «Веер леди Уиндермир», доведенный до генеральной репетиции, но так и не сыгранный перед публикой. Поэтому сейчас, в год 75-летия театра Пушкина, Евгений Писарев отдает дань мастерам прошлого и дарит сцене возможность договорить то, что ей не удалось сказать прежде.
Премьера «Плохие хорошие», помимо всего прочего, приурочена и к 170-летию Оскара Уайльда, которого Писарев различными драматургическими и техническими приемами возносит над постановкой и зрительным залом. Но об этом после.
Сцена выполнена в виде картинной рамы и украшена светодиодными полосами и нарисованными портьерами. Там разворачивается, как принято в комедийном жанре, — трагедия человеческой души. Вводит зрителей в нужное состояние ироничный и талантливый Марк Кондратьев, исполнивший роль дворецкого Патрика.
С самого начала мы замечаем особенность режиссерской версии Писарева — одним из главных героев постановки является музыка, звучащая из стоящего рядом фортепиано. Ее изменения характеризуют персонажей, подчеркивают их достоинства, недостатки и слабости, обнажая истинную суть. Но, чтобы прочитать героев, нужно приложить немалые усилия, ведь красота костюмов, обаяние актеров и английский юмор классика не дают возможности строго следить за деталями.
Все вступительные заигрывания со зрителями приводят к тому, что в центре внимания возникает молодая девушка Маргарет Уиндермир, ей исполнился 21 год. К этому возрасту она успела выйти замуж и стать матерью. Нежная, наивная и правильная, она выросла с отцом и всю свою жизнь свято верила, что её мать — самое благородное и чистое существо, преждевременно покинувшее земную жизнь. Храня её девичий образ в своём кулоне и боготворя, как недостижимый идеал, Маргарет живет правильной жизнью и верит, что мама бы гордилась такой дочкой.
Но день рождения девушки омрачается дошедшими до нее слухами, что её муж уже полгода каждый день общается с дамой сомнительной репутации, оплачивает её расходы и несколько раз в неделю запирается с ней в её новой квартире. Подозревая мужа в измене, она оказывается беззащитной перед настойчивыми ухаживаниями Эдвина Дарлингтона (Кирилл Чернышенко). Маргарет встречает разлучницу на вечере в честь своего дня рождения. Она теряет рассудок и решает из хорошей стать плохой, лишь бы не страдать. Героиня уходит в квартиру к Эдвину, думая уехать с ним из Англии. Но за ней следует миссис Эрлин, та самая любовница мужа, пробуждает в девушке материнские чувства к оставленному дома шестимесячному сыну и подставляет под удар свою репутацию, лишь бы уберечь честь Маргарет.
Размышляя о полностью хороших и полностью плохих людях Оскар Уайльд вкладывает в реплику героини такую истину: «Нельзя делить людей на дурных и хороших, как будто это разные сорта или породы. В женщинах, которых называют хорошими, таится много страшного – безрассудные порывы ревности, упрямства, греховные мысли. А те, так называемые дурные женщины — способны на муки, раскаяние, жалость, самопожертвование».
Писарев делает эту идею материальной и создаёт на её основе декорации и костюмы героинь. Серые платья девушек в первом акте олицетворяют облики не наделенных характеристикой людей. Но во втором они сменяются на контрастные образы. На белом платье Маргарет появляются черные цветы, как бы показывая, что в ней есть и темная сторона. Костюм миссис Эрлин разделяется пополам черными и белыми полосами, символизируя, что эта женщина не настолько плоха, она способна на доброту.
Мысль драматурга и режиссера становится понятнее, если узнать развязку, но её мы раскрывать не станем. Только скажем, что комедия нравов завершается подарком от создателей — на заднем экране проецируется оживленный нейросетью образ Оскара Уаильда, подмигивающий зрителям.
Спектакль наполнен светомузыкой, танцами, пением, звучанием фортепиано и современными битами. Великолепные, детализированные костюмы Виктории Севрюковой погружают в мир интриг высшего света, существующего вне эпохи. Сценическое пространство восхищает своей гармоничностью.
«Плохие хорошие» — история о людях, совмещающих в себе и доброе, и злое. Каждый из артистов показал себя с новой стороны. На сцене можно увидеть Дмитрия Власкина в роли Артура Уиндермира, новую актрису театра, дебютантку Евгению Леонову в роли Маргарет Уиндермир, обворожительную Викторию Исакову в роли Миссис Эрлин, звонкоголосого Марка Кондратьева в роли Патрика и многих других.