В мае 2022-го исполнилось 5 лет, как ушел из жизни популярный советский актер Олег Видов. Его называли самым красивым актером 1970-х. Высокий голубоглазый блондин с несоветской внешностью был идеальным исполнителем ролей пылких юношей и рыцарей без страха и упрека. Несмотря на трудный путь, на резкие повороты судьбы в жизни актера, он для многих так и остался тем, кого всегда играл на экране – сказочным принцем и благородным героем, достойным долгой памяти и добрых слов.
Будущий актер появился на свет во время войны, в 1943 году, в деревне Филимонки Московской области. Его мама Варвара Видова в партизанском отряде познакомилась с выпускником экономического факультета Борисом Гарневичем, который стал отцом мальчика. Родители отношения не регистрировали, а после войны и вовсе потеряли друг друга из вида. В мирное время мать Олега окончила пединститут, стала учителем, а затем и директором школы. Как лучшего педагога ее направили на работу за границу. Три года Олег с мамой жили в Монголии, а затем два года в ГДР, где мальчик выучился немецкому языку и игре на фортепиано. Следующая командировка матери намечалась в Китай, и первокласснику Олегу пришлось остаться с тетей в Подмосковье. Сестра матери руководила любительским театром и заразила мальчишку своей любовью к театру и кино. Когда Видову исполнилось 14 лет, у матери обнаружилось психическое заболевание, ей была оформлена инвалидность, но пенсия была настолько мизерной, что Олегу пришлось срочно искать работу. Он стал работать помощником повара, грузчиком, кладовщиком, электриком и санитаром, одновременно учась в вечерней школе.
Однажды 17-летнего Видова заметил помощник режиссера фильма «Друг мой, Колька!», юношу пригласили сняться в эпизоде, но к его огорчению, кадры с его участием в фильм не вошли. Уже заразившись вирусом кинематографа, Олег пошел работать на киностудию осветителем, а окончив школу, легко поступил на актерский факультет ВГИКа.
Благодаря ярким внешним данным, уже на первом курсе Видова начали приглашать на съемки. Он сыграл велосипедиста, сопровождающего девушку под дождем в хрестоматийном эпизоде легендарного фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», ставшим символом «оттепели». Владимир Басов пригласил Олега на одну из главных ролей в экранизации пушкинской «Метели». В институте были против съемок студента, но Видов проигнорировал запрет, за что его отчислили из института, правда, вскоре восстановили с повышением курса, а он сдал все задолженности. Эраст Гарин снял актера в роли Медведя в первой киноверсии пьесы Шварца «Обыкновенное чудо», а знаменитый киносказочник Александр Птушко – в роли князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане».
К окончанию института Видов уже имел за плечами 8 киноролей и всесоюзную популярность. Конечно, не всегда молодого артиста утверждали на роли: так он пробовался на роль Шурика в легендарной комедии Леонида Гайдая, но незадачливого студента сыграл Александр Демьяненко.
В 1966 году выпускника ВГИКа пригласили на главную роль принца Хагбарда в датско-шведско-исландском фильме «Красная мантия», и это была первая из череды зарубежных кинокартин в фильмографии Олега. Столько, сколько снимался за рубежом и в совместных постановках Видов, в то время не снимался никто. Его яркая внешность, умение уверенно сидеть в седле, исполнять трюки были необычайно востребованы. В том же году 23-летний артист женился на художнике-оформителе Марине, этот брак был непродолжителен, так как юная супруга изводила Олега своей беспричинной ревностью. Видов очень тяжело перенес свой первый разрыв и даже поклялся себе, что больше не будет жениться.
Следующими работами актера в кино были роли в югославских фильмах «Есть любовь, нет любви» и «Причину смерти не называть». В масштабном кинополотне «Битва на Неретве» (копродукция Югославии, США, ФРГ и Италии) Олег сыграл партизана Николу. Фильм попал в номинацию на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. А год спустя мэтр советского кинематографа Сергей Бондарчук пригласил Видова в свою советско-итальянскую эпопею «Ватерлоо». После этого фильма зарубежные продюсеры предлагали актеру подписать семилетний контракт на съемки в Голливуде, однако, Госкино СССР категорически запретило это делать. Также чиновники запретили Видову съемки в голливудском фильме «Любовники Айседоры», где он должен был сыграть Сергея Есенина.
