9 жемчужин Покровского собора Москвы: главные экспонаты музея в Храме Василия Блаженного

9 жемчужин Покровского собора Москвы: главные экспонаты музея в Храме Василия Блаженного Главы церквей Покровского собора. Фото: shm.ru

Покровский собор, он же Храм Василия Блаженного, — музей и действующий храм. Взрослые посетители воспринимают его как национальную святыню, восхищаются красотой росписей, интерьеров и подлинными реликвиями. Дети испытывают восторг от низких сводов, потайной лестницы и узких переходов, напоминающих лабиринты. У Покровского собора наполненная удивительными и драматическими событиями история и не менее насыщенная современная жизнь. Рассказываем про главные экспонаты Покровского собора.

В конце XIX века священник Покровского собора Иоанн Иоаннович Кузнецов (ставший впоследствии протоиереем) в архивных документах обнаружил имена строителей храма — Постника и Бармы. Прежде считалось, что это творение иностранных мастеров.  Бытовавшую в древности легенду об ослеплении зодчего Покровского собора объединили безо всяких на то оснований с именами Постника и Бармы. Так родилась широко распространенная, но не подтвержденная документально, история о коварном поступке царя Ивана Грозного.

И. И. Кузнецов (1863–1923)

Запутанные лабиринты

Массивный подклет (нежилой нижний этаж под верхним жилым помещением), на котором возвышается Покровский собор, состоит из множества помещений разной конфигурации и размеров. Узкие переходы между ними создают сложную картину запутанного лабиринта. Кажется, что зодчие специально задумали выстроить подклет так, чтобы в нем непросто было ориентироваться посторонним. В большинстве помещений стены и своды демонстрируют хорошо сохранившуюся первоначальную кирпичную кладку. Основания стен сложены из кирпичей большого размера, а своды — из маломерного. 

Из северного подклета в Покровскую церковь ведут высокие ступени белокаменной лестницы. Она устроена в толще стен так, что вход на нее не сразу заметен. В древности о существовании лестницы знали только посвященные, так как в подклетах хранились ценности. Высота некоторых ступеней намного превышает привычные размеры. Трудно представить, как по такой лестнице ходили в XVI-XVII веках, когда единственным источником света могла быть свеча в руке.

Место, где хранилась царская казна

В древности помещения подклета собора были недоступны для прихожан. В его кирпичных стенах устроены различные ниши. Есть среди них арочные нишки-«печуры», форма которых напоминает выемки, располагающиеся сбоку на русской печи. Есть большие ниши, в которые можно зайти. Они закрывались дверями, о чем свидетельствуют сохранившиеся металлические навесы. Глубокие ниши-тайники использовали как хранилища. В одной из летописей говорится, что в подклете Покровского собора хранилась царская казна. Зажиточные горожане также могли приносить сюда свое имущество. Прочные стены надежно защищали сложенные в сундуки ценности от грабителей и от частых в средневековой Москве пожаров.

Сложная пространственная композиция Покровского собора ставила перед зодчими задачу устройства вентиляции здания. Она усугублялась тем, что некоторые помещения подклета были лишены окон. Приток свежего воздуха даже в дальние от входа уголки осуществлялся через узкие отверстия в стенах — продухи, напоминающие по форме бойницы. Как правило, в одном помещении находится два продуха, расположенных напротив друг друга. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат подклета в любое время года.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, в подклете Покровского собора размещались вражеские конюшни. При отступлении из столицы Наполеон приказал взорвать собор, однако благодаря счастливой случайности французы не успели выполнить распоряжение. 

Битва русских с французами в Кремле.Ругендас И.Л.

Росписи, где ни один цветок не повторяется

Центральную церковь собора окружает сплошь покрытая росписями внутренняя галерея, своды которой объединяют все церкви второго яруса в единый ансамбль. На протяжении столетий живописная программа в соборе неоднократно менялась, и сегодня в галерее можно увидеть восстановленные реставраторами фрагменты фрески, имитирующей кирпичную кладку XVI века, темперную многоцветную роспись XVII века и более позднюю масляную живопись с изображением святых.

Разновременные росписи сохранены на участках галереи, разделенных узкими переходами, и поэтому слияние стилей не происходит. Это дает редкую возможность представить, как выглядела внутренняя галерея храма с XVI по XIX век. 

B XVII веке темперная роспись расцвечивает не только фасады, но и храмовые интерьеры. Цветы и бутоны замысловатых форм, среди которых есть и редкие в то время на Руси тюльпаны, соединяются бесконечными побегами в кружевные переплетения. Дивная роспись символизировала райские сады и радовала взоры прихожан. 

