Что бы кто ни говорил и как бы ни ругали «Оскар», а он остается главной кинопремией в мире, и даже просто быть номинированным на него — великая честь. Впервые за много лет на него выдвинут русский актер — Юра Борисов: в это воскресенье (по Москве — в понедельник утром) он может получить статуэтку за фильм «Анора». Кинообозреватель КП Денис Корсаков вспоминает, кто еще из наших номинировался и награждался.
Первый актер из России, номинированный на «Оскара». Его настоящее имя — Михаил Унковский (Ауэр — девичья фамилия матери), он родился в Санкт-Петербурге в 1905 году. В 1918-м, после революции, Миша с матерью уехал в Константинополь, оттуда, когда она умерла от тифа, перебрался в Италию, а оттуда — в США, к дедушке, Леопольду Ауэру (он был очень известным скрипачом и уехал в Америку раньше).
В Нью-Йорке Миша начал играть в еврейском театре, потом отправился в Калифорнию и пробился в кино. Чаще играл злодеев, но в 1936 году исполнил комедийную роль в картине «Мой слуга Годфри» — и получил номинацию. Стал очень известным характерным актером; снялся в полутора сотнях картин вместе с крупнейшими звездами Голливуда. Умер в Италии в 1967-м.
Родившаяся в Туле в 1876 году Успенская была актрисой МХАТа, выехала с ним на гастроли в США в 1922 году, да так там и осталась. И, будучи большой актрисой, конечно же, не пропала: и на Бродвее выступала, и Школу драматических искусств основала. По-английски она говорила с сильным акцентом, но это не помешало ей войти в историю Голливуда блестящей характерной артисткой: просто ей доставались роли персонажей, у которых и должен был быть акцент.
Ну, например, старой румынской гадалки в классическом фильме ужасов «Человек-волк» или безжалостной русской преподавательницы балета, фактически погубившей Вивьен Ли в «Мосте Ватерлоо» (а то и вообще королевы амазонок в «Тарзане и амазонках»). Первую номинацию она получила в 1937-м за роль баронессы фон Оберсдорф в «Додсворте», вторую — в 1940-м за роль бабушки-француженки в «Любовной истории».
Чехов был звездой русского театра; как и Успенская, он не вернулся с гастролей — остался в Германии в 1928-м. Какое-то время скитался по Европе, а в 1939-м переехал в США. Он был не только великим артистом, но и великим преподавателем актерского мастерства. Относились (и относятся) к нему за границей с большим уважением. В кино он сыграл всего пару десятков ролей, самой известной стала роль старого русского психиатра в триллере Альфреда Хичкока «Завороженный». За нее он в 1946-м и номинировался.
Выдающийся артист балета попросил политического убежища в Канаде во время гастролей Большого театра в 1974 году. Вскоре перебрался в США, где его встретили с распростертыми объятьями: и карьера в балете сложилась, и в кино позвали. В драме о балете «Поворотный пункт» (1977) он сыграл русского по имени Юрий Копейкин, роль отнюдь не главную, но заметную настолько, что его немедленно номинировали на «Оскара».
(В итоге «Поворотный пункт» вошел в историю Киноакадемии как главный неудачник: подумать только, 11 номинаций — и ни одной статуэтки!) Барышников откровенно талантливый киноартист, но в дальнейшем снимался до обидного мало: самыми заметными стали роли в «Белых ночах» о танцоре-невозвращенце, волею судеб вновь попадающего на советскую родину, и в шестом сезоне «Секса в большом городе».
В 1962-м они были номинированы за сценарий «Баллады о солдате», гремевшей по всему миру. Она получила огромное количество наград (включая BAFTA за лучший фильм года и спецприз в Каннах, а также Ленинскую премию). Не удалось найти никаких высказываний Чухрая по этому поводу: возможно, он даже не обратил большого внимания на эту номинацию — тем более, об «Оскаре» в те годы советские люди знали немного.
Великий музыкант был номинирован в 1962-м за «Хованщину» (конечно, ее написал Мусоргский, но Шостакович сделал свою оркестровку на ее основе и сняли фильм-оперу). Великий писатель — в 1963-м за сценарий «Лолиты», написанный для Стэнли Кубрика (который, по его словам, в итоге оставил от этого сценария рожки да ножки). Оба «Оскара» не получили — и вряд ли даже это заметили: их в жизни волновали совсем другие вещи.
Юлий Борисович Бринер родился в 1920 году, во Владивостоке, на улице Алеутской. Он был русским с примесью швейцарской, немецкой и бурятской крови. Ребенком уехал с матерью в Харбин, а затем в Париж; потом перебрался в Америку и со временем стал актером. Невозможно пересказать тут всю его бурную биографию; скажем лишь, что настоящую славу ему принесла роль в бродвейском мюзикле «Король и я», где он играл короля Сиама. Ну, а за роль в киноверсии этого мюзикла он в 1957-м получил «Оскара», обойдя конкурентов-суперзвезд — Джеймса Дина, Кирка Дугласа, Рока Хадсона и Лоуренса Оливье.
