Появившись на киноэкране, она сразу очаровала зрителей. Ее кроткая и нежная Настенька из сказки «Морозко» стала любимой героиней и детей, и взрослых. Наталья Седых, которая 10 июля 2023 года отмечает свой юбилей, по-прежнему такая же изящная и все с тем же тихим незабываемым голосом. В жизни ей приходилось множество раз испытывать себя. Что бы это ни было – фигурное катание, балет, кино или театр – артистка умела преодолевать сложности и добиваться успеха, несмотря на внешнюю хрупкость. Расскажем об основных этапах ее биографии.
Наталья Седых родилась в Москве 10 июля 1948 года. Отец будущей актрисы был полковником ВВС, начальником кафедры Академии имени Жуковского, готовил к полету первых космонавтов и содержал семью. Мама окончила филологический факультет Московского университета и режиссерский факультет театрального ВУЗа, занималась хозяйством и воспитанием дочери. В 4 года Наташа по телевизору смотрела выступление на одном из чемпионатов чешской фигуристки Индры Крамперовой. Увиденное так поразило ее, что она захотела тоже кататься на коньках и уговорила родителей записать ее в спортивную школу. Мама отвела девочку к тренеру Татьяне Гранаткиной, которая воспитала фигуристов Людмилу Пахомову и Сергея Четверухина. Юному созданию тут же озвучили приговор: «Хорошая девочка, но слишком маленькая, таких не берем, приходите через 2 года». Тут тихая и скромная Наташа проявила свой характер: она выбежала на середину репетиционного зала и при всех стала выделывать пируэты, имитируя движения фигуристов. Тренер расхохоталась и согласилась в виде исключения взять эту восторженную девчушку в свою группу. Специальной обуви подходящего размера не было, потому к обычным красным ботиночкам привинтили коньки. Девочка упорно тренировалась наравне со старшими и быстро добилась успеха. О ней написали в газете, назвав «самой маленькой фигуристкой Советского Союза». К 10 годам Седых дважды стала чемпионкой Москвы среди юниоров. Тренеры видели ее потенциал, поставили ее в пару с будущим призером Олимпийских игр Сергеем Четвертухиным и стали готовить к соревнованиям. Но к тому времени Наташа почувствовала, что хореография в фигурном катании ей нравится больше спортивной составляющей.
Еще в 6 лет девочка оказалась на примерке в костюмерной Большого театра. Проходя по пошивочному цеху мимо роскоши красивых пачек, страз, перьев и парчи, она потеряла дар речи, и уже тогда стала мечтать о том, чтоб оказаться в этом театре. А в 10 лет Седых была потрясена увиденным спектаклем «Жизель», и тут же приняла решение: идти в балет. Родители были не в восторге от очередного каприза и чудачества дочери, но все же решили сводить ее в балетную школу — без особой надежды, что возьмут. Но Наташу приняли, и она стала ученицей хореографической школы при Большом театре.
Мечта сбылась, и девочка упорно стала заниматься, получая у педагогов отличные оценки. В балетной школе ученикам запрещалось кататься на коньках, велосипедах, лошадях, чтоб не получить травму. Однако Наташа однажды ослушалась и этот случай стал в ее жизни судьбоносным. Для спортивного праздника, который транслировали по телевидению, ее попросили исполнить старый номер из программы на коньках «Умирающий лебедь». Девочка колебалась, ведь она к тому времени не танцевала на льду уже 5 лет, но потом согласилась, будучи уверенной, что никто из «балетных» телевизор не смотрит. Так и случилось, на следующий день после показа программы она с трепетом вошла в школу, но не услышала никаких упреков: ее выступление не смотрели. Зато его увидел знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу, который попросил найти фигуристку и пригласить ее на кинопробы в свой новый фильм.
У Наташи уже был небольшой опыт киносъемок. В 6 лет ее с мамой увидела в кафе ассистент режиссера и пригласила сыграть девочку с мячом в рекламном ролике «Берегись пожара». Позже в школе ее отобрали для учебного фильма на французском языке «Пьер и Жанетта», где Наташе с одноклассником пришлось разыгрывать кусочек сказки. Но все это были работы, не требующие никаких усилий.
