10 февраля 2022 года в прокат выходит приключенческий фильм об авантюристах, ищущих сокровища древней экспедиции. Работа над ним заняла 13 с лишним лет. Нашему обозревателю Денису КОРСАКОВУ показалось, что можно было уложиться и в более сжатые сроки.
Хотя этот фильм называется «Uncharted» (что действительно переводится как «На картах не значится»), его герои шагу не могут ступить без карт, схем и навигаторов. Все начинается с попытки украсть одну старинную карту, потом всю первую половину фильма герои ползают по подземельям Барселоны за другой, потом подсовывают соперникам фальшивые координаты места, где лежит клад, параллельно вычисляя настоящие – и вот так, все время сверяясь с руководствами, добираются до главного сокровища: двух старинных парусных кораблей, до отказа набитых золотом.
Вряд ли это спойлер. Трейлер к «Анчартед» демонстрирует эти кораблики во всех возможных ракурсах и отчетливо дает понять, что в какой-то момент они станут летучими – их на сетках вытащат из пещеры в филиппинских джунглях, где они томились много столетий, и поднимут на вертолетах, чтобы две команды – хороших и плохих парней – могли сражаться в воздухе. В трейлере описан и второй самый зрелищный эпизод фильма (тоже в воздухе) – когда Том Холланд выпадает из самолета и по ящикам, зачем-то связанным одной веревкой, пытается забраться обратно. А заодно и третий – когда герои Холланда и Марка Уолберга пытаются ограбить аукцион, стащив старинный крест ценности необычайной, служащий заодно ключом к древней сокровищнице. Признаться, это очень щедрый на детали трейлер – с ходу и не вспомнишь хоть один ключевой эпизод фильма, который не был бы в нем отражен.
Героя Холланда зовут Нейтан Дрейк, а Уолберга – Виктор «Салли» Салливан, и эти имена отзываются музыкой в сердцах тех, у кого была или есть игровая приставка PlayStation. В играх Uncharted, выходящих с 2007 года, двое авантюристов носились по всему миру в поисках затерянных городов и древних артефактов – то Эльдорадо, то Шамбалы, то бивня Ганеши. Права на экранизацию игры в Голливуде приобрели почти сразу, в 2008-м, — а к съемкам не могли приступить двенадцать лет. Фильм сменил несколько сценаристов и режиссеров. Его должен был ставить довольно серьезный автор Дэвид О. Расселл (Марк Уолберг подписался на роль Нейтана, Роберт Де Ниро – на роль его папаши), но все рассыпалось. Его должен был ставить Нил Бергер – но, поковырявшись, плюнул и ушел работать над «Дивергентом». Его должен был ставить Сет Гордон («Ужасные боссы») – но в итоге ему даже киноверсия «Спасателей Малибу» показалась более многообещающим проектом. Его должен был ставить Шон Леви («Ночь в музее») – но переключился на «Главного героя».
Годы шли, Уолберг не молодел. И в 2017 году концепция поменялась: начальники Sony Pictures обсуждали с Томом Холландом, чем он собирается заниматься после того, как закончит играть Человека-паука, и вдруг решили отдать ему роль Дрейка (а Уолберга назначить на роль Виктора). И только тут дело как-то сдвинулось с мертвой точки. Правда, нового режиссера все равно пришлось искать еще пару лет: им в итоге стал Рубен Флейшер, основной части зрителей известный по первому «Веному».
В общем, обычная для Голливуда история «производственного ада»: годы изнурительных поисков и мучительная возня продюсеров с капризными творческими людьми. Чувствуются ли все эти страдания в окончательном фильме? Да нет: скорее непонятно, как путь к такому нехитрому сценарию мог занять больше пары месяцев. «Анчартед», по сути, очень детский фильм; он даже не для подростков, а для одиннадцати-двенадцатилетних, еще не достигших пубертатного периода. Даже его ближайшие родственницы, «Лары Крофт» (что с Анджелиной Джоли, что с Алисией Викандер) на этом фоне выглядит серьезными взрослыми картинами.
Нейтан Дрейк в исполнении Холланда поначалу лишь мечтает о приключениях. Он якобы происходит из древнего пиратского рода, с детства знаком с легендами о сокровищах, кое-как овладел латынью, но пускаться в авантюры не рискует: вместо этого работает барменом и подворовывает украшения у зазевавшихся посетительниц. Однажды в бар заявляется Салливан – вор и расхититель гробниц поциничнее и поопытнее. Он когда-то работал со старшим братом Нейтана, пропавшим при загадочных обстоятельствах. Теперь хочет и мальчишку приобщить к приключениям – потому что он может вывести на драгоценности экспедиции Магеллана стоимостью миллиардов примерно в пять. Проблема в том, что за теми же сокровищами охотятся: а) злой испанец Монкада, чей род когда-то спонсировал Магеллана (Антонио Бандерас), б) работающая на него безжалостная наемница (очень эффектная Тати Габриэль), в) барышня по имени Хлоя (София Али), которая выступает по отношению к Нейтану и Виктору то соратницей, то соперницей.
24-летний на момент съемок Том Холланд, конечно, по-прежнему выглядит почти подростком (он специально весь локдаун качался для этой роли, чтобы казаться солиднее, но в результате все равно ощущение, что к телу качка приставили голову мальчишки). Впрочем, в детском фильме это уместно – маленьким зрителям с таким персонажем легче идентифицироваться (наверное, именно полудетская внешность Холланда сделала его самым популярным изо всех Человеков-пауков). Даже намека на романтическую линию в «Анчартеде» нет – да и незачем, двенадцатилетних вся эта фигня еще не интересует. Все драматические повороты (а один персонаж, на минуточку, там организует убийство собственного отца) смотрятся совершенно игрушечными. И очень четко видны сияющие ориентиры – прежде всего даже не «Лара Крофт» и не «Индиана Джонс», а пять серий «Пиратов Карибского моря», где появлялись такие же кораблики и такие же злодеи с испанским акцентом, а герои были одержимы страстью к предательству (впрочем, опять же игрушечному).
В конечном счете «Анчартед» держится не на летающих каравеллах, а на актерах. Единственная творческая задача, стоявшая перед Холландом и Уолбергом – на полную мощность включить обаяние, и они справились с ней на отлично (причем Уолберг – и это, наверное, свидетельствует об актерском мастерстве – тоже все время производит впечатление какого-то немного перезрелого старшеклассника, а не 50-летнего номинанта на «Оскара»). В конце концов, иногда люди ходят в кино именно ради того, чтобы посмотреть, как обаятельные персонажи проходят через невероятные квесты, и первая часть этой формулы не менее важна, чем вторая. Квестов в «Анчартеде» могло бы быть и побольше – но, если подростки будут достаточно активно покупать билеты, года через три для них снимут продолжение. К тому моменту как раз повзрослеют и они, и (хочется надеяться) герои.