Как поднять себе настроение в сложные времена? Ну, как и в менее сложные с помощью кинематографа. В интернете и соцсетях множатся списки «фильмов, от которых хочется жить» – правда, большинство выглядят довольно странно: в них наобум включают произведения печальные и даже трагические. Кинообозреватель КП Денис Корсаков постарался составить список фильмов, в которых, если и есть печаль, то светлая.
ИНОСТРАННЫЕ ФИЛЬМЫ
Билли Уайлдера в СССР знали прежде всего по фильму «В джазе только девушки», но его вы как-нибудь пересмотрите и без нашей помощи. А вот «Квартира» известна в России куда меньше – хотя вроде бы и в прокат у нас выходила, и получила в свое время (в 1961 году) пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм. Это история скромного клерка, офисной крысы по имени Си Си Бакстер, который дает ключи от своей квартиры начальникам – чтобы они могли там развлечься с любовницами. Но потом оказывается, что его непосредственный босс встречается там с девушкой из офиса, лифтершей, которая безумно нравится самому Бакстеру. И этот роман, кажется, может обернуться для девушки трагедией…
И все эти метания и испытания ведут к финалу, благодаря которому газета The Independent пять лет назад назвала «Квартиру» лучшим рождественским фильмом всех времен.
Многие сомневаются в том, что про Вторую мировую войну вообще можно снимать комедии: слишком много крови пролилось, слишком много трагедий произошло в период с 1939-го по 1945 годы. А конкретно французские комедии о войне некоторым критикам кажутся просто незначительной и запоздалой местью галлов фрицам за то, что случилось в 1940-м, когда фашисты оккупировали их страну, и Гитлер жизнерадостно фотографировался на фоне Эйфелевой башни. Но, как бы там ни было, именно «Большая прогулка» на протяжении 31 года оставалась самым кассовым фильмом в истории французского проката, и только «Титанику» удалось сместить ее с пьедестала. История о том, как двое парижан, флегматичный Бурвиль и холеричный Луи де Фюнес, помогают британским летчикам, сбитым над Францией, выбраться к своим, собрала на родине 17 миллионов зрителей. А в СССР, где вышла через четыре года после парижской премьеры, в 1971-м – так и вовсе 37 миллионов. И да, это история про то, что даже печальные и трудные времена можно пережить, – и вспоминать их потом с ухмылкой.
На самом деле, большинство комедий с Луи де Фюнесом могут выступать в качестве антидепрессантов: и «Замороженный» (в котором его герой пытается как-то сладить с родственником жены, проведшим несколько десятилетий в полярных льдах, потом оттаявшим, но все еще убежденном, что на дворе 1905 год), и «Ресторан господина Септима» (где де Фюнес играет парижского ресторатора, в одной абсолютно гениальной сцене пытается говорить на немецком, и из-за причуд освещения становится неотличим от Гитлера), и «На древо взгромоздясь» (где машина с де Фюнесом, его сыном Оливье де Фюнесом и Джеральдиной Чаплин падает с обрыва на Лазурном берегу – и застревает в кроне одинокого дерева, растущего ровно посередине отвесного склона). И даже простенькие комедии про жандарма из Сен-Тропе способны поднять настроение не хуже прописанных врачом таблеток или бокала вина.
История двух реальных американских бандитов (их имена вынесены в заглавие), орудовавших в начале 20 века: они грабили банки и поезда. Можно было снять эту историю очень по-разному. У Джорджа Роя Хилла получился сияющий фильм. Пол Ньюмен, Роберт Редфорд и Катарина Росс излучают нечеловеческое обаяние, а гениальная песня Берта Бакарака Raindrops Keep Fallin’ On My Head способна поднять из гроба мертвого. Джордж Рой Хилл закрепил потом успех, сняв «Аферу» с теми же Ньюменом и Редфордом – она, пожалуй, тоже способна войти в список голливудских фильмов, от которых хочется жить.
«8 1/2» Федерико Феллини, в котором изящно перемешаны реальность и фантазии, сны и воспоминания героя, до сих пор кажется многим людям ужасно сложным фильмом. С «Амаркордом» такой проблемы не возникнет ни у кого: это самая легкая и вдохновенная работа мастера. Она основана на его детских воспоминаниях (а детство пришлось на 30-е, годы правления Муссолини, и прошло в провинциальном городке Римини). В истории о взрослении юного героя перемешано множество эпизодов, печальных и безумно смешных, «неприличных» и трогательных; это опять же реальность, пропущенная через призму снов и фантазий, и способная магическим образом воздействовать на любого зрителя. Если вы не видели ни одного фильма Феллини, именно с «Амаркорда» лучше всего начинать. Хотя можно и с «Ночей Кабирии» – истории о проститутке (Джульетта Мазина), лицо которой в финале, несмотря на все невзгоды, озаряется вошедшей в историю кино улыбкой.
Когда в 2003 году эта картина вышла на экран, мало кто подозревал, что она станет классикой на все времена. Ну, очередная британская комедия, собравшая множество местных звезд (Хью Грант, Эмма Томпсон, Роуэн Аткинсон, Лиам Нисон, Колин Ферт, Алан Рикман, Кира Найтли и так далее). Посмотрим и забудем. Но ничего подобного: уже 19 лет огромное количество людей вспоминают «Реальную любовь» с огромной нежностью, а к работам артистов относятся со столь же огромным восхищением.