На роль Настеньки в сказке «Морозко» претендовала Надежда Румянцева, которой на тот момент было 33 года, а за плечами – звездные роли в «Неподдающихся», «Девчатах» и «Королеве бензоколонки». Именно на ее кандидатуре настаивал худсовет. 15-летняя Седых казалась киноначальству слишком юной и не имеющей опыта, да еще с тихим и «пищащим» голоском. Но Александр Роу настоял на своем решении, попросив гримеров, чтоб юная актриса выглядела чуть старше. Но тут появилось еще одно препятствие. Из хореографической школы девочку категорически не хотели отпускать на съемки, ведь балет требует ежедневных тренировок, а в киноэкспедиции это было невозможно. За Наташу заступилась педагог Суламифь Мессерер, пообещав педсовету, что ученица сдаст все экзамены на отлично.
Поначалу неопытная Наташа робела и была растеряна, могла впасть в ступор от звука хлопушки, но режиссер к ней трепетно относился и бережно направлял, поэтому вскоре на съемочной площадке стало все получаться. Самым сложным дебютантка считала на этих съемках удаление грима, так как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи обычного клея. Сказочную зиму снимали на Кольском полуострове, под Оленегорском. На съемки с Наташей поехала мама, которая контролировала, чтоб в свободное время девочка прилежно занималась учебой.
Отношения в киногруппе были дружелюбными. Александр Хвыля, игравший Морозко, относился к Наташе как к внучке, Георгий Милляр (Баба-Яга) смешил своими шутками, Эдуард Изотов, игравший Иванушку, берег юную партнершу. Седых даже влюбилась в красивого и заботливого актера, смотрела на него с обожанием. И ее первый поцелуй в жизни случился именно с Изотовым, правда, на съемочной площадке, в присутствии всей киногруппы и снимавшегося в этом эпизоде хора имени Пятницкого.
15-летняя Наташа старалась не подвести Александра Роу и послушно следовала всем его указаниям. Лишь однажды она смогла довести доброго режиссера до крика. Эпизод, где Настенька прыгает в грязный пруд, спасая Марфушку, никак не могли снять: юная актриса боялась пиявок, которыми кишел водоем, и каждый раз останавливалась у самого берега. После нескольких неудачных дублей, Роу так крикнул на Седых, что та от страха сразу же плюхнулась в воду.
С Инной Чуриковой, игравшей Марфушку, Наталья тоже подружилась. И после съемок фильма та отвела ее к своему преподавателю по техничке речи, чтобы поставить ей тихий голос. Но педагог посоветовала ничего не делать, чтоб не потерять свою индивидуальность.
Успех у вышедшего в 1965 году фильма был ошеломительным. На кинофестивале в Венеции картина получила приз «Лев святого Марка», в Тегеране – серебряную медаль детского конкурса фильмов, картину купили для проката десятки стран. На родине юную кинозвезду атаковали поклонники на улице, а домой приходили мешки писем: мама прочитывала и отбирала те, на которые надо обязательно ответить.
Следующей киноработой Натальи Седых стал фильм режиссера Евгения Карелова «Дети Дон Кихота». Здесь актриса сыграла милую девушку Мотю, в которую влюблен герой Льва Прыгунова. Его персонаж выдает себя за косметолога и вручает мечтающей избавиться от веснушек героине Седых чудодейственный крем, однако эффект оказывается противоположным. Актриса поначалу не хотела сниматься в роли второго плана: Роу внушал ей, что она должна играть только главные роли, но потом все же согласилась, узнав о том, какие у нее будут партнеры: Анатолий Папанов, Вера Орлова, Владимир Коренев, Наталья Фатеева. Кроме того, съемки киноленты проходили летом, а в каникулы на них не надо было отпрашиваться в балетной школе. Вышедший на экраны в 1966 году фильм посмотрело более 20 миллионов зрителей, и до сих пор его часто демонстрируют по телевидению.
