2 марта 2023 на экраны выходит новый фильм автора «Легенды № 17» и «Экипажа»: военно-приключенческая мелодрама, в центре которой – суд над главными нацистскими преступниками, состоявшийся в 1945-46 годах. Наш корреспондент Николай ГЕРАСИМОВ посмотрел «Нюрнберг» раньше всех и делится своими впечатлениями.
«Нюрнберг» Николая Лебедева – фильм довольно лихой. В этом его и будут, скорее всего, обвинять: Нюрнбергский процесс, на котором осудили крупнейших нацистских злодеев, в нем служит почти что фоном для бурных мелодрамы и экшена. Но это удачное решение, и мы сейчас увидим, почему.
На процессе по-настоящему киногеничного было, наверное, не так уж много. Все, кто в детстве читал занимательную документальную книгу Бориса Полевого «В конце концов», – подробный отчет писателя о суде, на котором он лично присутствовал – помнят три самых ярких момента. 1) Суду предъявляют «серию кустарных изделий из человеческой кожи» с татуировками, коллекцию которых решила собрать жена начальника одного из концлагерей: «абажуры, настольные бювары, сумочки и всякая галантерея». 2) Жена Геринга передает ампулу с ядом мужу изо рта в рот при прощальном поцелуе (Полевой уточнял: «этого в действительности не могло быть, ибо супругов разделяла стенка из плексигласа», но продолжение фразы почему-то не запомнилось). 3) В финале всех главных злодеев, кроме раскусившего ампулу Геринга, вешают.
Естественно, Николай Лебедев включил в свой фильм эти эпизоды (и тоже не обратил ни малейшего внимания на плексиглас: у него Геринги целуются смачно, страстно, взасос, – поцелуй смерти!) Но все равно казалось мало. И на помощь пришла любовно-приключенческая линия, которая занимает большую часть фильма. Героем становится вымышленный фронтовик-разведчик Игорь Волгин (Сергей Кемпо), который в совершенстве знает немецкий и английский, дошел до Берлина, а оттуда отпросился в Нюрнберг: по некоторым сведениям, там может жить его брат, пропавший на войне без вести. Брат никак не находится, зато на улице обнаруживается прелестная, хотя несколько меланхоличная русская девушка Лена (Любовь Аксенова). Она была угнана в Германию на работы, и сначала Игорь сдуру говорит ей что-то вроде: «Кто хотел, тот сражался, а угнанные и пленные — предатели!» Но все уже завертелось, и вскоре Игорь с Леной окажутся по уши друг в друга влюблены.
А тем временем по улицам бегают недобитые гитлеровцы, образовавшие нечто вроде подполья. Их цель – «любой ценой сорвать этот фарс» (то есть Нюрнбергский процесс): в идеале добиться освобождения всех подсудимых, а как минимум, нагадить тем, кто смеет в чем-то обвинять славных сынов рейха. Когда на площади выступает немецкая артистка, добившаяся славы в Голливуде (явно имеется в виду Марлен Дитрих), ее встречают воплями «Предательница!» и «Американская подстилка!» На самом процессе военные преступники неожиданно начинают во всем обвинять Советский Союз: «Угроза войны исходила от СССР, мы просто упреждали удар».
В этой невыносимой обстановке срочно нужны доказательства немецких зверств и подлости. Сначала Игорь Волгин едет добывать архив с какими-то уникальными записями и кинопленками – но его там встречает группа фашистов-подпольщиков, начинается перестрелка со взрывами, и лишь чудом бесценную пленку со страшными съемками из концлагерей удается предъявить суду. Потом в зал суда пытаются доставить фельдмаршала Фридриха Паулюса, который был свидетелем разработки плана «Барбаросса» (он сдался в плен в Сталинграде, но нацистская пропаганда в 1943-м сообщила, что фельдмаршал погиб там смертью героя – на родине по нему даже отслужили заупокойную мессу). Паулюса надо привезти из аэропорта. Фашисты устраивают засаду, снова кровавая перестрелка, и снова в центре Игорь Волгин.
Очевидцы описывают все по-другому. Совсем по-другому. Но иного выхода у Николая Лебедева не было: он ставил задачу снять фильм, который посмотрят миллионы людей. Хорошая, серьезная картина Стэнли Крамера «Суд в Нюрнберге» (1961), – там речь шла о другом процессе, над нацистскими судьями, но состоявшемся там же и примерно тогда же – вгонит сегодняшнюю молодую массовую аудиторию в состояние кататонического ступора: это три часа взрослых, скучных разговоров. Лебедев же – режиссер, снимающий фильмы для масс («Волкодав из рода Серых Псов», «Легенда № 17», «Экипаж»), и ему необходимо было делать фильм максимально зрелищным. В частности, для того, чтобы сегодняшние школьники хоть что-то узнали об этом процессе.
У него отлично воспроизведен не только зал суда (а это отдельная гордость авторов: его воссоздали в павильоне «Мосфильма» с поразительной точностью); у него еще и прекрасно нарисованы на компьютере панорамы разбомбленных Нюрнберга и Берлина, замечательно воссозданы рынки и улицы города. И, помимо молодежи с эффектной внешностью (а это еще Вольфганг Черни в роли главного злодея по кличке Молот), у него отлично играют Евгений Миронов и Сергей Безруков (первый – полковника, непосредственного волгинского начальника, второй — Главного Обвинителя от СССР Романа Руденко). Это первая их встреча на экране. Причем встречаются они специально в одном кадре, который фильму особо и не нужен – но все равно почему-то приятно видеть их вместе.
И все же книгу Бориса Полевого «В конце концов» прочитайте, если не сделали этого раньше. Во-первых, она, правда, очень неплохо написана. А во-вторых, после лебедевского «Нюрнберга» вам наверняка захочется узнать подробности. Их там масса. И они по-своему тоже захватывающие.