1 марта 2024 года в Музее Москвы на Зубовском бульваре в Москве открылась выставка «Политехнический музей: приближая будущее», посвященная 150-летию самого большого в России музея науки и техники. А накануне экскурсию для журналистов и почетных гостей провел автор концепции проекта, главный куратор Сергей Рыков. На ней побывала корреспондент КП Марина Аникеева, которая поделилась своими впечатлениями.
Выставка представляет собой автобиографию музея в трех частях, начиная с момента его основания в 1860-х годах и до нашего высокотехнологичного времени.
«Знания из кабинета ученого должны поступать в массы народа и стать его умственным достоянием», — было сказано в учредительном указе Александра II.
«Музей должен находиться в центре города…- составлял требования к будущему храму научно-технических знаний директор Императорского московского технического училища В.К. Делла-Вос (сейчас знаменитая Бауманка). — Осмотр различных частей музея должен сопровождаться объяснениями специально назначенными лицами. Музей должен иметь при себе специальную и доступную библиотеку и… удобную аудиторию для публичных чтений…»
Это было время, когда «все хотели все знать». Так писал Илья Эренбург. Время, когда штурмовали знания. Старые женщины сидели над букварями. Школьные учебники стали редкостью, как первоначальные книги. Вузы были переполнены молодыми энтузиастами. В аудитории Политехнического музея прорывались, как в вагон трамвая.
Кстати, так называемая «большая аудитория Политеха» на многие десятилетия стала центром интеллектуальной жизни Москвы и неразрывно связана с заседаниями Всероссийских съездов естествоиспытателей и врачей, выступлениями поэтов и философов, концертами Сергея Рахманинова и Генриха Нейгауза, джазовыми и бардовскими посиделками, а также с целой плеядой литераторов всех времен — Маяковским, Северяниным, Ахмадулиной, Евтушенко, Окуджавой и многими другими.
Лекторов всех мастей забрасывали вопросами. Спрашивали о супрематизме, о борьбе за нефть, о евгенике, рифмах Маяковского, заводах Форда, теории относительности, смерти — не перечислить всего. Чтобы ощутить дух того времени, достаточно почитать афиши с темами выступлений: «Инженер Теплов о кибернетике», «Демонстрация цветного полнометражного научно-популярного фильма «Человек и атом», «Доктор биологических наук Кузин о радиоактивных изотопах в биологии и медицине», «Многостаночная работа, ее состояние и перспективы». Публика также приглашалась на диспут между Маяковским и Луначарским — «Поэзия или обрабатывающая промышленность» или на «Окончание чистки современной поэзии», где «поэтов, поэтесс, поэтиков, поэтессенок чистил Маяковский», а они все вместе «чистили Маяковского». Демократичненько так. Над всеми «председательствовал Брик».
Пётр Петрович Петров (1850–1928) — русский химик-технолог, заслуженный профессор Императорского Московского технического училища, заслуженный профессор Московского высшего технического училища, был одним из первых директоров Музея (как тогда называли прикладных знаний) и страшно гордился тем, что он был бесплатным. Ибо «наука за свою общедоступность была бы вознаграждена в десятки лет такими успехами, которые в настоящее время едва ли возможны в целые столетия».
Совершеннейшая правда. Количество в экспозиции уникальных предметов, отражающих быстрые темпы прогресса инженерной мысли, поражает. Причем раньше, пока они так сильно не состарились, их можно было трогать руками! Это был еще один принцип, «фишка» данного музея. Чтобы каждый мог понять, как все устроено. И, возможно, придумать что-то более совершенное.
Чего только тут ни встретишь: огромный, словно из Голливуда, кинопроекционный аппарат производства 1957 года завода «Кинап», единственный сохранившийся в мире экземпляр апланатического зеркала 1888-1889-х для демонстрации оптических свойств параболических поверхностей (этой огромной линзой можно и металл расплавить). Отечественный велосипед 1869 года модели «Костотряс» лишь с намеками на систему амортизации, но она все же имелась и проходила под сидением. Впрочем, судя по виду велика, название модели абсолютно оправданное.
Тут же – легковой красавец-автомобиль Stoewer 1899 года выпуска. Или малая электронная цифровая вычислительная машина «Сетунь – 78» — предок компьютеров. Масса раритетов. В частности, никогда не выставлялись барельеф «Георгий Победоносец», изготовленный методом гальванопластики, коллекция камертонов ростовского священника Аристарха Израилева. Кого-то порадуют образцы и макеты отечественных приборов и установок, самолёт «Илья Муромец»; авиамодели гениального Сикорского, ставшего в 23 года главным авиаконструктором страны, воздухоплавательная корзина, в которой покорял пространство химик Менделеев. Большая часть экспонатов не показывалась публике множество лет. Некоторые из них после реставрации.
Детям понравится присутствующий везде интерактив. Нажал на мышку или кнопку на экране, и вот уже читаешь, что обычные весы из советских продмагов, оказывается, имеют интересную, с точки зрения механики, конструкцию.
Детвора любопытна, любознательна, игрива – с ней необходимо вслух мечтать, ей позарез требуется творческая работа, чтобы руки смогли родить на свет то, что мысленно произвела голова. Дети — наше будущее.
И, как говорится, оно уже наступило. Будущее равномерно расределено во времени.
— Мир вокруг меняется, а задачи музея остаются такими же, какими их сформулировали учредители полтора века назад. С точки зрения науки и технологий, коллекция Политехнического музея такая же ценная, как, скажем, коллекция Алмазного фонда, — подытожил беседу Сергей Рыков.
Безусловно, по посещаемости это всегда был, есть и наверняка будет один из самых популярных музеев мира. Приходите на выставку, будет интересно. Она продлится до 9 июня 2024 года. Билеты можно купить на сайтах Политехнического музея и Музея Москвы.