Рецензия на фильм «Марлоу»: как 70-летний Лиам Нисон справился с образом молодого героя

Рецензия на фильм «Марлоу»: как 70-летний Лиам Нисон справился с образом молодого героя Кадр из фильма «Марлоу» (2022)

В конце февраля 2023 года в прокат вышел ретро-нуар о приключениях частного детектива Филипа Марлоу. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ пошел на него, чтобы посмотреть, как 70-летний Лиам Нисон справляется с бессмертным образом довольно молодого героя Рэймонда Чэндлера. Справляется нормально, но некоторые вопросы к фильму все же остались.

Сюжет

Лос-Анджелес, 1939 год. Где-то далеко начинается Вторая мировая война, а к частному детективу Филипу Марлоу приходит клиентка: очень красивая, очень ухоженная блондинка Клэр Кэвендиш. И просит найти ее любовника, пропавшего пару недель назад.

Кадр из фильма «Марлоу» (2022)

Марлоу вскоре выясняет, что парень работал в Голливуде на побегушках, был страшным бабником и его недавно сбила насмерть машина у закрытого ночного клуба («голову переехали колесом, она лопнула, как тыква»). Его уже успешно кремировали. Марлоу приходит с печальной новостью к Клэр, а она такая: «Я знаю, что кого-то сбили, но извините, я видела своего любовника на днях, он ехал в открытом автомобиле, совершенно живой». То есть раздавили кого-то другого, а кого — поди выясни.

Кто такой Филип Марлоу

Филип Марлоу – герой романов Рэймонда Чэндлера (1888-1959) «Большой сон», «Прощай, моя милая», «Высокое окно», «Леди в озере»,  «Долгое прощание» и нескольких других. Но, когда писатель умер, герой за ним не последовал: книги о Марлоу начали сочинять другие авторы. «Черноглазую блондинку», на которой основан этот фильм, написал в 2014 году Джон Бэнвилл, – лауреат, между прочим, британской Букеровской премии. А режиссер Нил Джордан прочитал и начал работать над экранизацией.

Кадр из фильма «Марлоу» (2022)

Грязные тайны Лос-Анджелеса

Марлоу у Чэндлера – высокий, черноволосый 38-летний сыщик, который питается виски и кофе, держит офис на Голливудском бульваре и без устали копается в грязных тайнах Лос-Анджелеса, города греха. Расследования его выходят довольно долгими и запутанными. (Когда Хауард Хоукс снимал свою ныне классическую экранизацию «Большого сна» в 1945-м, понял, что сам немного теряет нить, и послал Чэндлеру телеграмму: «Шофер покончил с собой или его убили?» Чэндлер ответил: «Да черт меня подери, если я знаю»).

Лиам Нисон в фильме «Марлоу» (2022)

Лиам Нисон

В фильме Джордана Филипа Марлоу играет Лиам Нисон, справивший в прошлом году 70-летие. А самому Джордану сейчас 72 года. Чем-то это, конечно, напоминает вышедшего в прошлом году «Мегрэ» Патриса Леконта с Жераром Депардье, где режиссеру было 73, а актеру – 72. «Марлоу», по счастью, вышел не таким удушающе медленным и печальным, и все же возраст в таких случаях очень чувствуется. Нисона с помощью грима омолодили лет на 10 (сильнее явно было уже нельзя), и, в целом, он держится огурцом: бьет людей кулаками и стульями, пускает в ход огнестрел, в него (слегка) влюбляются дамы. Но когда тебе за 70, ты уже не стремишься не то что к экшену, а просто к чрезмерному нагнетанию страстей и лишним движениям – и первый час «Марлоу» вышел довольно тоскливым. Потом становится поживее – пули свистят, трупы выносят, декорации голливудской студии пылают адским пламенем.   

Кадр из фильма «Марлоу» (2022)

Стилизация под стилизацию

О, это высококультурное кино. Джордан с наслаждением воспроизводит атмосферу Лос-Анджелеса 30-х (которую, понятно, не застал, но может вообразить), ему нравится стиль классических нуаров – когда герои встречаются, пьют бренди, минуту беседуют о пустяках, а потом повисает пауза, и один роняет тяжелые, как пистолет, фразы: «Кстати, ту девушку, которую ты ищешь, вчера нашли. Езжай по Энсино-авеню, поверни направо, когда увидишь знак «Вход воспрещен». И прихвати нюхательную соль – зрелище не из приятных».

Но все время кажется, что в 2022 году (а премьера «Марлоу» состоялась в прошлом сентябре на фестивале в Сан-Себастьяне), уже довольно сложно играть в эстетику фильмов 40-х. В нее играли слишком часто (вспомнить хоть «Секреты Лос-Анджелеса», вышедшие четверть века назад), и волей-неволей сегодня получается стилизация под стилизацию. Воздуха в «Марлоу» не так уж много, его почти нет, и кажется, что виски, которое пьют герои, при производстве разбавляли дистиллированной водой.

Кадр из фильма «Марлоу» (2022)

И все-таки это не мертвое кино. Диана Крюгер (хорошая немецкая актриса, которую, увы, большинство людей помнит только по роли Елены Прекрасной в «Трое») – эффектная фам-фаталь, и каждый раз, когда появляется Джессика Лэнг в роли ее матери, от экрана невозможно оторвать глаз. Ну и да, когда сюжет наконец распутывается (а в нем будут и килограммы наркотиков, и пытки, и компрометирующие документы), ты выходишь из зала вполне удовлетворенным. Вот только все равно хочется почему-то сразу пересмотреть «Большой сон» – кино, которое старше, чем Джордан с Нисоном, а выглядит бодрее, чем их произведение.

Кадр из фильма «Марлоу» (2022)
Расскажите об этом друзьям!