Это всего лишь несколько новелл о лондонцах, накануне Рождества ищущих счастье в личной жизни. Один уезжает в Португалию, влюбляется там в красивую девушку, но никак не может с нею объясниться из-за языкового барьера. Другой страдает из-за смерти жены и никак не может найти общий язык с пасынком. Третий – премьер-министр Великобритании, влюбленный в секретаршу. И так далее: с десяток смешных и трогательных сюжетных линий разворачиваются параллельно, пока в финале вдруг не достигают совершенно душераздирающего накала. Как заметил один американский критик, люди чаще начинают плакать в кино, когда на экране у героев все хорошо, а не когда у них все плохо – и финал «Реальной любви», безусловно, лучшее тому подтверждение.
РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ
С отечественными фильмами немного сложнее, чем с иностранными – именно потому, что большинство читателей и так помнит главные советские хиты наизусть. Ну, что лишний раз писать о «Бриллиантовой руке», «Москва слезам не верит», «Иване Васильевиче», «Карнавальной ночи», «Мимино», «Девчатах» или «Служебном романе», когда все и так много раз поднимали себе настроение с их помощью? И все же мы решили напомнить о нескольких картинах, которые в свое время могли пройти мимо вашего внимания. Или которые вы могли слегка подзабыть.
История акушера-гинеколога (бесподобный Анатолий Папанов), его жены (Вера Орлова) и трех его сыновей: художника, студента и школьника (Владимир Коренев, Лев Прыгунов и Андрей Бельянинов). Пока папа принимает роды, ребята разбираются со своими проблемами на работе, в вузе и в школе (и не только там: например, младший решает, что ему срочно надо ехать в Африку освобождать негров, и его приходится искать по всему городу). Главная линия, впрочем, связана с попытками героя Папанова убедить мать, отказавшуюся от своего новорожденного ребенка, все-таки взять его на воспитание. Не получается – и тогда он решает усыновить его. И только в этой сцене, благодаря вскользь брошенному намеку, мы осознаем, что и остальные его дети – приемные.
Мелодраматическая трагикомедия с совершенно изумительной Людмилой Зайцевой в роли деревенской женщины Шуры Ермолюк. Муж Шуры (Михаил Кононов), впечатлившись выступлением заезжих артистов, в первую очередь – «женщины-змеи», решил покинуть деревню и отправился в город, навстречу «настоящей жизни». А Шура осталась в подвешенном состоянии: вроде и не разведена, но при этом одинока. И постепенно в нее начал влюбляться очень воспитанный участковый (Олег Ефремов)… Эта картина очень свежо смотрится и через полвека после премьеры – и заслуга в этом не только режиссера Виталия Мельникова, но и сценариста Виктора Мережко. Через несколько лет он напишет «Вас ожидает гражданка Никанорова» — еще одну трогательную «деревенскую» историю, на этот раз для Натальи Гундаревой.
История о молодых влюбленных из приморского городка, которые решили сыграть свадьбу, снята в жанре found movie, «найденного фильма» – это якобы реальная видеозапись событий, сделанная обычным человеком с любительской камерой (в данном случае – братом жениха). В Голливуде так обычно снимают фильмы ужасов, типа «Ведьмы из Блэр» или «Монстро». У нас сняли комедию. Очень остроумный и талантливый фильм открыл публике Жору Крыжовникова, который потом снял «Горько-2», «Самый лучший день» и «Звоните ДиКаприо».
Вот этот фильм точно прошел мимо большинства зрителей – а это смешная и изящная мелодрама, лучший фильм Анны Меликян. В ней переплетаются судьбы трех людей: Маши (Тинатин Далакишвили), внешне – дурочки с переулочка, мечтающей стать знаменитой актрисой, а перед этим переделать в клинике пластической хирургии лицо и тело. Любовницы олигарха (Северия Янушаускайте), которая ненавидит и бойфренда, и свою жизнь, но старается это скрывать. И сына того же олигарха (Павел Табаков) – трудного подростка, который тоже терпеть не может свой дом, своего отца и его любовницу, и устраивается уборщиком в ночной клуб. Все это интересно придумано и запутано, да еще и снабжено по-настоящему трогательным финалом.
Картина о подростке Леше Васине, живущем в глухом спальном районе Москвы. Он любит скутеры и группу «Ленинград», его герой – Данила Багров из фильма «Брат», он влюблен в девочку из соседней школы (причем так исторически сложилось, что эта школа враждует с той, где учится он сам). Нет, никаких кровопролитных трагедий а-ля «Ромео и Джульетта» не будет: «14+» Андрея Зайцева – это лирическая комедия, снятая с неподдельными интересом и нежностью по отношению к подросткам. Очень обаятельный фильм с очень точно подобранными исполнителями главных ролей Глебом Калюжным и Ульяной Васькович. Калюжный сейчас стал большой звездой сериалов; скоро должен выйти фильм «14+: продолжение», где он играет того же Лешу, только повзрослевшего.