7 декабря 2023 года в Москве завершился второй российский открытый фестиваль авторского кино «Зимний». Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ посмотрел на нем несколько картин, которые выйдут в прокат только в 2024 году, и делится впечатлениями.
Обычная, хотя и печальная история: девочка обиделась на отца, который ушел от мамы к продавщице мороженого. Потом выросла, уехала в Москву, папу не простила. И приехала к нему, только когда узнала, что он при смерти. Но опоздала — когда она зашла в квартиру, где провела детство, папа уже два часа как был мертв. Теперь его надо перевезти в морг, чтобы провести судмедэкспертизу; приходится воспользоваться услугами друга детства, у которого есть тачка. Тело перевозят на заднем сиденьи, без гроба. И в какой-то момент это тело начинает с героиней разговаривать. Никто, кроме нее, этого не видит, налицо чистейшая галлюцинация. Но папа двигается и комментирует все происходящее. Когда машина останавливается, он встает и ходит по трассе, болтает без умолку и предлагает прекрасный план: для начала отправиться в парк развлечений, чтобы потусить там, как много лет назад.
«Танцуй, Селедка!» (Селедка — это детское прозвище героини) — психологическая комедия про то, как договориться со своим прошлым, наладить отношения с отцом (пусть даже покойным, это не проблема), как преодолеть пресловутую детскую травму. Может быть, в этой картине слишком много ностальгической музыки 90-х и начала 2000-х, может быть, роуд-муви вышло не слишком захватывающим. И, может быть, приз за лучший сценарий на фестивале «Зимний» — слишком щедрый подарок кинодраматургу Татьяне Загдай. Но к исполнителям главных ролей, Александре Бортич и Павлу Майкову, вдохновенно изображающему говорящий труп, претензий — никаких.
Роман Михайлов — математик, философ, писатель и режиссер, снимающий кино с пулеметной скоростью: за два года у него вышло пять (!) полнометражных фильмов. «Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха», «Наследие», «Отпуск в октябре» и вот эта страшно обаятельная картина. Вообще, «обаятельный» — эпитет, который к фильмам Михайлова хочется применять чаще всего: наверное, без любой из его картин мир бы обошелся, но как же здорово, что они существуют. Ни у одного режиссера в России актеры не ведут себя перед камерой так естественно, не излучают такого обаяния (опять!) И мало какие российские киноновеллы (а фильмы Михайлова, несмотря на полноценный метраж, напоминают именно рассказы) производят такое симпатичное впечатление. (Роман почти всерьез предлагал продюсерам «Елок» снять «Елки-11»; если бы этот безумный план осуществился, у нас был бы по-настоящему выдающийся новогодний альманах).
Герой «Поедем с тобой в Макао» — двадцатилетний студент, к которому однажды заявляется отец, только что вышедший из тюрьмы. Он помешан на покере и немедленно вводит сыночка в мир азартных игр. Этот мир бывает светлым (просторная квартира, в которой собираются люди, играющие в покер онлайн, по науке, и срубающие порой огромные деньги, в районе четверти миллиона долларов), а бывает темным (криминальные игры «в реале», в подсобках магазинов, с чудовищными долгами). Отец героя — лудоман (то есть игроман, если по-простому): играя, он не может остановиться, уже потерял квартиру, но это ничему его не научило. Да и не могло научить: у него настоящая медицинская проблема, с которой он в конце концов попадает в психушку, в очередной раз задолжав партнерам колоссальную сумму.
Сам Михайлов играет отца, а один из лучших молодых актеров России, 19-летний Олег Чугунов, — его сына. И оба в этой простой истории предельно убедительны. Жаль, что жюри «Зимнего» никак не отметило эту замечательную маленькую картину.
Новый фильм Евгения Григорьева, очень известного документалиста, в последнее время работающего в игровом кино. Его дебютный игровой фильм, «Подельники», стал одним из самых интересных на последнем «Кинотавре», прошедшем в 2021 году. В новой картине, как и в «Подельниках», снялся Павел Деревянко (у него всего несколько сцен, он отснялся в них чуть ли не за один съемочный день, но все равно, он тут самый незабываемый).
Главную же роль играет Егор Корешков. Его герой — преподаватель античной литературы, типичный интеллигент, слабак и рохля — стал свидетелем ограбления инкассаторской машины у входа в банк. Он просто стоял и смотрел, как преступник вырвал у инкассатора сумку с деньгами, а потом пустил ему пулю в лоб. И этого оказалось достаточно, чтобы к нему одновременно прицепились следователь и глава службы безопасности банка (Владимир Битоков). Вся жизнь скромного преподавателя-«эллина» переменится после того, как завяжутся отношения с этим самым главой службы безопасности («варваром»). Битоков начнет учить Корешкова быть настоящим мужиком — не тряпкой, а «самцом, охотником, добытчиком». Типичный диалог: «Почему ты меня все время оскорбляешь?» — «А почему ты все время терпишь?»
Может быть, у «Сломя голову» чересчур переусложненный и в силу этого слегка неуклюжий сценарий, но внимания эта работа, безусловно, заслуживает. Кстати, снят фильм на Свердловской киностудии, которая процветала в советское время, а потом переживала нелегкие времена. Как раз Евгений Григорьев сейчас и занимается ее возрождением.
Лучшая на сегодня картина Ивана И. Твердовского («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы», «Конференция») была названа и лучшим фильмом фестиваля «Зимний», а еще получила приз за лучшую мужскую роль (Сергей Двойников). В принципе, приза за лучшую женскую роль заслуживала и его партнерша Лена Тронина, — но проиграла Полине Цыгановой, снявшейся в картине «110».
Героиню зовут Вика, она с детства страдает от клаустрофобии и панических атак, живет в поселке городского типа неподалеку от Мурманска и мечтает перебраться в Норвегию. Любой ценой. Это ее единственная сладкая греза, и перед глазами — пример сестры (Дарья Савельева), уже уехавшей в город Киркенес (8 км от российской границы) и работающей там в кафе. Выправив визу и заручившись помощью влюбленного в нее водителя, она едет в Киркенес, где ее, разумеется, никто не ждет. (Надо добавить, что она сбегает от матери, которая любой ценой хочет оставить ее в России в качестве своей помощницы по хозяйству и компаньонки с железной аргументацией «Я на фига в вас с сестрой вкладывалась?») О том, что происходит в Норвегии, лучше умолчать — это большой-пребольшой сюрприз и для зрителя, и для несчастного парня, который на свою голову поработал для Вики шофером. Но забыть вторую половину фильма, начинавшегося достаточно мирно, зрителю будет довольно непросто.