В 2021 году российские фильмы попали в конкурсные программы почти всех престижных кинофестивалей Европы, а некоторые из них стали победителями киносмотров. КП-Афиша вспоминает главные отечественные картины 2021-го.
Режиссер: Кира Коваленко
Награды: Гран-при программы «Особый взгляд» 74-го Каннского кинофестиваля. Премия Европейской киноакадемии в категории «Лучший монтаж» (Мухарам Кабулова). Картина выдвинута на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
О чем: Североосетинский шахтерский город Мизур: Ада (Милана Агузарова) – взрослая девушка, но ее отец продолжает видеть в ней ребенка. Ада не хочет жить дома – она строит свои планы.
Мнение критика: «Пронзительная драма о взрослении, привлекающая внимание своей натуралистичной стилистикой, мощным месседжем и убедительной игрой актеров» (Рене Санчес, Cine Sin Fronteras).
Режиссер: Кирилл Серебренников
Награда: Премия Высшей технической комиссии 74-м Каннского кинофестиваля (Владислав Опельянц – оператор)
О чем: История крутится вокруг самой обычной семьи из Екатеринбурга. Впрочем, когда Петровы заболевают гриппом, их повседневная жизнь резко меняется: она наполняется безумием, фантастикой, воспоминаниями… Понять, где реальность, а где галлюцинации, становится сложно.
Мнение критика: «Эта картина – чистой воды киношный панк-рок: чудовищно дерзкий, беспорядочный, временами досадно однобокий и не задающийся вопросом, нравится ли все это зрителю или нет» (Шон Манро, Flickering Myth).
Режиссеры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Награда: Главная награда в номинации «Лучший художественный фильм» 30-го Международного кинофестиваля в Филадельфии.
О чем: Ленинград, 1938 год. Капитан Федор Волконогов (Юра Борисов) – сотрудник правоохранительных органов. В один ужасный день молодому человеку предъявляют уголовное обвинение – так мало этого, Волконогову является вестник с того света и сообщает, что после смерти тот попадет в Ад.
Мнение критика: «Борисову удается превратить антигероя – поначалу жестокого хулигана и головореза – в уязвимого и в конечном итоге вызывающего жалость человека» (Лесли Фелперин, THR).
Режиссер: Александр Зельдович
Награда: Приз «За эффектную современную версию трагедии Эврипида, не искажающую ее поэтики» Молодежного жюри 74-го Международного кинофестиваля в Локарно.
О чем: Главная героиня (Тинатин Далакишвили) приезжает из уральского городка в Москву, чтобы учиться в МИТХТ. Став любовницей бизнесмена Алексея (Евгений Цыганов), она рожает ему сына и дочь. Расставшись с женой, мужчина предлагает матери его детей переехать вместе с ним в Израиль. Уже на Ближнем Востоке Алексей узнает шокирующую правду: оказывается, его возлюбленная совершила преступление.
Мнение критика: «Полет сквозь культурные искажения, религиозные фантазии и навязчивые сексуальные наклонности – это странное смешивание подтекстов создает захватывающий портрет безумия и отчаяния» (Николас Белл, Ioncinema).
Режиссер: Алексей Герман-младший
Награда: Премия Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона в категории «Лучшая мужская роль» (Мераб Нинидзе).
О чем: Преподаватель вуза и специалист по литературе Серебряного века Давид Гурамович (Мераб Нинидзе) открыто обвиняет мэра провинциального городка в краже пяти миллионов рублей. Однако в итоге он сам становится фигурантом дела и отправляется под домашний арест.
Мнение критика: «Давид – харизматичный и фактурный герой, «расширяющий» внутрикадровое пространство ленты, действие которой почти полностью разворачивается в захламленной и вызывающей ощущение клаустрофобии квартире» (Уэнди Иде, Screen Daily).
Режиссер: Владимир Мункуев
Награда: Гран-при в секции «На восток от Запада» 55-го Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
О чем: Конец XIX века, Якутская область. Бедная пара (Павел Колесов и Ирина Михайлова), похоронив второго ребенка, готовится к очередной суровой зиме. Местный князь приказывает селянам впустить в свой дом российского политического осужденного Константина (Сергей Гилев) и оставить его «до дальнейшего уведомления». В основе сценария фильма – произведения польского писателя Вацлава Серошевского.
Мнение критика: «Это кино призывает вас открыть глаза и увлеченно наблюдать за происходящим на экране» (Мариона Боллулл, El antepenúltimo mohicano).
Режиссер: Наталья Кудряшова
Награды: «Лучшая женская роль» (Анастасия Красовская) и специальный приз Молодежного жюри 74-го Международного кинофестиваля в Локарно.
О чем: Днем Лера (Анастасия Красовская) изучает социологию в университете, а вечером работает стриптизершей в одном из клубов: это единственный способ прокормить ее маму-одиночку, страдающую сомнамбулизмом. Главная героиня очень хочет изменить свою жизнь, но как – она не знает. Иногда Лере снятся странные сны.
Мнение критика: «От Андрея Тарковского, и Александра Сокурова до Андрея Звягинцева – мы были свидетелями загадочных историй о духовной катастрофе, наполненных грандиозными метафизическими подтекстами. Фильм Натальи Кудряшовой не прячется от гипнотической силы вышеупомянутых режиссеров» (Арун Кумар, High on Films).
Режиссер: Лена Ланских
Награда: Премия Kutxa «Лучшему режиссеру-дебютанту» (Лена Ланских) 69-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
О чем: 14-летняя Вика (Анастасия Струкова) живет в небольшом городке на Урале. Она ходит в лес за клюквой, помогает маме продавать ягоды на рынке и увлекается хореографией. Кроме того, у нее есть ребенок, о существовании которого никто не должен знать.
Мнение критика: «Анастасия Струкова создает невероятно убедительный образ: его грубая и неприукрашенная «правдивость» делает кинодебют Лены Ланских одновременно невыносимым и завораживающим» (Джонатан Холланд, Screen International).