В 1967 году Александр Роу приступил к съемкам своей новой сказки «Огонь, вода и… медные трубы». Режиссер любил приглашать в свои фильмы актеров, с которыми уже работал. Он предложил Наталье сыграть Аленушку. Среди претенденток на эту роль была и начинающая актриса Татьяна Клюева, которая не подошла по внешним параметрам, но которую Роу пообещал снять в своей следующей работе. Режиссер сдержал слово: Клюева получила главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса», где, наверное, могла бы снова сниматься и Наташа, но к тому времени она категорически отказывалась от всех предложений. Натурные съемки фильма «Огонь, вода и… медные трубы» проходили в Крыму и подмосковном Звенигороде. Седых уже было гораздо легче работать, она не робела, с полуслова понимала все указания Александра Роу, а актеры, с которыми Наталья работала уже в «Морозко» – Георгий Милляр, Вера Алтайская, Александр Хвыля – были почти родными. Фильм вышел накануне нового 1969 года и собрал в кинотеатрах почти 26 миллионов зрителей.
Наталья еще соглашалась сниматься, сыграв жительницу блокадного Ленинграда в драме «Просто девочка» и принцессу Нинетту в сказочной опере «Любовь к трем апельсинам», но понимала, что кино отрывает силы и время от учебы. Когда ей позвонили с очередным предложением, она уже была готова решительно отказаться, но узнав, что ей предстоит сыграть фигуристку, не задумываясь, дала согласие. Режиссер Виктор Соколов утвердил Наталью на роль Лены Берестовой в спортивной драме «Голубой лед». К тому времени актриса уже 10 лет не занималась фигурным катанием, и первые сцены на льду давались ей с трудом: она боялась отпустить руку своего партнера, серебряного призера Олимпиады-1968 Александра Горелика. Именно он посоветовал пригласить на главную роль, на которую уже была утверждена другая актриса, Седых.
Тренировки под руководством Тамары и Игоря Москвиных помогли восстановить позабытые навыки катания на льду. И многие критики впоследствии хвалили именно восхитительные пируэты, которые делала актриса на коньках. Хотя фильм не стал лидером проката, он до сих пор очень дорог Седых. Это была ее «лебединая песня» в танцах на льду и прощальная работа в кинематографе. Еще во время съемок она знала, что это будет ее последняя киноработа. Когда фильм вышел на экраны, Наталья уже окончила учебу и была приглашена работать в Большой театр – на сцену, о которой мечтала все последние годы. Она решила себя полностью посвятить балету и отказывалась от любых предложений в кино.
В Большом театре поначалу Седых стала артисткой кордебалета. Она старалась сразу оградиться от всех интриг и закулисных баталий, которыми славился балетный мир. Еще в школе перед одним из экзаменов она обнаружила, что ее балетные белоснежные туфельки украли, и ей пришлось танцевать в тех, что нашлись – черных. С тех пор Наташа никогда не оставляла свои туфли и пуанты, а забирала их домой, так что истории про подсыпанные в обувь осколки стекла ее миновали.
В кордебалете балерину заметил композитор Родион Щедрин, который через завтруппой попросил ее зайти в гримерке к Майе Плисецкой. Там прима Большого театра рассказала о работе над новым балетом на музыку Щедрина «Анна Каренина» и предложила Наталье партию Кити Щербацкой. Партнерами балерины стал один из самых популярных танцовщиков того времени Марис Лиепа и сама Плисецкая. После этой роли Седых попала в класс к педагогу Марине Семеновой, которая вывела ее на более высокий уровень. Далее последовали сольные партии в балетах «Спящая красавица», «Чайка» и других. Главным режиссером театра Юрием Григоровичем Наталье была обещана роль Маши в «Щелкунчике», но из-за болезни педагога репетиции пришлось отменить. В это время из ленинградского театра в Большой пришла Людмила Семеняка, и звездную роль отдали ей. Впрочем, Седых это не выбило из колеи. Она продолжала много работать в репетиционном зале, танцевать на сцене, ездить на гастроли, в том числе за рубеж.
Если с карьерой все складывалось хорошо, то дома были неприятности. Неожиданно отец принял решение уйти из семьи. Наташа очень переживала за маму, которой из-за нехватки денег пришлось устроиться работать вначале во ВГИК, а затем в Институт космической медицины. Отца Наталья долго не могла простить и не разговаривала с ним почти 19 лет. Лишь с годами, с высоты своего жизненного опыта, она смогла его понять, помириться и познакомится со своей младшей сводной сестрой.
