После первой полноценной рабочей недели нужно отдохнуть так же усердно, как и трудились. А мы не сомневаемся, что делали вы это самоотверженно, со всей отдачей. Сейчас в столичной культурной жизни небольшое затишье: звезды именно в этот период едут в отпуска, а театры после карнавально-сказочного аврала не спешат запускать премьеры (хотя некоторые делают это!) Но в городе по-прежнему проходят множество интересных фестивалей, концертов, спектаклей, выставок и шоу. Мы собрали 26 лучших идей, куда сходить на выходных 18 и 19 января 2025 года в Москве.
Крещение Господне ежегодно отмечают 19 января. Накануне верующие отправляются в храм, чтобы набрать освященной воды. Также частью праздника являются традиционные крещенские купания. По поверью, если окунуться в купель, то можно смыть с себя грехи. Правда, не все священнослужители разделяют это мнение. Но желающих не убывает.
В этом году организовали купели почти во всех столичных округах, кроме Центрального и Юго-Восточного. Такую рекомендацию дали в Роспотребнадзоре. Полный список адресов вы сможете найти в нашем отдельном материале.
В эту субботу на двух площадках столицы пройдут костюмированные балы. В парке «Останкино» и горсаду им. Баумана установят световые инсталляции и покажут театральные постановки.
Также там проведут мастер-классы по классическому танцу, дадут примерить костюмы и сделать фото. Для детей организуют квесты. Основные действа будут идти с 15:00 до 20:00, хотя сами площадки работают с 12:00.
Есть в феномене русского дворянства что-то манящее! Большевики хаяли, а ныне живущим интересно, как жили потомки голубых кровей. Если вы также увлекаетесь историей, то приходите на прогулку в Екатерининский парк. Тут воссоздают атмосферу дворянского гнезда второй половины XVIII века. В игровой театральной форме представят традиции зимнего чаепития и популярные усадебные забавы: «чиж», «горелки», «лапту».
В Москве есть формат artist-talk — дословный перевод «художественные беседы». В эту субботу запланирована встреча с мастером Викторией Мох. Она расскажет о сказках в искусстве. Художница поделится собственным опытом в создании мифологии и познакомит с примерами волшебных миров в работах современников.
Мы привыкли, что посетителям музея обычно показывают картины, скульптуры, прочие арт-объекты. А тут представьте: приходите вы на выставку и видите — себя! Эта экспозиция объединяет работы 13 авторов, обращающихся к феномену зеркала. Но в пространстве висят не просто стекла. Отражающие поверхности — части инсталляций и художественных произведений.
Этот цикл экспозиций в Музее Москвы идет уже пару лет. На обозрение гостям выставляют проект, который отражает суть одного или нескольких соседствующих районов столицы. Как видно из названия, выставка посвящена территории на востоке города — Перово и Новогиреево.
Эти места имеют не только географическую связь, но и общую судьбу. Село Перово назвали городом в 1920-х, в его состав вошло и Новогиреево. А в 60-х Перово стало уже частью столицы. Выставки примечательны тем, что кураторы собирают не просто однотонные архивы или снимки, экспонаты передают «душу» района.
Зрители увидят «Щелкунчика» в постановке легендарных Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Еще детьми они участвовали в «Щелкунчиках» Большого театра.
Уже тогда юные танцовщики поняли, что не все детали сказки Гофмана вошли в балет. Он построен по канонам XIX века: на первом плане танец, а потом уже сюжет. В своей версии Касаткина и Василев сохранили хореографические шедевры, но при этом постарались восстановить причудливый гофмановский сюжет, узнаваемые характеры и юмор.
В Новой Третьяковке собрали 190 произведений живописи, графики, скульптуры, инсталляции. Общая идея — показать современного человека труда и многообразие профессий. В советской живописи был такой каноничный сюжет — демонстрировать самоотверженный труд колхозников, заводчан, в общем, обычных пролетариев. А как видят современные авторы эту тему? Ответ можно найти на «Искусстве труда».
В рамках выставки регулярно проходят бесплатные экскурсии и мастер-классы. 18 января в 13:00 мастера научат гостей рисовать полевые цветы, а в 16:00 состоится занятие, посвященное скульптурному рельефу. В воскресенье, 19 января, приходите на лекцию «Становление производственной картины» в 15:00.
