16 декабря 2021 года в российский прокат выйдет «Матрица: Воскрешение» – продолжение одного из самых известных в истории кинематографа научно-фантастических проектов. КП-Афиша расскажет, почему Лана Вачовски решила оживить Нео (Киану Ривз) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс), а также найти ответ на вопрос, в чем аллегорический смысл «Матрицы».
Тринити умирает на руках у Нео, после чего его обнаруживает Главный Компьютер: Избранный рассказывает, что Смит собирается уничтожить и Матрицу, и реальный мир. Нео готов остановить его, но взамен машины должны будут покинуть Зион. Главный Компьютер соглашается – Нео подключают к Матрице. Финальная и очень ожесточенная схватка Избранного и Смита проходит под проливным дождем – на земле и на небе. После очередного удара агенту кажется, что Нео потерял силу: он не замечает подвоха и превращает Избранного в свою копию, но всего лишь на минуту: «оболочку» нового Смита разрывают энергетические потоки, что приводит к уничтожению и агента, и всех его клонов. Машины забирают безжизненное тело Нео, Матрица перезагружается, а в Зион возвращается мирная жизнь. Очень важная деталь: в самом конце юная Сати спрашивает у Пифии, увидим ли мы Нео снова. Ответ прорицательницы: «Я думаю, что да. Когда-нибудь».
И здесь, естественно, хочется продолжить: прошло 18 лет – Томас/Нео живет в Сан-Франциско, по ночам его мучают кошмары, о которых он рассказывает своему психотерапевту…
Аллегорический смысл трилогии Вачовски искали многие. Начнем с кинокритиков. «Амбициозная, искажающая восприятие метафора жизни в конце двадцатого столетия», – написал о «Матрице» обозреватель Northwest Herald Джеффри Вестхофф в начале 2000-х. По мнению Мейтленд Макдонах из TV Guide: «Эта ослепительная поп-аллегория пропитана мрачной сочной чувственностью, которая врывается за рамки ностальгической стилизации и уверенно держится без чьей-либо поддержки». «Проблема с «Матрицей» заключается в том, что невероятно талантливые Вачовски убеждены: их шутливый постулат имеет метафизический смысл», – считает Леонард Шварц из Palo Alto Weekly.
Философам тоже было о чем подумать. Американец Уильям Ирвин предположил, что идея «Матрицы» – сгенерированной реальности, которую придумали вредоносные машины, – аллюзия на книгу французского философа-метафизика и математика 17-го века Рене Декарта «Размышления о первой философии». Все дело в том, что в ее первой главе француз проводит мысленный эксперимент: он допускает возможность полной иллюзорности всей доступной субъекту реальности. Мнения Ирвина и его коллег в конечном итоге оказались в сборнике «Матрица и философия: Добро пожаловать в пустыню реального».
Славой Жижек, словенский коллега Ирвина и герой документальной ленты «Киногид извращенца: Идеология», общаясь с кинокритиком Антоном Долиным для «РИА Новости», отметил следующее: «Матрица оказывается, в конечном счете, метафорой существующего сложного механизма языка, который господствует над нами. В этом фильме не определена идея, это либо наивная идея освобождения от матрицы путем выхода в реальность, либо адаптации к матрице».
Естественно, не остались в стороне и писатели. Проживающий в Канаде американский фантаст Уильям Гибсон, которого в 1999-м Guardian назвал «возможно, самым важным романистом последних двух десятилетий», в 2019-м оставил у себя в Twitter следующее сообщение: «Матрица» всегда казалась мне фильмом о кунг-фу по Филу Дику с безупречным киберпанк-гардеробом. Отличная комбинация!» Фил Дик – это Филип Дик, другой писатель-фантаст с мировым именем: именно его перу принадлежит роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», по мотивам которого Ридли Скотт снял «Бегущего по лезвию».
Ну а наш соотечественник Виктор Пелевин еще в 2003-м в интервью «Коммерсанту» отметил: «Матрица» – это, безусловно, самое лучшее и точное, что появилось в массовой культуре за последнее десятилетие». В его романе «Бэтман Аполло», который вышел в 2013-м, есть такие строчки: «Даже когда люди догадываются, что они просто батарейки матрицы, единственное, что они могут поделать с этой догадкой, это впарить ее самим себе в виде блокбастера».
В августе 2020 года Лилли Вачовски рассказала, что в период создания первых трех «Матриц» она и Лана жили в воображаемом мире: «Именно поэтому меня так привлекала научная фантастика, фэнтези и игра «Dungeons & Dragons» – мы создавали миры».
1. В сентябре 2021 в рамках Берлинского литературного фестиваля Лана Вачовски сообщила, что главная причина, почему она решила снять еще один «Матрикс», – смерть родителей. Пытаясь пережить утрату близких людей, Лана решила «вернуть к жизни самых любимых киноперсонажей» – Нео и Тринити. Она, естественно, обсудила эту идею с Лилли, но та решила не участвовать в создании нового проекта.
2. Как известно, в новом фильме актер Яхья Абдул-Матин II заменил Лоренса Фишберна в роли капитана «Навуходоносора» Морфеуса. В рамках того же Берлинского литературного фестиваля Вачовски задали прямолинейный вопрос: «Лоренса Фишберна действительно больше не будет?» «Вы хотите, чтобы я поделилась спойлерами?» – ответила вопросом Лана.
3. Судя по трейлерам, звезда Бродвея и исполнитель роли спецагента Форда в сериале «Охотник за разумом» Джонатан Грофф станет главным антагонистом четвертой «Матрицы». Но будет ли у этого персонажа фамилия Смит?
4. «Матрица: Воскрешение» – уже второй совместный проект Ланы Вачовски и Кристины Риччи: актриса исполнила роль подружки главного героя в экшен-комедии «Спиди Гонщик» (2008).
5. Музыку к картине написал немецкий режиссер Том Тыквер (в соавторстве с австралийским композитором Джонни Клаймеко), снявший вместе с Вачовски «Облачный атлас» (2012).
Сюжет: Днем Томас Андерсон (Киану Ривз) – рядовой программист в крупной компании, а по ночам – хакер Нео. Однажды, получив сообщение о том, что он «увяз в Матрице», главный герой выходит на таинственных людей, от которых узнает шокирующие вещи об окружающей его реальности. После чего Нео предлагают сделать выбор: забыть все то, что он увидел, или же рискнуть и отправиться в «Страну чудес», чтобы обнаружить всю правду о Матрице.
Факт: От роли Нео отказался Уилл Смит: он предпочел фантастическому проекту Вачовски вестерн «Дикий, дикий Запад» (который, к слову сказать, принес актеру две «Золотые малины»).
Сюжет: Машины прокладывают туннель, чтобы добраться до подземного Зиона и уничтожить его – единственный оставшийся город людей. Но повстанческая борьба продолжается. Нео, сразившись с толпой клонов агента Смита (Хьюго Уивинг), встречает Архитектора (Хельмут Бакайтис) – создателя Матрицы: теперь главному герою предстоит принять непростое для себя решение.
Факт: Один лишь эпизод с автострадой снимался 48 дней.
Сюжет: Полчища машин совсем рядом: люди-повстанцы готовятся к обороне Зиона. Нео же узнает у прорицательницы Пифии (Мэри Элис), что в планах агента Смита и его армии клонов не только уничтожение Матрицы, но и реального мира. Главный герой просит, чтобы ему дали корабль, на котором он сможет отправиться в Город машин.
Факт: Картина не вызвала особого восторга у критиков и, более того, принесла Вачовски номинацию на «Золотую малину» за худшую режиссуру.