В личной жизни балерины долгое время были лишь непродолжительные романы. Самыми долгими были отношения с танцовщиком Михаилом, влюбленным в Седых еще с детства, при этом он был сыном хореографа Суламифь Мессерер, которая в свое время вступилась за Наташу ради роли в «Морозко». Несколько раз он предлагал возлюбленной выйти за него замуж, но каждый раз получал отказ.
В 1976 году на гастролях в Ленинграде балерина Ксения Рябинкина познакомила Наталью с композитором Виктором Лебедевым, написавшем музыку к популярному киномюзиклу «Небесные ласточки». Впоследствии маэстро станет автором мелодий к фильмам «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!». Питавший слабость к танцовщицам, Лебедев был уверен в своей неотразимости, и при первой же встрече попытался затащить Наталью в постель, за что получил от нее звонкую пощечину. Тем не менее, первое негативное впечатление вскоре сменилось у Седых совершенно иным: при следующей встрече она увидела заботливого и красиво ухаживающего мужчину. Наташа была очарована. Пара могла ночь напролет бродить по Ленинграду, держась за руки и читая друг другу стихи Ахматовой. Лебедев стал знакомить Наталью со своими друзьями, представляя своей девушкой, при этом забыв ей сказать, что сам он женат.
Московскому поклоннику быстро доложили, что Седых нашла себе нового ухажера, и Михаил примчался в Ленинград, подкараулил Наталью у отеля, а в номере повалил на кровать, стал душить и угрожать ножом. Напуганной девушке ничего не оставалось, как убедить ревнивца, что она верна ему и согласна на замужество. Освободившись от поверившего ее словам Михаила, Седых позвонила Лебедеву и попросила спрятать ее от обезумевшего воздыхателя. Через несколько дней ей все же пришлось вернуться гостиницу. Михаил снова поджидал ее, на этот раз вручив ей бриллиантовые украшения. Седых бросила драгоценности в коридор и захлопнула перед ним дверь. После этого ревнивец отступился. Вскоре Лондонский Королевский балет пригласил Суламифь Мессерер преподавать. Вместе с ней уехал в Великобританию и Михаил, став вскоре одним из самых востребованных хореографов в мире.
После возвращения труппы театра с гастролей в Москву, Лебедев примчался к Наталье и сделал ей предложение. Но пожениться они смогли лишь через 3 года, когда бывшая жена композитора наконец согласилась на развод. Возлюбленным приходилось жить на два города. Наталья категорически не хотела менять сцену Большого театра на Мариинку (Ленинградский театр оперы и балета). Лебедев преподавал в Академии искусств и не мог бросить работу и пожилую маму, нуждавшуюся в его уходе. При любой возможности Наталья и Виктор ездили друг к другу или много часов говорили по телефону. Балерина отправлялась в длительные гастроли по Америке, Японии, Австралии, а Лебедев периодически изводил супругу сценами ревности, устраивал ей проверки, а ей приходилось оправдываться и доказывать верность.
Больших трудов Виктору, мечтающему о детях, стоило уговорить Наталью родить ребенка. В 1981 году, когда балерине исполнилось 33 года, она стала мамой. С сыном Алешей она переехала к мужу в Ленинград, и они, наконец, зажили нормальной семьей.
После окончания декрета, Седых вернулась в Москву, взяла двух нянек для сына и снова окунулась в работу. Ссоры с мужем становились все чаще: Наталья считала, что ему надо переехать в Москву. Однажды, приехав без предупреждения в ленинградскую квартиру, она застала Лебедева с любовницей, как оказалось, эта связь с танцовщицей мюзик-холла длилась уже не первый год. Так брак Седых в одночасье рухнул.
