До 4 августа 2024 года в Медиацентре парка «Зарядье» можно увидеть произведения из собрания музея-заповедника «Архангельское»: живопись, графику, скульптуры, объединенные темой античности. Расскажем, что обязательно надо посмотреть на выставке.
Картина из собрания камергера двора и коллекционера Александра Власова, не могла не привлечь внимания Николая Юсупова — один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов. Моду на произведения Юбера Робера задала сама Екатерина II, работы художника украшали Эрмитаж, а сам он был принят в Императорскую академию художеств — в статусе почетного вольного общника. В подражание Юберу неизвестный художник написал римский вид с Колонной Траяна и конной статуей Марка Аврелия. Объединив эти две достопримечательности, он разместил на их фоне любопытные сценки с людьми и собаками.
Президент Санкт-Петербургской Академии наук граф Сергей Уваров заказал бюсты у мастеров итальянского Возрождения, включая автора Сикстинской Мадонны. Первоначально бюсты размещались в усадьбе Поречье, в Музее мраморов, затем разошлись в фонды и других выставочных центров.
Немецкий художник приобрел известность, создав серию батальных полотен по случаю победы России в Чесменском сражении — его картины украшают залы в Петергофе, Гатчине и Эрмитаже. У него стажировались пенсионеры Императорской Академии художеств. Кроме того, Хаккерт писал пейзажи для Екатерины Великой, ее придворных, в том числе и для Николая Юсупова. На его картине Рим — идеальный мир, куда стремились все просвещенные люди, в котором сплелись история и искусство.
Жена князя Николая Юсупова-старшего была хозяйкой одного из самых известных художественных салонов в Петербурге, который посещали Александр Пушкин и Василий Жуковский. Художник изобразил ее в платье в античном стиле, что напоминает об эпохе богинь и нимф.
Автору оригинала — итальянскому мастеру Рафаэлю Санти — было всего 25 лет, когда римский папа Юлий II заказал ему расписать фресками парадные покои Ватиканского дворца. Несмотря на столь юный возраст, художник сумел создать произведение, которое вошло в мировую историю искусств и считается одним из лучших в эпоху Ренессанса. Исследуя эту фреску, Егор Остров продолжает выводить формулу создания шедевра. В основе его уникальной авторской техники лежит линейный растр: череда повторяющихся линий разной толщины и оттенка создает особый фильтр, через который мы смотрим на хрестоматийные работы прошлого.
Античную статую древнегреческого бога солнечного света Аполлона нашли в конце XV столетия в предместье Рима. В XVI веке ее установили в бельведере Ватиканского дворца, отсюда и название — Аполлон Бельведерский. Безупречная скульптура стала предметом всеобщего интереса, а ее копии множились одна за другой. В Архангельском статуя Аполлона стала одной из центральный фигур паркового ансамбля. Гости Юсуповых проводили параллель между образом древнего божества и императора Александра I: его считали образцом хладнокровия и человеком, который обеспечивает политическую стабильность в Европе.
Посещение Помпей было одним из обязательных пунктов большого путешествия по Италии. Здесь можно было совершить странствие во времени и прикоснуться к античности: пройтись по каменным улицам, почувствовать на лице жар солнца и удивиться игре теней, которые придают зданиям особый, почти волшебный вид.