Кажется, еще недавно самыми провальными фильмами в истории называли пиратский боевик «Остров головорезов» (1995) и историческую картину «Тринадцатый воин» (1999). Сейчас эти ленты не входят даже в двадцатку главных катастроф в истории Голливуда. Первые 22 года XXI века стали для него эпохой мегабюджетов, мегауспехов (таких как «Аватар» или «Мстители») и, увы, мегапровалов, стоивших людям карьер, а студиям – сотен миллионов долларов.
Наш обозреватель Денис КОРСАКОВ составил десятку самых убыточных картин в голливудской истории, руководствуясь списком из англоязычной «Википедии». Оценка убытков зачастую приблизительная, потому что голливудская бухгалтерия устроена крайне сложно, и студии не спешат делиться всеми статьями своих расходов и доходов с прессой.
Писатель Эдгар Райс Берроуз известен по серии книг о Тарзане. А еще – по романам о Джоне Картере, американском кавалеристе, удивительным образом телепортировавшемся на Марс. Экранизировать эти книжки в Голливуде мечтали, начиная с 1930-х годов. А начиная с 80-х, к ним подступались такие режиссеры, как Роберт Родригес, Джон МакТирнан («Крепкий орешек»), Джон Фавро («Железный человек»)… В итоге фильм снял Эндрю Стэнтон – звезда анимации, поставивший на студии Pixar фильмы «В поисках Немо» и «Валли». Его дебют в игровом кино обошелся в 263 млн. долларов (если считать вместе с расходами на рекламу, то и во все 350 млн.). И обернулся одной из самых громких катастроф в истории Голливуда. Глава компании Disney Рич Росс после провала «Картера» подал в отставку.
Почему фильм провалился? Вроде бы в «Джоне Картере» достаточно инопланетных чудищ, экзотических декораций и приключений, но… Фильм оказался отчаянно старомодным. Сейчас уже не 1910-е годы, когда выходили книжки Берроуза, и никому нельзя продать сказку о жизни на Марсе – все в курсе, что планета пустынна. Зато на протяжении десятилетий Берроуз служил источником вдохновения для многих режиссеров, в частности, Джорджа Лукаса, который ободрал романы о Джоне Картере как липку, когда снимал свои «Звездные войны». Стэнтону уже было трудно удивить зрителя фантастическими деталями странствий героя – мы все уже много раз видели у Лукаса практически то же самое. Стэнтон к тому же попытался сделать из «Джона Картера» вестерн – а к XXI веку этот жанр совсем перестал возбуждать зрителя. Он промахнулся и с актерами: Тейлору Китчу и Линн Коллинз не хватило харизмы, чтобы очаровать зрителей. Ну и, наконец, рекламные материалы к фильму – особенно постеры – были стильными, но смертельно скучными.
Истории о приключениях героического техасского рейнджера и его лучшего друга, индейца Тонто, были очень популярны на американском радио в 1930-е годы. В 50-е их превратили в телесериал. А в XXI веке долго и мучительно пытались перенести на большой экран. Проект менял студии, режиссеров, сценарий дописывался и переписывался… В итоге его поставил автор оригинальных «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински, а Тонто сыграл тот же Джонни Депп, который играл Джека Воробья.
Продюсер Алан Ф. Хорн, благословивший запуск «Рейнджера» в производство, занял место главы Walt Disney после того, как из-за катастрофы с «Джоном Картером» его покинул Рич Росс. И тут же, буквально мгновенно, Хорн обеспечил студии второй по масштабности провал в ее истории.
