Имя Веры Ивлевой знакомо лишь заядлым киноманам, но стоит лишь напомнить ее маленькие, но яркие роли в фильмах «12 стульев», «Мама» или «За спичками», как тут же раздастся возглас: «Да-да, такая смешная, чудаковатая!». Именно таких забавных и чудных героинь в эпизодах десятков картин сыграла эта актриса, которая всю жизнь ждала своей большой роли, но ее карьера в театре и кино успешной не стала, не сложилось и в личной жизни, а злой рок уготовил Вере Ивлевой страшную смерть.
Вера Кислаева (это девичья фамилия актрисы) родилась в военном 1943 году в подмосковном поселке Раменье. Отец был сапожником, а мать – продавщицей в магазине. У Веры были старшие брат и сестра Сергей и Тамара, а также ее брат-близнец Саша, в котором девочка души не чаяла. В школе она очень хорошо училась, помогала родителям по хозяйству, ухаживала за поросятами и доила корову, но уже в ту пору загорелась желанием стать артисткой.
Вера с Сашей были артистичными, выступали в самодеятельности, но их увлечение старшие всерьез не принимали. Потому желание сестры и брата Кислаевых покорять столичный театральный институт, было воспринято в штыки. Но Вера и Саша все же отправились в Москву, попытались поступить в театральное училище Щепкина, но их не приняли. Для Александра это был удар, он сразу сдался, и этот провал будто предопределил его дальнейшую жизнь: он умер в 31 год, и его уход стал для сестры большой трагедией.
Вера устроилась работать телефонисткой, на следующий год попыталась снова поступить, но снова провалилась. Удача улыбнулась настойчивой девушке лишь с третьего раза: ее приняли в училище.
Рассказывают, что на учебные спектакли, в которых играла Вера, собирались целые залы, а среди зрительниц часто была ее будущая коллега по театру студентка Инна Чурикова. После окончания театрального училища молодая актриса за 6 лет сменила несколько мест работы: Московский областной театр драмы, Театр миниатюр, Дом культуры в Куркино.
Первым мужем Веры стал военный Дмитрий Ивлев, его фамилию она носила затем всю жизнь. Их брак продлился семь лет, у них родилась дочь Ольга. Но затем муж-офицер поставил условие: бросить работу и стать домохозяйкой. Вера, которая уже не могла себя представить без актерской профессии, предпочла работу семье.
Кино появилось в жизни Ивлевой еще во время учебы в театральном училище. Сыграв несколько эпизодических ролей, она снялась в фильме режиссера-сказочника Александра Птушко «Сказка о царе Салтане» в роли Ткачихи. Партнерами Веры на съемочной площадке были Лариса Голубкина, Олег Видов, Сергей Мартинсон. Актрису в этой экранизации сказки Пушкина заметили и зрители, и режиссеры, которые стали ее приглашать в свои фильмы.
Со своей простоватой внешностью Ивлева не могла рассчитывать на роли романтических героинь, но зато ее яркая индивидуальность подходила для эпизодов, которые становились запоминающимися. В сатирической комедии «Черт с портфелем» она играла колхозницу Нюру, подругу героини Надежды Румянцевой. В комедии «Разбудите Мухина!» также роль была небольшая, зато партнером был начинающий Сергей Шакуров. В целом ряде фильмов героини Ивлевой безымянные: дама, студентка, девушка на стройке, покупательница, секретарша, а ее фамилию даже не указывали в титрах. Иногда не везло и самим фильмам, как случилось с драмой «Иванов катер», снятой в 1972 году. Партнерами Веры Ивлевой были Валентина Талызина и Петр Вельяминов, картина могла стать событием и повлиять на судьбы актеров, которые в ней снялись. Но фильм положили на полку, и зрители смогли его увидеть лишь 15 лет спустя.
В 1973 году Ивлева стала актрисой Театра Ленинского комсомола, которому она посвятила все последующие годы жизни. Как раз в это время театр возглавил Марк Захаров, которого Вера боготворила и называла гением. На сцене актриса играла роли второго плана или эпизоды. Среди спектаклей, в которых она была занята, были «Бременские музыканты», «Тиль», «Встреча на Сретенке», «Праздничный день», «Ромул Великий». Вере хотелось больших ролей, но Захаров убеждал ее: надо подождать, потерпеть, звездная роль еще впереди. И Ивлева ждала, отметая предложения перейти в Театр Маяковского и Театр Ермоловой. Она была верна своему «гению», о чем впоследствии жалела, считая, что упустила много возможностей проявить себя.