Официально они не разводились еще несколько лет. Сыну и маме Наталья ничего не говорила. Лебедев продолжал общаться с сыном, приезжал увидеться с ним и забирал на каникулы в Ленинград. Когда Алексей учился в старших классах, родители решили, что ему надо переехать к Виктору, чтоб готовиться к поступлению в институт. Впоследствии он окончил факультет международных отношений Санкт-Петербургского университета, работал в Академии искусств заведующим отделом по культурным связям с зарубежными странами и продолжал жить в квартире с отцом и его новой супругой. Виктор Лебедев ушел из жизни в 2021 году. На его похороны Наталья не приехала: сын запретил матери ехать в Петербург из-за вспышки заболеваемости в пандемию коронавируса.
Брак с Лебедевым был единственным в жизни Седых. Больше замуж она не стремилась. Хотя через несколько лет фигурист, эмигрировавший в США, делал Наталье предложение, она категорически отказалась переезжать за океан.
В 1988 году, отдав сцене Большого театра 20 лет жизни, Наталья вышла на пенсию. Ей предлагали стать тренером по хореографии в команде по фристайлу, но для этого было необходимо часто уезжать из Москвы, потому она отказалась.
Вскоре Седых получила очередной подарок судьбы – предложение от режиссера Марка Розовского, с женой которого она дружила, сыграть Маркизу в спектакле Театра у Никитстких ворот «Преследователь». Легкомысленно согласившись, Наталья не предполагала, что это будет большая роль с огромным количеством текста. «Это не сложнее, чем 32 фуэте, значит я попробую», – говорила себе актриса. Весь подготовительный период она работала над своим голосом, чтоб ее было хорошо слышно в зрительном зале. Дома она включала на всю громкость магнитофон и пыталась читать свой текст, перекрикивая музыку. Она чуть не сорвала голос, но в результате смогла добиться нужной громкости в работе на сцене.
Первоначально на театральных подмостках Наталья хотела выступать не под своей фамилией, чтоб у зрителей не было ассоциаций с героиней «Морозко», но в напечатанных афишах уже значилась Седых. После премьеры Розовский похвалил актрису и предложил ей постоянную работу в труппе. Наталья много играла, в том числе в спектаклях «Городская сказка», «Гамьринус», «Два Набоковых», «Майн Кампф, Фарс». На театральной сцене Розовский часто позволял ей танцевать, причем это могли быть джазовые и авангардные произведения, но Наталья обожала эти хореографические фрагменты. Через 15 лет работы в Театре у Никитских ворот ей стали неинтересны предлагаемые роли, и в 2006 году Седых приняла решение уволиться.
В этот момент о ней снова вспомнили кинематографисты. Наталье было приятно опять оказаться на съемочной площадке, но уже не малоопытной и робкой девочкой, а зрелой женщиной с багажом многолетней работы на сцене. В 2002 году в короткометражном фильме «Синоптик» она сыграла кокетливую даму, случайно встретившую в аптеке бывшего возлюбленного. В 2007 году Светлана Проскурина пригласила Седых сыграть в фильме «Лучшее время года» одну из главных героинь. Поначалу актриса спорила с режиссером, отказываясь играть без макияжа, с абсолютно чистым лицом, но потом все же согласилась на этот эксперимент.
В 2010 году Проскурина вновь пригласила Наталью — сыграть доктора в фильме «Перемирие», ставшем победителем фестиваля «Кинотавр». И хотя эти киноленты не стали известны широкому зрителю, Седых гордится своими ролями, называя их очень хорошими, серьезными и интеллектуальными работами.
В последние годы актриса живет тихой, размеренной жизнью. По наследству ей достались две квартиры, одну из которых она сдает — это и помогает ей безбедно существовать. Она считает, что теперь может себе позволить после своего «послужного списка» никуда не спешить, читать ради удовольствия и увлекаться дизайном интерьеров.
В свое время ради сцены Большого театра она пожертвовала фигурным катанием, карьерой в кино, браком. Но она никогда не жалела об этом, считая что балет подарил ей волшебный и чарующий мир. Одиночество актрису не тяготит, она привыкла в своей жизни рассчитывать на себя, а балетная стойка стала стержнем ее жизни. Седых не считает, что не смогла полностью реализоваться в спорте, кино, балете и театре. Она попробовала все, каждый раз преодолевала себя, прошла через испытания славой. А миллионы зрителей по всему миру продолжают боготворить ее Настеньку из старой, но такой любимой киносказки.