Автор текста Сергей СЕЛЕДКИН
В Кремле представили работы лучших отечественных эмальеров конца 19-начала 20 века.
Эмаль бывает перегородчатая, она же клуазонне; эмаль по скани; выемчатая или шамплеве; эмаль по рельефу, знаменитая витражная, и, самое главное, — живопись по эмали. Теперь непонятные слова наполнились смыслом и различиями, потому что в Музеях Московского Кремля открылась выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали».
Говорим «Фаберже», подразумеваем яйца. Говорим «яйца» — подразумеваем «императорские». По сути, это были киндер-сюрпризы, выполненные по заказам государей, внутрь которых ювелир вкладывал что-то необычное: золотую курочку с рубиновыми глазками, карету, букетики. По миру раскатились пятьдесят императорских яиц, пять из которых считаются самыми расчудесными. На выставке в Кремле представлены два, в работе над которыми мастера использовали разные виды эмали.
Честно скажу, эти яйца нужно увидеть, потому что картинки и пересказы не воспроизводят ничего.
Символ кремлевской коллекции — пасхальное яйцо «Московский кремль», которое заводится ключиком и исполняет Херувимские мелодии композитора Кастальского. Но меня поразило яйцо «Сибирский поезд». Сюрпризом, вложенным в белоснежную эмалевую скорлупу, оказался целый железнодорожный состав из пяти золотых вагончиков и платинового локомотива. Окошки в вагончиках сделаны из горного хрусталя, в лупу видны надписи: купе для курящих, некурящих, купе 1 класса, 2 класса, купе для дам. Последним прицеплен вагончик-церковь, внутри которого можно разглядеть колокола на веревочках. Поезд заводится золотым ключом, после чего весь состав, сверкая бриллиантовыми фарами и рубиновым фонарем, приходит в движение.
Это чудесное яйцо подарил супруге император Николай Второй. Кстати, одно из выставочных откровений — Фаберже первым стал использовать платину в украшениях. До этого она не особенно ценилась.
Когда первое восхищение от вида знаменитых яиц проходит — понимаешь, что не яйцами едиными.
— Все говорят о петербургских вещах Фаберже в классическом стиле, но мы захотели показать московскую традицию. Все-таки здесь, в Москве, работала фабрика Фаберже с серебряным цехом, — говорит куратор выставки Татьяна Мунтян.
Среди экспонатов — «московские» изделия Фаберже, выполненные в русском стиле — ковши, чарки, ларцы, шитые жемчугом по матовым эмалевым фонам, похожим на бархат.
Расшивка жемчугом — абсолютное ноу-хау мастера. Он нанизывал жемчуг на проволоку, затем выгибал нужный узор и поперечными стежками, практически как швея, прикреплял к поверхности серебра.
В 19 веке иностранцы сходили с ума по нашей витражной эмали, называя ее «русским чудом». Непостижимым образом она держалась в ажурных сквозных перегородках и светилась, как средневековый витраж. Образец «русского чуда» представляют собой лампады.
Интересный экспонат — стопа (нечто вроде кубков) Шаляпина, подаренная великому певцу Верой Хлудовой. Богачка, меценатка и эксцентричная особа, спавшая на одной кровати с тигрицей Сонькой, подарила Федору Ивановичу на тридцатилетие стопу в стилистике 17 века, украшенную эмалью по скани и птицами Сиринами.
Очень милое сокровище — наполненный эмалевыми грибочками туесок, словно бы сплетенный из лыка. Такое «лыковое» плетение — это знаменитая имитационная техника. Наши серебряных дел мастера были способны делать из серебра дерево, бересту, тонкую ткань и даже газету, причем, так иллюзорно, что посетители выставок удивлялись: почему салфетки и бумага попали в коллекцию серебряных вещей?
А когда глаза привыкают к блеску сокровищ, понимаешь, что и не Фаберже единым. На этикетках все чаще встречается фамилия «Рюкерт».
«А кто это?» — спрашиваешь у куратора, и тогда открывается самое интересное.
Федор Рюкерт был мэтром живописи по эмали: он добиваться абсолютно акварельного эффекта, протравливая изображение парами кислоты, чтобы достичь матовости. К его помощи обратился Фаберже, когда открыл фабрику в Москве. Неудивительно, что мастер оставался в тени ювелирного дома: ведь клеймо Фаберже ставилось поверх клейма Рюкерта.
Сегодня атрибуированные произведения ювелира — большая редкость. Даже в музеях Кремля их всего десять. Для нынешней выставки работы Рюкерта собирали по всему миру. В том числе, один из кубков прилетел из музея Виктории и Альберта. Особое место среди экспонатов занимает икона в окладе Введение Богоматери во храм. По легенде, икона необыкновенной красоты была подарена Николаем Вторым супруге, но до долгое время она считалась утраченной.
— Я сама видела ее изображения только в черно-белом варианте на фотографиях, — рассказывает Татьяна Мунтян. — Наши исследователи полагали, что оклад выполнен Фаберже, но недавно обнаружилось, что икона появилась на одном из западных аукционов, правильно атрибуирована как работа Рюкерта, и купил ее российский коллекционер.
В этом произведении ювелир продемонстрировал все умения. Здесь использованы разные виды эмалей приглушенных тонов (Рюкерт первым стал вводить в пеструю московскую гамму благородные оттенки), специалисты восхищаются светоносными оживками на лицах, но что доступно пониманию даже непрофессионалов — это свечи, которые держат в руках иерусалимские девы. Мастеру удалось сделать пламя подвижным и мерцающим среди декоративного великолепия.
Выставка открыта с 9 октября по 10 января 2021 года в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. Посещение организовано по сеансам каждые полчаса с 10 до 16 часов. Билет 500 рублей. Купить билет онлайн можно на сайте tickets.kreml.ru.
Кстати
За день до открытия выставки журналистам представили сенсационную новость. Музеи Кремля стали обладателями архивов семьи Фаберже, завещанных правнучкой царского мастера, Татьяной Федоровной.
Татьяна Федоровна умерла в феврале этого года в Париже, и ее волей было — передать в государственный музей бумаги, связанные с именем ее великих предков. В архиве собраны уникальные фотографии и документы, большая часть которых посвящена жизни семьи за пределами России. Документы еще предстоит изучать, но уже сейчас эксперты представили ряд ценнейших экспонатов. Это бюст Карла Фаберже и его фотографии (прежде изображения ювелира у наших искусствоведов не было). А также — альбом с фотографиями изделий Фаберже, листая который, можно увидеть ныне утерянные вещи мастера.