Еще об одной своей фатальной ошибке вспоминала с сожалением актриса много лет спустя. Однажды под окнами барака на окраине столицы, где жила Ивлева с дочерью, остановилась «Волга», через некоторое время на пороге квартиры две женщины, представившись ассистентками Эльдара Рязанова, сказали, что актрисе нужно срочно поехать на «Мосфильм» для пробы в новом фильме режиссера. Вера, которую застали за чисткой картошки, растерялась, ей было стыдно за свой неухоженный вид, застиранный фартук и бедную обстановку, и она ответила отказом: мол, некогда ей. Разочарованные ассистентки уехали. А позже выяснилось, что речь шла о фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», а Рязанов видел Ивлеву в роли одной из подруг главной героини. В результате эта эпизодическая, но незабываемая роль в культовой картине стала началом звездного пути Лии Ахеджаковой.
В 1976 году Марку Захарову предложили сделать четырехсерийную телеверсию романа Ильфа и Петрова «12 стульев». За 5 лет до этого по экранам с успехом прошла экранизация, сделанная Леонидом Гайдаем. Но Захаров решил сделать свой вариант более подробным и более театральным. На главные роли он позвал актеров Театра Сатиры Андрея Миронова и Анатолия Папанова, а в остальных ролях задействовал артистов своей труппы.
Гайдай в своем фильме пожертвовал рядом героев и сюжетных линий, среди которых была Фима Собак, подруга Эллочки Людоедки. Более тщательно подошедший к тексту романа Захаров оставил эту героиню и взял на эту роль Веру Ивлеву. Персонаж актрисы – без конца курящая девица с ярким макияжем, знавшая аж 180 слов, восхищающая Эллочку, которую играла звезда «Ленкома» Елена Шанина. На съемках Ивлевой пришлось непросто: она страдала астмой и не выносила запах никотина, а тут ей пришлось играть с зажженной папиросой во рту. Актриса едва не потеряла сознание от приступа кашля. Но этот яркий эпизод стал визитной карточкой актрисы. Ее стали узнавать зрители, а режиссеры засыпали предложениями. Правда, роли снова были небольшие.
Год спустя на экраны вышел фильм «Мама» – мюзикл по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Это был международный советско-румынско-французский проект, который одновременно снимался на трех языках. Главные роли исполняли Людмила Гурченко и Михаил Боярский. А на роль Овцы пригласили Ивлеву. Вера замечательно сумела вжиться в образ со сложным гримом и париком, она гримасничала, пела и танцевала, падала в колодец, не боялась быть смешной и влюбила в себя маленьких зрителей многих стран. Фильм получил приз на кинофестивале в Венеции, демонстрировался по всему миру. А в Норвегии он уже много лет является неотъемлемой частью рождественских праздников: его каждый год показывают по государственному телевидению.
Среди фильмов тех лет, в которых снялась Ивлева, можно также вспомнить целый ряд «детских» лент: «Кольца Альманзора», «Буденовка», «Когда я стану великаном», а в одном из выпусков киножурнала «Ералаш» актриса сыграла уморительную Царевну-Несмеяну.
В конце 1970-х в жизни Ивлевой наконец появилось женское счастье. Она встретила художника-гримера Наума Маркзицера, в которого влюбилась без памяти. Избранник Веры обменял свою квартиру поближе к театру, где она служила, и перевез туда актрису с дочкой, о которой он очень заботился, и которая вскоре стала называть его «папой». Рядом с ним актриса стала более домашней, научилась готовить. А сам Наум разглядел в ней любящее сердце и женскую красоту. Он нарисовал портрет Веры, на котором простоватая и непривлекательная женщина вдруг оказалась красавицей.
Семь лет они прожили в гражданском браке, пока Маркзицер не решил эмигрировать из СССР в Америку. Вера категорически отказалась ехать с ним, она была настолько предана советским идеалам и родному театру, что не могла даже представить себя где-то за границей. Несмотря на расставание, они сохранили теплые отношения, и каждый раз приезжая в Москву, Наум снова звал свою музу поехать за океан, но она была непреклонна.
В 1980 году в судьбе актрисы произошел еще один зигзаг удачи: она встретила Леонида Гайдая. Режиссер пригласил ее в свою комедию «За спичками», которая была совместным советско-финским проектом. Съемки проходили в Финляндии, где советскую съемочную группу поразил невероятный порядок на площадке, все было четко регламентировано. Ивлева самобытно и эксцентрично сыграла нелепую невесту Анну-Кайсу, к которой герой Евгения Леонова пытается сосватать героя Вячеслава Невинного. Она настолько блестяще справилась с поставленной задачей, что Гайдай впоследствии приглашал ее во все последующие картины.