Название переводится как «почта Монголии». В перестроечную эпоху почтовые марки с таким наименованием продавали во многих киосках. Музыкант Валерий Скородед с товарищами любил подолгу их разглядывать. С конца 80-х этот московский коллектив играет в жанре, который буквально не имеет аналогов, — анархо-рок. Он родился из смеси рок-н-ролла, энергичного панка и отчасти фолка.
Спектакль на музыку Прокофьева. Это не классическая постановка академического театра, здесь усилили драматургию и получился паритет танцевального искусства и сюжета. Особый упор постановщики сделали на то, чтобы и самые юные театралы не отрываясь следили за любимой сказкой, узнавая новые детали.
Подготовил постановку комедийный проект «Заячий стон». Если вы любите зависать, листая короткие ролики в разных соцсетях, то могли видеть их юморески. Команда также делает авторские спектакли. Проходят они нерегулярно, а поэтому практически всегда с аншлагом.
Спектакль «Маршрут перестроен» пытается ответить на вопрос: «А что, если все бросить и начать жизнь сначала?» Герои садятся в машину и отправляются, куда глаза глядят. В надежде, что навигатор приведет их к счастью.
Он — мировая звезда современного танца, участвовал в телепроектах на территории СНГ, выступал в «Тодесе», в антрепризных постановках на сцене Большого театра. Специально для танцора в Бальном зале столичной гостиницы «Карлтон» в это воскресенье соорудят сцену. Ильдар Гайнутдинов на своем творческом вечере исполнит фрагменты современной и неоклассической хореографии: «ФАВНа» бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи; «Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти, «Минотавра» немецкого хореографа Патрика де Бана, «Мастера и Маргариту» словенского хореографа Эдварда Клюга.
Действие разворачивается в провинциальном городке. Туда после долгих лет отсутствия возвращается режиссер по имени Павел. Разумеется, он встречается со старыми друзьями, с кем когда-то начинал свой путь в театре. А это и коллеги, и экс-возлюбленные, и много кто еще. Этой поездкой Павел хочет взять антракт в своей жизни и переосмыслить ее.
Легендарный балет-сказка Карена Хачатуряна. На сцене Кремлевского дворца спектакль впервые представили более 40 лет назад, с тех пор он не сходит с подмостков. Сценографию готовил художник-постановщик Большого театра Валерий Левенталь. Балет поставлен по мотивам произведения итальянского писателя Джанни Родари. Зрители увидят масштабную постановку в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей».
Пьеса известного австралийского драматурга Джона Мисто ставится в Москве впервые. «Мадам Рубинштейн» готовили специально к юбилею народной артистки России Веры Алентовой. Напомним, она играла в «Москва слезам не верит», «Завтра была война», «Ширли-мырли». В этой постановке актриса исполняет роль Хелены Рубинштейн, которая вошла в историю как основательница империи красоты. Она была одной из самых известных, влиятельных и богатых женщин мира. Но была ли она счастливой — попытается ответить команда театра.
Премьера этого года, главную роль в первых постановках исполнит популярная актриса Валерия Ланская. «Дама с камелиями» — самое известное произведение Александра Дюма (сына). Роман основан на реальных событиях. Главная героиня Маргарита любила камелии, потому что они без запаха, виноград в сахаре, потому что он без вкуса и богатых мужчин, потому что они без сердца. Случайная встреча дарит ей надежду на иную жизнь.
Музыкально-детективная комедия, поставили ее создатели мюзиклов «Ничего не бойся, я с тобой» и «Шоу пошло не так». Если не слышали про такие, то это довольно популярные постановки, которые шли в столице последние пару лет.
На сей раз будет обыгран знаменитый сюжет о Шерлоке Холмсе. Но, как водится, с нового ракурса. Все герои на месте: от детектива Ватсона до Бэрримора с овсянкой, от профессора Мориарти до миссис Хадсон.
Это одна из нескольких пьес Александра Островского, которую он написал в соавторстве с драматургом Николаем Соловьевым. Ее премьера прошла на сцене Малого театра в 1880 году, но дальнейшем произведение практически не ставили. В оппозиции на сцене два общества: представители старого и нового миров. При этом все хотят одного — любви.
Жанр постановки определяют как пластическая драма. Это синтез пьес Михаила Лермонтова «Маскарад» и «Арбенин». История будет рассказана не словами, а с помощью выразительности актерского тела. «Арбенин. Маскарад без слов» – первая работа объединенного театра (напомним, два года назад Театр сатиры слился с «Прогресс сценой»). Работал над ней режиссер и хореограф Сергей Землянский, он мастер рассказывать театральные истории без слов в уникальном жанре wordless-drama (т.е. «лишенная слов драма»).
