Чем удивит выставка New Elements в Москве: мир как компьютер

Чем удивит выставка New Elements в Москве: мир как компьютер Выставка New Elements. Фото: Анастасия Зырянова

18 ноября 2021 года в Новой Третьяковке открылась выставка New Elements. Она построена на стыке цифровых технологий и нашего реального мира. Художники представляют его как аналоговый компьютер и показывают, насколько природное и цифровое связано между собой. Выставка продлится до 27 февраля 2022 года, так что у вас еще есть шанс увидеть необычные экспонаты.

— Это выставка о нетривиальном взгляде на данные. Что, если информация и вычислительные процессы не абстрактны, а материальны? Что, если смысл не порождение человеческого разума, а часть нашего мира? Физический мир — это аналоговый компьютер. Все природные явления записывают и перезаписывают себя огромным количеством способов, — объясняет идею выставки ее куратор Дарья Пархоменко.

Представление о том, что цифровая информация существует отдельно от физического мира — опасный миф. Его и стремятся разрушить художники, которые возвращают цифровые данные в реальность.

— Изучая взаимовлияния природы и технологии, мы задаемся множеством вопросов, ответы на которые могут быть найдены в диалоге художников и инженеров. Такой диалог позволяет лучше уловить и осознать взаимосвязь между физической и цифровой реальностью благодаря новым формам искусства, отражающего непрерывное взаимодействие между живой природой и техногенным миром, — рассказывает Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского».

Всего в экспозицию вошло 12 произведений художников из разных стран мира: Мемо Актен (Великобритания — Турция), Ральф Беккер (Германия), Эрих Бергер (Финляндия), Аки Иномата (Япония), Илья Федотов-Федоров (Россия) и многие другие.

Первое, что встречает посетителей выставки — огромная коллекция ракушек, постоянно сменяющих друг друга. Это работа британской художницы Анны Ридлер. Во время отлива Темзы она собирала прибрежные ракушки и фотографировала их, стараясь запечатлеть историю реки. На основе своих фотографий Анна обучила искусственную нейронную сеть, сгенерировав бесконечное количество ракушек.

Анна Ридлер. Proof of Work: The Shell Record. Фото: Анастасия Зырянова

Следующее, на что стоит обратить внимание — биотехнологическая инсталляция POEM Томаса Фойерштайна. Она стоит прямо в центре зала, поэтому вам вряд ли удастся пройти мимо. Тем более что выглядит работа очень впечатляюще.

Томас Фойерштайн. POEM. Фото: Анастасия Зырянова

Специальная конструкция перегоняет воздух, выдыхаемый посетителями выставки в пригодный для питья алкоголь. Любой желающий может подойти к ледяному микрофону и сказать какую-нибудь фразу или просто подышать. Тогда лед тает, и влажный воздух идет по трубке вниз, тем самым двигая эксперимент. Там он проходит несколько трансформаций и в итоге получается напиток.

— Чем больше люди говорят об искусстве, тем больше искусства создается в форме льда, воды и спирта. И чем больше люди пьют, тем разговорчивее они становятся, — говорит художник.

Томас Фойерштайн. POEM. Фото: Анастасия Зырянова

Еще одна неординарная работа — инсталляция Exo-ark российского художника Ильи Федотова-Федорова. Ее главным элементом стал слепок с шкуры лошади. Из-за неправильно проведенной таксидермии (способ создания чучел) шкура начала принимать исходную форму тела — волокон, сухожилий и мышц. Художник увеличил слепок до реальных размеров животного. Он запечатлел его как памятник лошади, чье тело пытается собраться вместе.

Илья Федотов-Федоров. Exo-ark. Фото: Анастасия Зырянова
Тереза Шуберт. Биотехнологическая инсталляция ooze. Фото: Анастасия Зырянова
Мемо Актен. За всем следят машины благодати и любви. Фото: Анастасия Зырянова
Аки Иномата. Мыслить эволюцию. Фото: Анастасия Зырянова
Расскажите об этом друзьям!