Ивлева сыграла проводницу в «Спортлото-82», циничную буфетчицу в «Опасно для жизни!», члена исполкома Пиратову в комедии «Частный детектив, или Операция «Кооперация»» и продавщицу в последнем фильме Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Вскоре в жизни Ивлевой появилась новая любовь Яков Левитан, внук сестры легендарного диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана. Но создать семью с ним у актрисы не получилось: мужчина был моложе Веры, жить с ней под одной крышей не хотел, часто выпивал, а Вера довольствовалась редкими свиданиями и терпела его запои Актриса считала свою любовь к Якову самой яркой в жизни, но, когда ее терпение закончилось, она сама поставила точку в этих изматывающих отношениях.
Наступили лихие 90-е. Новых ролей в театре не было, фильмы практически перестали снимать. После того, как сгорели декорации спектакля «Тиль», в котором у Ивлевой была большая роль, Захаров закрыл постановку. А в 1995 году из-за недостатка финансирования главный режиссер театра вывел актеров за штат, и они были вынуждены работать по договору.
К невостребованности и безденежью добавились болячки: у актрисы обострились малокровие и астма. А вскоре Ивлеву первый раз сбила машина, тогда она отделалась испугом и ссадинами. Через несколько месяцев по пути на работу Вера перебегала дорогу в неположенном месте и снова оказалась под колесами автомобиля. На этот раз она попала в больницу с многочисленными травмами и сильным ушибом головы. Больная актриса стала раздражать Марка Захарова, который оставил ей всего одну небольшую роль в репертуаре театра. От Ивлевой стали отворачиваться и перестали общаться многие коллеги, считая, что ее дни в театре сочтены.
Непросто складывались отношения у актрисы с дочерью. Ольга мечтала тоже поступить в театральный институт, но мать восприняла это в штыки, приведя в пример свою судьбу с вечным ожиданием ролей и признания. В результате дочь актрисы окончила физико-математический факультет педагогического института, но по профессии почти не работала, так как родила троих детей и занималась их воспитанием. Вера часто конфликтовала с зятем, которого Ольга привела в их квартиру. Она пыталась выбить себе комнату в общежитии театра, но ей отказали.
8 января 1999 года Ивлева сыграла спектакль в театре, а после него зашла к сестре Тамаре, которая жила в Химках, по соседству. Женщины засиделись допоздна за разговорами о своих житейских проблемах, и домой актриса возвращалась в темноте. Но домой она не дошла. Встревоженные родственники на следующий день обратились в милицию, но розыск никаких результатов не дал. Дочь актрисы обзванивала больницы и морги, расклеивала объявления, но безрезультатно. Лишь спустя почти три месяца тело женщины было обнаружено.
По версии следствия, 55-летняя Ивлева переходила дорогу и была сбита не сумевшим затормозить водителем. Испугавшись ответственности, он отвез тело (возможно, актриса была еще жива) к лесополосе и закопал в снегу. Весной, когда снег растаял, на растерзанное собаками тело наткнулся прохожий. Убийцу Веры Ивлевой так и не нашли.
Ее похоронили на Машкинском кладбище в Химках Московской области рядом с братом-близнецом. Похороны были скромными и малолюдными, всего несколько коллег из родного театра пришли проститься с талантливой актрисой.
Через десяток лет на могилу Ивлевой наткнулись члены Общества некрополистов и ужаснулись ее удручающему состоянию: ограды не было, а деревянный крест сломался и долгое время висел вверх тормашками, зацепившись за дерево. Было видно, что родственники захоронение не посещают много лет. Благодаря энтузиазму активистов и публикациям в прессе администрация кладбища поставила новую ограду и металлический крест.
В 2012 году с помощью благотворительного фонда на могиле Веры Ивлевой был установлен новый достойный памятник, на открытие которого приехало несколько коллег актрисы по театру. Перед его установкой за разрешением обращались к дочери артистки, но Ольга вначале была против установления памятника, а потом выдвинула категорическое условие, что на нем не должно быть никакой фотографии матери.
Вера Ивлева, обладая комедийным даром, играла в фильмах известных режиссеров, служила в одной из самых популярных российских театров, но так и не смогла дождаться той роли, которая бы помогла ей полностью раскрыть свой талант. Вся ее жизнь была ожиданием и чередой упущенных возможностей. Но, несмотря на все несчастья и перипетии судьбы, в памяти друзей актрисы она осталась светлым и добрым человеком, а в памяти зрителей – блистательной комической актрисой.