Почему фильм провалился? Его очень долго не могли снять, дата выхода все время переносилась, бюджет из-за производственных сложностей разросся до 375 миллионов долларов (с учетом расходов на маркетинг). То есть, чтобы только выйти в ноль, фильм должен был собрать не меньше 750 миллионов – огромную сумму, до которой в принципе добирается не так уж много голливудских картин. Главная же проблема была в том, что «Одинокий рейнджер» – вестерн. А вестерны, как мы помним, в XXI веке уже никому особо не нужны, место этого жанра — в музеях кино. С грохотом провалились и «Дикий, дикий Вест» (1999), и «Джона Хекс» (2010), и «Ковбои против пришельцев» (2011), и выдержанный в стилистике вестерна «Джон Картер»… Но ничему, ничему, ничему руководителей голливудских студий это не научило. И только «Одинокий рейнджер» наконец вбил в могилу вестерна осиновый кол.
Действие романа Филипа Рива разворачивается в будущем, после разрушительной войны. Крупнейшие города планеты стали мобильными – то есть превратились в гигантские «ходячие замки», в которых лишь по отдельным деталям можно опознать, например, бывший Лондон. На этом фоне и разворачиваются приключения юных героев.
Почему фильм провалился? Питер Джексон, конечно, снял суперкассовые трилогии «Властелин колец» и «Хоббит», но… и на старуху бывает проруха. Вдохновившись романом, в 2009 году он собирался ставить фильм лично, но потом охладел к проекту и перепоручил его Кристиану Риверсу, который раньше работал над спецэффектами (и получил «Оскара» за джексоновского «Кинг-Конга»). А сам ограничился функциями соавтора сценария и продюсера. Это было большой ошибкой. Со спецэффектами в картине все в порядке, но режиссером Риверс оказался слабеньким, он не смог сделать сюжет увлекательным, а деревянных героев – вызывающими хоть какую-то симпатию. Совершенно бездушный продукт удостоился очень кислых рецензий критиков. А зрители в основной массе просто не поняли, зачем им надо идти на это кино.
Легенды о короле Артуре глазами Гая Ричи. На дворе V век нашей эры, Артур (Чарли Ханнэм) выглядит как простой, честный британский пролетарий, любитель алкоголя и драк. Однако эта шпана — законный наследник престола, единственный, кто способен вытащить из камня накрепко застрявший там меч Экскалибур, а затем возглавить Британию.
Почему фильм провалился? Когда Гай Ричи берется за сюжеты о современных лондонских жуликах и бандитах («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Рок-н-ролльщик», «Джентльмены»), ему нет равных. Еще, допустим, ему повезло с «Шерлоком Холмсом», который тоже был про лондонских преступников. Но как только он пытается сделать шаг в сторону, его ждет провал — или творческий, или коммерческий, или, как в данном случае, и то, и другое сразу. «Меч короля Артура» завис где-то на полпути между торжественным историческим эпосом и легкомысленным комедийным боевиком. Британские и американские критики были весьма озадачены. Одни жаловались, что порой из-за чересчур энергичного, скачущего монтажа не могли понять, что происходит на экране, другие — что история напоминает рассказ 12-летнего школьника, которого вызвали к доске на уроке истории (а он, как назло, не читал учебник), третьи — что режиссер что-то напутал и снял кино скорее про Робин Гуда.
Как и «Пираты Карибского моря», этот фильм снят по мотивам аттракциона в Диснейленде. 1916 год; британская исследовательница (Эмили Блант) и ее брат отправляются в Бразилию на поиски легендарного Древа жизни, в путешествии по джунглям их сопровождает отважный капитан (Дуэйн Джонсон).
Почему фильм провалился? Легче легкого списать все на пандемию, которая подпортила картине прокат (компания Disney параллельно выпустила фильм у себя на стриминге Disney+, что, конечно, сказалось на сборах). Но главная проблема «Круиза по джунглям» — его абсолютная вымученность. А еще — почти полное отсутствие оригинальных идей: критики наперебой вспоминали фильмы, из обрезков которых он скроен. Тут и «Пираты Карибского моря», и «Агирре, гнев Божий» (дожили — Disney вовсю цитирует мрачный классический фильм Вернера Херцога!), и «Мумия», и «Роман с камнем», и «Искатели потерянного ковчега», и «Африканская королева», и «Аватар»… Если вот так разобрать картину на составляющие — в ней не останется почти ничего своего, родного.