Яркая внешность позволяла ему играть экзотических персонажей: то фараона Рамзеса II («Десять заповедей»), то царя Соломона («Соломон и царица Савская»), то Тараса Бульбу в голливудской экранизации романа Гоголя; он играл русских в «Братьях Карамазовых», «Путешествии» и «Анастасии», немца в «Моритури», японца в «Полете из Ашии», индейца в «Королях солнца», индийца в «Долгой дуэли»… Для русских же зрителей он навек в первую очередь останется героем «Великолепной семерки».
Кстати, многие отмечают поразительное внешнее сходство с Бриннером Юры Борисова (даже инициалы у них те же!)
О себе она рассказывала настолько мало и путано, что даже серьезные киноведы сегодня не могут установить, когда она родилась — разброс дат от 1909 до 1919 года (!) Но, безусловно, Елизавета Николаевна Кедрова появилась на свет в Петербурге, а ее матерью была звезда Мариинского театра, оперная певица Софья Гладкая. Родители увезли девочку за границу в 1922-м, а в середине 30-х она начала всерьез заниматься театром — брать уроки у артистов МХАТа, уехавших во Францию. В 50-е Кедрова снялась в двух десятках малопримечательных французских картин, а в начале 60-х греческий режиссер Михалис Какояннис пригласил ее на роль в фильме «Грек Зорба». Она сыграла немолодую проститутку мадам Ортанс, занесенную судьбой на Крит. И получила «Оскара» (при том, что BAFTA и «Золотого глобуса» ей не досталось). В дальнейшем снялась еще в десятках картин, чаще в ролях второго плана. Скончалась (и это вроде бы точно) в 2000-м.
Фильмы ярославского аниматора номинировались на «Оскара» четыре раза. «Корова», «Русалка» и «Моя любовь» ничего не получили, а вот сделанный в Канаде «Старик и море» в 2000 году выиграл. Петров рисует в довольно своеобразной манере: по особым образом подсвеченному стеклу, обмакнутыми в прозрачную масляную краску пальцами. Картинка получается воздушной и изумительно легкой. В интервью «КП» в 2008 году он рассказывал: «Оскар» обычно стоит то в студии, то в доме – кочует из угла в угол, места себе не найдет. Никакого особенного сейфа или пьедестала для него не предусмотрено».
В теории — нет. «Оскар» в его категории, «Лучший актер в роли второго плана», скорее всего, получит Киран Калкин («Настоящая боль»). Он уже обошел Борисова на «Золотом глобусе», на британской премии BAFTA, на премии Гильдии киноактеров США — в общем, практически везде, где можно. Но подчас Киноакадемия преподносит большие сюрпризы.
* Самый оглушительный, наверное, случай — победа актрисы Марши Гэй Харден в 2001 году. Она за свою роль второго плана в «Поллоке» не получала никаких «Глобусов» и «Бафт», на нее не ставил никто. Все думали, что победа достанется Кейт Хадсон («Почти знаменит») или Кэтрин Зите-Джонс («Траффик»). Более того: большинство изумлялось, что Харден вообще номинировали. Но хлоп! — и на сцену вышла она.
* Другой ошеломительный пример — победа Тильды Суинтон в 2008 году. Великая, безусловно, актриса, но ценимая к тому моменту в основном любителями артхаусного кино. И потом, роль ее в «Майкле Клейтоне» — не самая яркая в карьере. Многие аналитики даже не упоминали ее в своих рассуждениях о том, у кого какие шансы. Но именно ее имя оказалось в конверте.
* В 1997 году абсолютно все были уверены, что «Оскар» как лучшая актриса в роли второго плана получит Лорен Бэколл за фильм «У зеркала два лица». Живая легенда Голливуда, заслуженная-презаслуженная актриса, у которой «Оскара» до сих пор не было. Казалось, что конкуренток нет. А дали француженке Жюльетт Бинош за «Английского пациента». Зал ахнул, да и сама Бинош ахнула.
* А был еще случай в 1993-м с Маризой Томей и фильмом «Мой кузен Винни». Полностью неожиданная победа. Настолько, что с тех пор ходит легенда, что актер Джек Пэлэнс, вручавший награду, нарочно произнес не то имя, которое было в конверте. Киноакадемия эту легенду многократно опровергала, но и сегодня есть сомневающиеся.
Кстати
В этой заметке речь идет именно про индивидуальные «Оскары». Категория «Лучший фильм на иностранном языке» — совсем другое дело. Но невозможно не упомянуть, что в ней премию получили «Война и мир» (1968), «Дерсу Узала» (1975), «Москва слезам не верит» (1980) и «Утомленные солнцем» (1994). Еще с десяток фильмов номинировались — от «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева и «Чайковского» Игоря Таланкина до «12» Никиты Михалкова и «Левиафана» и «Нелюбви» Андрея Звягинцева.