Трудно отыскать изображения одинаковых цветов в этом хитросплетении композиций, которое достигалось художниками при помощи разнообразия красок. Несмотря на кажущуюся яркость, цветовая гамма росписей соответствует природной колористике, так как в древности использовали натуральные красители.

В восточной части галереи реставраторы оставили примеры сюжетного письма, исполненного поверх темперного узорочья XVIII века и неоднократно поновленного впоследствии. Растительные мотивы в этот период не исчезают, а служат своеобразным обрамлением иконных изображений. Стиль живописи в интерьерах храма перекликался с одновременно появившейся росписью на фасадах собора. Изображение цветов перестает носить условный характер, и тонкие линии процветшей лозы заменяют написанные маслом чувственные темно-зеленые листья.

В начале XIX века Покровский собор со всех сторон был окружен множеством лавок и палаток, возведенных из камня и дерева. Известна история о том, что во время пребывания Александра I в Англии ему показали изображение храма без пристроек. Император не узнал великое творение соотечественников и выразил желание построить подобный собор. Ему объяснили, что этот храм с XVI века украшает древнюю столицу России. По возвращении на родину Александр приказал незамедлительно снести все постройки вокруг собора.

Неизвестный художник

Реликвия из первоначального убранства церкви

Интерьеры храма обновлялись неоднократно. Летописные источники сообщают, что в 1588 году при устройстве церкви во имя Василия Блаженного над захоронением святого была поставлена серебряная рака. Заказчик драгоценного надгробия царь Федор Иоаннович просил новопрославленного святого о даровании наследника. В мастерских его жены царицы Ирины был создан покров на раку, о чем свидетельствует вышитая на нем надпись. Рака была утрачена в годы Смутного времени, а покров и сейчас хранится в стенах собора. 

Шитье золотыми и серебряными нитями на зеленом атласе передает образ райского сада. Подчеркнутая худоба праведного «нагоходца» — свидетельство трудной аскетичной жизни. При этом облик святого остается хрупким и невесомым; его плоть словно преодолела собственную материальность. Нимб вокруг головы изначально украшали семь драгоценных камней: изумруд, рубины, яхонт. На полотне находилось 5311 зерен жемчуга, и хотя в 1920-х годах дорогое убранство исчезло, покров остается бесценным памятником средневекового искусства.

Икона эпохи барокко

Выполненная в масляной технике на доске икона заняла южную стену колокольни. Сюжет отражает символику посвящения престолов Покровского собора. В верхней части фигурного образа показан несомый ангелами «Покров Пресвятой Богородицы» в обрамлении. Ему предстоят святые Василий и Иоанн Блаженные, захороненные у стен храма. В центре нижней части иконы находится живописное «Чудо на море» — одно из прижизненных чудес Василия Блаженного. 

Значимость фасадной иконы подчеркнута лепной полихромной рамой, повторяющей контуры святыни. Вверху раму украшают скульптурные головки херувимов (путти), отличающиеся высоким мастерством моделировки. Их кружевные крылья искусно вписаны в растительный декор обрамления. Подобное пышное убранство характерно для церковно-прикладного искусства эпохи барокко. 

В XIX веке икону закрыли массивным золоченым окладом, на котором с помощью резьбы и чеканки мастера искусно воспроизвели сюжет живописного образа. Впоследствии святой образ закрыли стеклянной рамой. Вероятно, в 1840-х годах был сооружен металлический ажурный навес, защищавший икону от атмосферных воздействий. В его декоре использованы растительные мотивы, характерные для росписей Покровского собора. В XX веке икона пережила не одну реставрацию. В последний раз ее проводили в 2007 году, и тогда же специалисты приняли решение поместить икону в интерьер центральной церкви храма. В течение нескольких лет лепная рама на стене колокольни пустовала.

Вериги для смирения плоти Иоанна Блаженного

B Покровском соборе сохранились вериги, по преданию, принадлежавшие святому Иоанну Блаженному, жившему в XVI веке. На улицах средневекового города можно было встретить людей, которых называли Христа ради юродивыми. Некоторые из этих духовных подвижников для смирения плоти носили вериги (железные венцы, цепи, полосы, кольца). Не каждый прохожий догадывался об их подвиге, поскольку вериги прятали под одеждой, чтобы не демонстрировать мирским людям свои страдания. 

До конца 1920-х годов вериги весом около 30 кг висели над ракой с мощами блаженного. В их составе несколько предметов: пояс, состоящий из пластин, скрепленных крюками и петлями, и такие же плоские наплечники с выгравированными текстами молитв. Большой нагрудный крест соединяется толстыми цепями с поясом и наплечниками в единую конструкцию. Здесь же и вериги более сложной формы, способ ношения которых остается непонятным: тяжелый массивный круг с отверстием, через которое продеты кольца, а уже к ним прикреплены множество цепей разной длины, пластины, кресты и крюки. 

