В конце февраля 2023 года в российский прокат вышла криминальная драма «Чекаго» о молодежи из сибирского городка. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ остался ею вполне доволен.
«А что, если моя родина – быдло? Я хочу в нормальном обществе жить». – «А нормальное общество хочет, чтобы ты в нем жил?» Это диалог между двумя юными жителями захолустного городка Чегаринск, находящегося где-то в Сибири (съемки шли в Хакасии). Того, который хочет жить «в нормальном обществе», зовут Никита (Эльдар Сафиканов); он мечтает уехать в Москву и стать знаменитым рэпером. А пока зарабатывает тем, что рассовывает по укромным местам «закладки» с наркотиками. Его визави, Колян (Данил Стеклов), работает на местного криминального царька по кличке Апельсин (тот тоже промышляет в основном наркотой).
В общем, Колян предлагает Никите «закинуть» в Красноярск сумку с наркотиками – и заработать на этом столько, что хватит на «хату на Садовом, с окнами в пол». Никита соглашается. И, естественно, нарывается на кучу неприятностей. Для начала, в поезде его обыскивают менты; сумку за секунду до этого удается выкинуть в окно, а потом всю ночь искать по тайге рядом с путями. В процессе Никита видит шаровую молнию – явный знак небес (а также Министерства культуры РФ, выделившего деньги на фильм), что пора бы остановиться. Но не внемлет.
«Чекаго» – фильм плотно заселенный: в нем целая толпа персонажей, взаимодействующих порой довольно причудливым образом. У Апельсина есть красотка любовница (Галина Безрук), которую он считает своей собственностью; однако она крутит роман с рабочим местного завода, потому что тот «кентавр: у него тело человека, а член коня». Об этом она информирует полицейского Алексея (который тихонько вздыхает в сторону: «Я не кентавр, конечно»). А еще Алексей (Семён Алешин) узнает от нее обо всех телодвижениях и умонастроениях Апельсина и его подручных. У Алексея есть брат, начинающий наркоман и приятель Никиты. Обдолбавшись предоставленным им порошком, он падает с моста. А у Никиты есть девушка, скрипачка, у которой в свою очередь имеется дедушка, работающий на одном заводе с «кентавром». В этом пересказе мы еще оставляем за скобками целую толпу братьев, мам, напарников, начальников, подельников, наркокурьеров и случайных людей, павших от случайных пуль (а выстрелов, крови и трупов в «Чекаго» будет много).
Еще до выхода фильма в прокат, когда его никто не видел, он удостоился отзывов на специальных киносайтах: «раньше дети мечтали стать космонавтами, после этих фильмов будут мечтать стать драгдилерами», «в СССР за участие в проекте такого фильма самому последнему участнику дали бы лет 10 лагерей, а сейчас миллионы рублей из бюджета», «В последнее время сюжеты пестрят либо наркотиками, либо сексом. Неужели больше нечего снимать» и так далее.
Все это, конечно, ерунда. Трудно представить человека, который решит стать драгдилером после откровенно антинаркотического «Чекаго» (авторы столь целомудренны, что даже не уточняют название веществ, которыми барыжат герои). И как раз в советское (например, перестроечное) время примерно такой «Чекаго» запросто мог бы появиться.
Но вот энергетика у него не позднесоветско-чернушная; это бойкий и бодрый фильм, с приличными молодыми актерами, с неплохо выстроенным сценарием, в котором почти не путаешься, с душераздирающе-мелодраматическими поворотами (которые вполне уместны в молодежной истории). И, в целом, любопытно, что дальше будет снимать дебютант Николай Рыбников: с этим проектом он справился на твердую четверку.