Семейные реликвии проверят на экспертизе: какие ценности несут на исследование в музей посетители

Семейные реликвии проверят на экспертизе: какие ценности несут на исследование в музей посетители Музей Рублева. Фото: Оксана Фомина

У музея древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева на Андроньевской площади удивительная история. До 1918 года здесь был Спасо-Андроников монастырь, в котором в свое время творил и был погребен иконописец Андрей Рублев. После революции обитель на несколько лет превратили в лагерь, для «нежелательных элементов».

Стены монастыря разрушались, ценности новая власть изымала, а с памятниками расправлялась без дрожи в сердце. Несколько лет в монастыре жили рабочие завода «Серп и молот» со своими семьями. В 1935-м монастырь и вовсе помышляли снести… Но, как говорят в таких случаях, Господь отвел. Только в 1947-м году здесь организовали музей древнерусской культуры.

Аплодисменты за выставки

В «Ночь искусств» экскурсионные прогулки по выставкам и монастырю были рассчитаны на 30 минут. В реальности же экскурсоводов не отпускали гораздо дольше. На основной экспозиции показывают самый цвет коллекции музея – иконы, созданные в 12-13 веках. Каждый экскурсовод делает акцент на чем-то своем. Один объясняет, как определить, что действие сюжета происходит внутри дома, другой обращает внимание на жертвоприношение в чаше, стоящей в центре стола, за которым сидят ангелы знаменитой Троицы.

Музей Рублева. Фото: Оксана Фомина

Конечно, всех захватывает история Спаса Нерукотворного. Почему он Нерукотворный, почему лик написан на ткани? Эта история связана с царем Эдессы Авгарем. Он был болен проказой, и отправил за Иисусом своих посланников. Иисус не смог поехать с ними к больному царю. Он умыл лицо, обтер его платом и отдал кусок ткани с отпечатком своего лика посланникам. Авгарь же, прикоснувшись к плату, полностью исцелился от проказы. Собственно, с того самого изображения на куске ткани и пошла традиция писать Спаса Нерукотворного. Кстати, после прогулок по выставкам и интересных историй группы обязательно награждали своих экскурсоводов аплодисментами.

И подпись «Рублев»

Образ, который принесли на экспертизу, и потом взяли на выставку

Экспертиза икон, рукописных книг, церковного медного литья и других церковных предметов проходит во флигеле у входа в монастырь. Желающих здесь полный коридор! Каждый приживает к груди драгоценный сверток. За один вечер сотрудники музея успевают посмотреть около 60 предметов искусства.

Музей Рублева. Фото: Оксана Фомина

Я, кстати, тоже захватила с собой «щепочку», как назвали маленькую икону с отколотым краем искусствоведы. На ней лик Николая чудотворца. Собственно, это все, что о ней известно. При внимательном изучении (в арсенале у музейщиков и лупы, и микроскоп специальный) выяснилось, что лик переписан. Под ним бумага с дореволюционным шрифтом. Такую нередко подкладывали под письмо, чтобы краска держалась лучше. В иконах подороже использовали холстину. Писали икону где-то в Сибири. Над подобными образами, как правило, работала целая артель. Часть художников были то ли не сильно грамотными, то ли не слишком старательными: по бокам от святителя Николая в кружочках нарисовали не Христа и Богородицу, как было принято, а совсем непонятных личностей. Зато, чтобы икона продавалась хорошо, в правом нижнем углу гордо поставили автограф – Рублев. Эта фамилия волшебным образом повышала шансы иконы на продажу.

По словам Ольги Никольской, научного сотрудника музея, среди того, что есть у горожан, бывают выдающиеся экземпляры. Не так давно одну такую икону с редким сюжетом на тему Воскрешения и сошествия в ад даже «позвали» на выставку.

Достояние России

Музей Рублева. Фото: Оксана Фомина

На экспертизу приносят свои экспонаты также те, кто хотят выехать из России навсегда или на время. Кстати, по поводу старинных предметов есть один нюанс. Не все их можно вывозить из страны, даже если они в вашей собственности. К примеру, икона, которая передавалась из поколения в поколение, вроде как, и семейная реликвия, но в тоже время – культурная ценность России. И если научные сотрудники датируют ее ранее 1900 года, то вывезти за рубеж, тем более навсегда, «наследство» не представляется возможным. Реально оформить временный вывоз, такое разрешение дает право взять с собой за границу ценность на три года, потом этот срок можно продлить еще на два года. Но если после истечении этого срока икона не вернется в Россию, может даже начаться уголовное преследование, в УК РФ есть соответствующая статья (190-я).

Музей Рублева. Фото: Оксана Фомина

«То есть мне может грозить реальный срок?» – спрашивает женщина, которая как раз оценивает 8 предметов, часть из которых, как выяснилось, не имеют права покидать Россию. «Да, реальный срок», – предупреждает музейный работник.

В следующий раз Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева ждет на бесплатные экскурсии и экспертизу в мае 2023-го, на «Ночь музеев».

Расскажите об этом друзьям!