Ношение вериг отразилось в прозвище святого — Иоанн Большой колпак и в иконографической традиции. Он изображается в длинном закрытом одеянии, под которым можно спрятать вериги, и с большим колпаком из валяной шерсти в руке, надевавшимся на железный венец. Иоанн Московский стал одним из прототипов образа юродивого в драме Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов».

Впервые Иоанн Блаженный снял вериги лишь накануне своей смерти в 1589 году, перед мытьем в бане.

Икона «Спас Нерукотворный»

Имя Иисус восходит к древнееврейскому имени, означающему «Господь Спаситель». На Руси бытовала укороченная форма слова — Спас. По преданию, лик Христа написан не рукой художника, а чудесно проявлен на плате (полотенце, убрусе) как отпечаток Его омытого водою лица. Поэтому образ Спасителя называют Нерукотворным. В Х столетии величайшая святыня была перенесена в Константинополь. С этого момента в византийском, а затем и в русском искусстве получает распространение иконографический тип «Спаса Нерукотворного», часто включающий изображение самого плата с завернутыми углами. 

Икона «Спас Нерукотворный» из Покровского собора производит сильное эмоциональное впечатление: выразительный взгляд широко раскрытых глаз и сведенные брови делают лик Спасителя одновременно прекрасным и строгим. Божественную светоносность образу придают лучи света, расходящиеся от глаз. Лицо не замкнуто в отстраненном, надмирном созерцании. Взыскующий взгляд Христа ставит перед человеком «последний» вопрос, но именно он дарует надежду на спасение. 

В 1930-х годах реставраторы выявили на иконе более ранний слой живописи. Работавший на древней доске автор иконы «Спас Нерукотворный» бережно сохранил под тонким слоем грунта остатки предшествующего изображения. 

Во время реставрации 2013 года контурный рисунок, прочерченный по левкасу, раскрыли полностью. В верхней части иконы, в облачной полусфере, обрисован благословляющий Бог-Отец; ниже — предстоящие Ему святые, судя по одежде, воины. Этот рисунок наносил самый опытный мастер — «знаменщик» — автор всей композиции произведения. 

Сюжет нижележащей иконы XVII века, вероятно, был посвящен собору избранных святых. Раскрытия на верхнем поле и на нимбе сделаны так, чтобы не затронуть позднего изображения и сохранить целостность верхнего слоя иконы «Спас Нерукотворный». 

Лик Христа, исполненный внутренней энергией и утонченной красотой, окружен нимбом, на котором теперь проступают фигуры святых. Это пример деликатной, художественно чуткой реставрационной работы с сохранением двух разновременных изображений на одной доске.

Икона «Видение пономаря Тарасия»

Это одна из икон новгородского круга, посвященных трагическим событиям истории Великого Новгорода, начала XVI столетия. 

Над городом, как знак гнева Божия, — открытые небеса, где в молении предстают Богородица, Иоанн Предтеча и сонм святых пред престолом Святой Троицы («Отечество»). В восьми кругах показаны ангельские чины, девятый чин спускается на город за то, что «он исполнился неправды». 

Люди заняты повседневными делами: пастух гонит скот, рыбаки тащат невод, на Торговую сторону через мост спешат всадники, книжник склонился над рукописью… Но почти возле каждой фигуры уже стоит ангел, знающий, исцелится человек или погибнет. Это необычное полномасштабное произведение русского искусства дает представление о жизни средневекового города и рассказывает о великом новгородском святом — преподобном Варлааме Хутынском.

Однажды ночью преподобный поднялся из своей гробницы и начал молиться. Свидетелем его молитвы оказался церковный пономарь Тарасий. Святой обратился к нему с просьбой взойти на самый верх храма, чтобы увидеть «пагубу», которую посылает Господь на Великий Новгород. Первым несчастьем должно было стать затопление Новгорода водами реки Волхов и озера Ильмень. После долгой молитвы преподобный снова послал Тарасия взглянуть на город, и теперь тот увидел, что множество ангелов поражают людей стрелами — так изображена гибель горожан от «моровой язвы». В третий раз святой Варлаам повелел пономарю подняться наверх. Вернувшись, он рассказал об огненном облаке — провозвестнике будущего пожара. 

Чтобы передать повторяемость сюжетных событий, иконописец трижды нарисовал пономаря, поднимающегося на церковь. Этот прием изображения времени часто использовали в русской иконописи. Фигуры внутри церкви тоже обозначают двух беседующих героев: преподобного Варлаама и пономаря.

Расскажите об этом друзьям!