У Чехова есть известная пьеса «Три сестры». Автор Наталья Мошина и режиссер-постановщик Эдуард Бояков берут на себя смелость ответить на вопрос: как сложилась жизнь героев спустя 30 лет. Главная героиня «Розового платья» – Наталья Прозорова, жена Андрея и невестка Ольги, Маши и Ирины. В ином свете видится и сама чеховская история: герои предстают в спектакле на пороге страшных событий, перед началом революции и гражданской войны.
Первая – иммерсивная – вводит зрителя в мир чеховской пьесы. Три пары молодых актеров в разных локациях усадьбы Салтыковых-Чертковых рассказывают зрителям историю создания пьесы, напоминают сюжет, оживляют в памяти публики персонажей «Трех сестер». Вторая часть – моноспектакль на сцене, в котором главная героиня – 50-летняя уборщица Наталья Ивановна Прозорова в исполнении артистки Ирины Линдт – открывает перипетии своей судьбы, неразрывно связанные с историей нашей страны в постреволюционный период.
Пройдет он в музее Пушкина — необычная площадка для подобного события. Исполнение должно быть мощным, ведь главным резонатором станет король всех инструментов — орган. За него сядет Анна Ветлугина — известная российская органистка, композитор. Аккомпанирует ей на мандолине Ольга Егорова. Прозвучат саундтреки из кинохитов.
Еще один необычный творческий концерт. Состоится он не совсем ночью, а, скорее, поздним вечером. В выступлении соединились произведения двух величайших гениев человечества, Микеланджело Буонарроти и Вольфганга Амадея Моцарта. От первого — иллюстрации (точнее их мультимедийные проекции), от второго — музыка. За органом будет находиться солистка московской филармонии Анастасия Сидельникова. Поет государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова.
Сюжет немного отдает поэтикой постмодерна. В своем Юрском периоде жил динозавр по кличке Спайк. Как-то доисторический хищник провалился во временной портал и попал в наше время.
Если бы это был фильм из прошлого века или хотя бы «нулевых», монстр бы разорял города, сеял хаос и отбивался от ракет. Но это уже было тысячу раз, поэтому авторы картины решили так: на Спайка объявят охоту корыстные киношники. Они хотят снять картину с реальным динозавром.
Роми — женщина в возрасте 50+, у которой вроде бы все хорошо: любящий муж-театральный режиссер, две дочки, отличная работа (она руководит фирмой по доставке товаров, которую сама основала). И никто не знает, что в браке она глубоко несчастна: с подросткового возраста сексуальное удовольствие у нее ассоциировалось исключительно с мазохизмом, с насилием, с тотальным подчинением мужчине. Так она и мучается, четверть века имитируя с мужем в постели оргазм, а потом тайком смотря в интернете видео на соответствующую тему. Но в один прекрасный день молодой, красивый и наглый стажер в ее конторе раскусывает ее секрет. И начинаются отношения, которые могут запросто обернуться для Роми крахом и карьеры, и брака. Николь Кидман за роль в этом фильме была названа лучшей актрисой на Венецианском кинофестивале.
Экранизация довольно популярного романа Александра Юка «Четыре четверти. Взрослая хроника школьной любви»; авторы отважно напрашиваются на сравнение с «Вам и не снилось». Под четырьмя четвертями подразумевается школьный учебный год. Старшеклассница Маша, переехавшая в Москву из Петербурга, рассчитывает прожить его тихо и без приключений, а в финале получить заслуженную золотую медаль. Но все планы, как водится, ломает любовь: Маша теряет голову от одноклассника, максималиста и идеалиста…
Очень любопытный фильм из Хакасии — история про шамана, к которому бесконечно идут люди, обуреваемые своими скромными желаниями (девица хочет, чтобы ее посту в соцсетях поставили сто тысяч лайков, женщина хочет избавиться от родимого пятна на лице и найти любовь, другая женщина хочет, чтобы любовник ушел от супруги, и так далее). Шаман не может отказать. Но он — всего лишь исполнитель воли духов, и духов довольно злых. Они приказывают жаждущим выполнять обряды: девице ради исполнения ее желания убить человека, женщине — пробежаться голой по ферме, другой женщине — в одиночку ограбить банк. Все это должно сплестись в цепь беззаконий. Желания исполняются, но и для желающих, и для бедного шамана, оказавшегося между злыми духами и глупыми людьми, жизнь становится адом.