На Крымском валу открылась крупнейшая в истории выставка работ одного из самых загадочных российских художников Михаила Врубеля — невиданный доселе шанс разгадать секрет, который безумный гений унес в могилу. Экспозицию посмотрела наш корреспондент Ярослава ТАНЬКОВА
Был ли Врубель селфхармщиком
Таинственная и даже скандальная аура гения накрывает еще в очереди на выставку Врубеля, где у посетителей проверяют паспорт и QR-код:
— …Он же селфхармщиком был – всю грудь себе исполосовал, чтобы заглушить боль неразделенной любви!
— …И лебедь, и демоны, и ангелы на самом деле одно лицо — его обожаемая жена, певица Надежда Забела! Ее портрет был условием свадьбы, и понеслось!..
Это спорят, перебивая друг друга, стая девчонок. Студентки художки, похоже.
— …Не, он «Поверженного демона» с сына писал,- тот с заячьей губой родился, Врубель дико переживал. Он и в дурдом загремел, когда мальчик все же умер.
— А мне кажется, он просто свои кошмары периодически писал, как Гоголь! Демоны, как живые трупы — неестественно вывернутые конечности и голова повернуты в разные стороны, краски мертвенные… Горы в летящем демоне, если присмотреться — скомканный шелк, которым выстилают дно гроба.
— …Ну, при чем тут трупы? Его Демон – дух непонятого творца! Его дух!..
Самое интересное, что все спорящие в чем-то правы. И личность художника, и его творчество остаются ребусом, который потомки до сих безуспешно пытаются разгадать.
«Врубель хотел быть понятым. Он оставил нам подсказки в своих картинах…» – говорит Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. «…Поэтому это не просто выставка, а именно квест!» — вторит Ирина Шуманова, заведующая отделом графики и один из кураторов выставки. Картины развешены не по времени создания работ, а по темам. Ведь, как говорят искусствоведы, в творчестве Врубеля ни один мотив не возникает ниоткуда и не уходит в никуда. Пространство организовано так, чтобы, стоя у одного полотна, понять, какая из картин в логической цепочке следующая.
Его отвергали за то, за что потом превозносили
Современники Врубеля не понимали, а некоторые, наверное, даже боялись. Смеялись. Ведь смеются, чтобы побороть мистический страх. Картины зачастую просто стыдились покупать, ведь официальная критика была нелестной: «странные пропорции, неестественные цвета…».
От его полотен отказывались, а потом кусали локти. Яркий пример читается в представленной в одном из залов «Линии жизни» (иллюстрированной биографии) художника: «Начало 1902-го года – Совет Третьяковской галереи отказывается приобретать картину «Демон поверженный» (за 3 000 рублей ее приобретает частный коллекционер В.В. фон Мекк)…начало 1903-го — Совет Третьяковской галереи приобретает с выставки эскиз к «Демону Поверженному»!
Вечная история великих, которых оценивают вослед, после, когда и спросить уже не с кого. Так и с Врубелем. Сначала презирали и отвергали, позже за то же самое превозносили. Теперь его живописи приписывают мистические свойства и даже болезнь – шизофрению — обожествляют. Он давно обосновался на Олимпе русской живописи. Но ничего подобного нынешней выставке до сих пор просто не было (последняя проводилась в Москве в 1956 году и сильно уступала по размаху).
На трех этажах собраны более 300 работ из девяти российских и зарубежных музеев (прежде всего Третьяковской галереи и Русского музея) и восьми частных собраний. Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски… И поверьте, если вы любите мистику и живопись, разочарованы не будете точно!
Кто или что спрятано в образе Демона?
Но дело не только в мистике. Дело в реальной тайне, которая пронизывает все творчество великого художника. Например, одержимость образом демона, который присутствует явно на нескольких знаменитых картинах. Но, если присмотреться, его профиль виден почти в каждом полотне, даже в карандашных этюдах, на которых мастер упрямо изображает складки смятого одеяла, платья, халата. Даже в серии мистических зарисовок одной и той же перламутровой ракушки можно рассмотреть нечто. Кто это? Чей образ так упорно преследует Врубеля? Его собственный мятущийся дар непонятого гения? А может, мучающая его душу болезнь, или даже любовь?
Пытаясь найти ответы, я бродила по залам туда и обратно несколько раз. И, в очередной раз проходя мимо знаменитых Сиреней, заметила сидящую на полу перед полотном маленькую девочку. Она старательно малевала в тетрадке, пытаясь срисовать картину.
— А почему ты выбрала именно Сирень?
— Потому что с нее все начинается.
— В смысле?
— Она, – девочка показывает на призрачную фигуру в тени куста, – пришла с других картин и потом уходит в другие картины.
— Тебе кто-то рассказал?
— Нет, я просто увидела.
И не важно, что рассуждение не по канонам! В поговорке про «глаголящую истину» не упоминается об искусствоведах, а вот про «уста ребенка» — сказано. Так что, возможно, тот самый удачный портрет, который был обещан после свадьбы Надежде Забеле – вовсе не портрет, и даже не Царевна-Лебедь.
Выставка открыта по 8 марта 2022 года включительно. Обязательно идите! Можно просто бродить по залам, слушая официальные аудио-гиды, можно без них. Можно подготовиться, заранее прослушав выложенные на сайте Третьяковки аудио-ключи, и пройти по выставке, разгадывая квест. А можно просто отправиться на поиски тайны Врубеля. Тем более, что впервые можно пересмотреть, сравнить и сопоставить с биографией все его работы. И, возможно, кому-то удастся разгадать, почему, например, у почти одновременно написанных, в 1904-1905 годах, Пророков (по стихотворению Пушкина) такие знакомые, но разные лица: один (его еще называют Шестикрылым Серафимом) – очень похож и на демонов, и на Надежду Забелу-Врубель, а второй, больше напоминающий образ страдающего Христа – почти стопроцентный автопортрет художника. Что Врубель хотел сказать этим?