Еще один фильм по мотивам аттракциона в Диснейленде. Поставил его аниматор Брэд Берд, известный по «Суперсемейке» и «Рататую» (это второй его игровой фильм после «Миссия невыполнима: протокол «Фантом»). Действие разворачивается одновременно в нашем и в параллельном измерении, где члены тайной организации построили идеальный, как им казалось, мир.
Почему фильм провалился? Скорее всего, главной причиной стал очень путаный и мутный (особенно по меркам Walt Disney) сценарий.
Тут в основе даже не аттракцион в парке развлечений, а та самая игра, которой все наслаждались в школьные годы. Ну да, это все равно что экранизировать шашки. Сценарий, кажется, писался на коленке: в центре его — злобные инопланетяне, которые противостоят доблестному военно-морскому флоту США.
Почему фильм провалился? Для начала, он слишком дорого стоил; в какой-то момент компания Universal решила прикрыть проект, потом все-таки возобновила работу, но эта заминка обошлась в 30 миллионов долларов дополнительных расходов. (Всего фильм стоил 200 миллионов). Ну и потом, многие критики были смущены незамысловатостью (а точнее, тупостью) сюжета. (Да, слушком сложно, как в «Земле будущего» — плохо, но слишком просто, как здесь — еще хуже!) Фильм получил шесть номинаций на антипремию «Золотая малина», певица Рианна, появившаяся в эпизоде, была объявлена худшей актрисой в роли второго плана. А карьера актера Тейлора Китча, который был еще и звездой «Джона Картера», после двух колоссальных провалов подряд накрылась медным тазом.
Очередная экранизация сказки Джеймса М. Барри о Питере Пэне. Точнее, приквел к этой сказке (в фильме рассказывается о прошлом Пэна и его заклятого врага, капитана Крюка).
Почему фильм провалился? Отсебятина, придуманная сценаристами, мало впечатлила кинокритиков — они ругали картину за то, что сюжет хаотичен, а персонажи необаятельны. Зрители, похоже, разделили это мнение, проголосовав долларом.
Мультфильм про мальчика, чью мать похитили марсиане (оригинальное название – «Марсу нужны мамочки!»)
Почему фильм провалился? Выдающийся режиссер Роберт Земекис с начала XXI века носился с технологией motion capture, позволяющей живым актерам играть много ролей сразу (но при этом выглядеть как мультяшки). Несколько раз — в «Полярном экспрессе», «Беовульфе», «Рождественской истории» — ему везло. Повезло и, например, Джеймсу Кэмерону, взявшему эту технологию на вооружение при съемках «Аватара». А вот с «Тайной Красной планеты» (Земекис был ее продюсером) фокус не сработал: многим показалось, что персонажи в фильме выглядят слишком уж неестественно. К тому же истории про марсиан давно не пользуются успехом (ср. «Джона Картера»). Возможно, фильм оказался слишком детским для подростков и слишком взрослым для детей — то есть попал в зазор между двумя аудиториями с немножко разными запросами, застрял в этом зазоре и сгинул. А к технологии motion capture в Голливуде после его чудовищного провала стали относиться с большей осторожностью.
После событий, описанных в «Матрице» (1999) и двух ее продолжениях (2003), прошло два десятка лет. Томас Андерсон — скучающий, стареющий гейм-дизайнер, а «Матрицы», как выясняется в первых же сценах, были его нашумевшими когда-то компьютерными играми. Или все-таки нет? Или все его нынешние воспоминания и представления о реальности – не более чем каверзы Матрицы, искусственной реальности, созданной компьютерами?
Почему фильм провалился? Это не полноценное продолжение великого фантастического фильма, а набор необязательных ностальгических виньеток, сочиненных Ланой Вачовски в час тоски и сплетенных в подобие художественного фильма. Будем честны, отнюдь не все жаждали такое увидеть. И гордиться никому из причастных к фильму нечем.