«Смотреть» и «видеть» фильм — разные понятия. «Остров проклятых» (2009) Мартина Скорсезе относится к категории тех фильмов, что нужно видеть. А это значит — всматриваться в мельчайшие детали и вслушиваться в интонации героев, следить за мимикой и жестами персонажей. Эти нюансы чрезвычайно важны для понимания картины. Тем более, что наблюдать за Леонардо Ди Каприо в роли маршала Тэдди Дэниэлса и Марком Руффало в роли его напарника Чака Оула — одно удовольствие.
Америка середины 50-х годов 20 века. Два маршала отправляются на остров Шаттер в лечебницу для психически больных преступников. О том, что дело серьезное, зрителю сразу дает понять Чак Оуол, говорящий «к бедолагам, которые слышат голоса и гоняются за бабочками, нас не пошлют». На первых же минутах фильма мы узнаем и о личной трагедии его босса — Тэдди. Он рассказывает, что его жена погибла — задохнулась, когда горела квартира снизу. При этом сам едва держится на ногах — морская болезнь. И еще — Чак называет Тэдди «человеком-легендой».
Что дают узнать зрителю об острове? То, что он почти неприступен — скалы и обрыв до самой воды. Пристань является единственным путем на остров, и с острова. Ну а еще тут любят, по замечанию плывущего сюда первый (?) раз Чака «пострелять сигареты».
Интересна также сцена встречи маршалов с охраной. Парни с острова как-то напряженно вглядываются в прибывших и покрепче сжимают оружие. С чего бы? Этот вопрос интересует и Тэдди. «Сейчас, маршал, все на взводе», — отвечает ему замначальника МакФерсон.
Перед входом в лечебницу маршалов просят сдать оружие. Чак, который четыре года ходит с жетоном, едва справляется с кобурой. Не странно ли это? Не более странно чем то, что напарники знакомятся друг с другом по пути на остров. Их будто вытащили из одной реальности и резко поместили в другую.
Если смотреть картину очень внимательно, то уже с самых первых минут можно заменить мелкие странности, которые не дадут воспринять историю с прибытием законников на остров за достоверную. Вот так Скорсезе погружает зрителя в сюжет и его восприятие. Первые моменты очень важны для этого.
Когда герои проходят по территории лечебницы, пациенты машут Тэдди, а персонал не скрывает ухмылок. На острове маршалы должны расследовать побег серийной убийцы Рейчел Соландо. Вы еще помните о неприступности острова и единственном пути на него и с него?
Главврач Коули рассказывает, что Рейчел убила трех своих детей, утопила в озере за домом. Женщина была уверена, что живет дома, а доктора — это разносчики, почтальоны да молочники. Для создания иллюзии о том, что дети живы, она, по словам доктора, придумала свой мир. Проще говоря, сбежала от жестокой реальности в мир иллюзий, заперев там свое сознание. При этом Коули наблюдает за реакцией Дэниэлса на его рассказ.
Тэдди Дэниэлс начинает расследование и некоторые вещи вызывают у него недоумение — ну помимо таинственного исчезновения пациентки из закрытой палаты. Ему кажется, что врачи, персонал клиники, да и его напарник ведут себя странно, а еще заученная речь некоторых пациентов, словно они читают роль. Да и охранники не пытаются искать сбежавшую Рейчел. К тому же маршал приходит к выводу, что его пичкают какими-то препаратами. Иначе как объяснить головную боль и галлюцинации. В них он видит кружащийся пепел и свою жену с обгоревшей спиной, говорящую, что пора ее отпустить.
Главный герой начинает подозревать, что логово злоумышленников, подстроивших все это, находится в секретной лаборатории на маяке.
Интересен еще такой эпизод — во время урагана пациенты начинают бунт, а Тэдди, пользуясь стихией, выводит напарника в укромное место. Там он объясняет ему, что ищет в Эшклиффской лечебнице пироманьяка Эндрю Лэддиса, виновника смерти его жены Долорес. Поиски Лэддиса — истинная цель маршала. Но есть ли этот «помешанный на огне» человек в реальности? Описанный Тэдди портрет пироманьяка— шрам через все лицо — словно искаженное восприятие им своего собственного лица, которое мы видим еще в начальной сцене фильма. Скорсезе намекает на то, что Леддис — это альтер эго самого маршала.
Так в картине появляется стихия огня, сменяющая стихию воды и противоположная ей. Тэдди словно ищет спасения в ней, хочет очищения огнем.
Тема насилия так или иначе проходит через весь фильм.
«Ты оценил вчерашний божий дар?.. Насилие», — говорит охранник, с которым Тэдди возвращается в лечебницу после поисков на острове. При этом он обращается к маршалу так, словно давно его знает.
«Насилием все пропитано, и оно в нас», — заявляет охранник в ответ на слова Тэдди о том, что тот против него.
Намереваясь поставить точку в происходящем и получить ответы на все свои вопросы, маршал врывается на заброшенный маяк. Там его уже ждет доктор Коули. Ответы доктора ничуть не успокаивают Дэниэлса. Он не хочет верить в то, что Рейчел Соландо, которую он нашел до этого в пещере, лишь плод его воображения, а сам он последние два года был пациентом клиники, тем самым Эндрю Лэддисом.
— Я — федеральный маршал!
— Ты был федеральным маршалом.
Так Коули перечеркивает все, что происходило на острове до этого момента. Ролевая игра, в которой пациент №67 исполнял роль маршала, была проведена, чтобы дать доктору Коули и доктору Шихану — напарнику Чаку — последний шанс доказать эффективность их методики и вернуть Эндрю из мира фантазий. «Ты не смог себя простить и создал себе другую личность», — обращается к нему Коули.
Реальность, от которой сбежал Лэддис очень жестока. Его жена Долорес была психически больна и убила их детей, утопив в озере у домика. Эндрю в отместку убил жену. Вода принесла горе Лэддису и его вторая личность — маршал, страдает от воды в самом начале фильма. А легенда, рассказанная о Рейчел Соландо и ее детях, повторяет реальную жизнь Эндрю Лэддиса.
В чем же скрытый смысл концовки фильма «Остров проклятых»? Человеческому разуму проще выдумать новую реальность и уйти в нее, чем принять страшную правду жизни. Отсюда и Тэдди «человек-легенда», т.е. человек, которого в реальности не существовало, он лишь легенда для больного разума.
Эксперимент с ролевой игрой сработал. Пациент вернулся в реальный мир. Но жить в этом мире он не может. Прощальная фраза Эндрю, сказанная доктору Шихану, говорит о его осознанном выборе: «Что лучше: жить монстром или умереть человеком?».