В это же самое время Олег познакомился в ресторане «Националь» с дочерью генерала КГБ, светской красавицей Натальей Федотовой, которая дружила с Галиной Брежневой. Именно дочь генерального секретаря посодействовала знакомству актера с подругой и устроила им практически через 2 недели знакомства пышную свадьбу. Многие тогда усмотрели корыстные интересы в действиях Видова, мол, женился, чтоб продвинуть свою карьеру. В браке с Федотовой у Олега родился сын Вячеслав. Супруга помогала Видову в карьере, на тот момент он практически не знал отказов от режиссеров и худсоветов. Он снялся в заметных ролях в фильмах «Миссия в Кабуле», «Могила льва», «Стоянка поезда – две минуты». Небольшая роль старшего лейтенанта Славина досталась Видову в культовой комедии «Джентльмены удачи»: именно ему герой Савелия Крамарова втолковывает: «Да кто же его посадит – он же памятник!»
В 1972 году Видов снялся в популярном немецком вестерне про индейцев «Текумзе», а год спустя сыграл одну из своих ярчайших ролей в советско-кубинском фильме «Всадник без головы». Благородный и красивый мустангер Морис Джеральд из экранизации романа Майн Рида пленил сердца поклонниц, а критики упрекали Видова, что он выглядел на экране «совершеннейшим американцем».
Следующую волну успеха актеру принесла советско-японская пронзительная мелодрама «Москва, любовь моя» о трагических романтических отношениях советского скульптора и японской балерины.
Не желая ограничиваться актерскими работами, Олег вновь поступает во ВГИК, чтобы выучиться на режиссера. К тому времени его брак с Федотовой трещал по швам. Чтобы угодить требованиям жены Олег много работал, а супруга требовала все больше и больше. Наталья устраивала беспричинные сцены ревности, при этом сама заводила романы, пока Видов был на съемках. Развод с женой сильно подпортил жизнь актера. Наталья предприняла все усилия, чтоб Видову не давали новых ролей, пообещав устроить ему настоящий ад. Она запретила артисту видеться с сыном. По ее просьбе руководству ВГИКа было дано указание сверху не выдавать Видову диплом. В результате документы о режиссерском образовании Олегу отдали, но его дебютный короткометражный фильм «Переезд» заморозили.
Некоторые смелые режиссеры все же предлагали актеру работу: он снялся у Эльдара Уразбаева в приключенческом боевике «Транссибирский экспресс», ленинградец Ян Фрид приглашал его в свои музыкальные фильмы «Летучая мышь» и «Благочестивая Марта», но больших и серьезных работ у актера после развода с влиятельной супругой больше в советском кино не было. Его имя вырезали из снятых картин, новых приглашений на съемки не было. Видов, угнетаемый невостребованностью, был обречен, так как смыслом всей своей жизни считал кино.
В 1983 году Олег фиктивно женился на гражданке Югославии Верице Иованович и по гостевой визе выехал за рубеж. Там он снялся в трех фильмах и сериале «Тайна черного дракона». Неожиданно актеру пришла повестка из полиции с требованием в течение трех суток вернуться в СССР. Предполагая, что в Советском Союзе его ждут большие проблемы, Олег в багажнике легкового автомобиля друга тайно перебирается в Австрию. Оттуда Видов также тайком перебрался через границу в Италию, где обратился с просьбой о защите к местным властям.
В Риме артист познакомился с американской журналисткой Джоан Борстен, впоследствии ставшей его последней женой. Как известный киноактер Видов получил право на въезд в США. Улетев в Америку, Олег постоянно звонил Джоан, оставшейся в Италии, с просьбой поскорее приехать. И в первые же минуты их встречи в США он буквально огорошил ее признанием в том, что хотел бы прожить с Джоан всю жизнь.
В Америке Видов первоначально совершенно не думал о продолжении своей кинокарьеры, справедливо считая, что добиться чего-то в Голливуде 43-летнему русскому актеру будет нереально. Олег стал работать на стройке, потом перешел на фабрику, учил английский язык, писал стихи. Однажды, встретившись с живущим в Америке Савелием Крамаровым, он получил от своего партнера по «Джентльменам удачи» совет сходить на кастинг. Пробы прошли успешно, интерес к советской кинозвезде был невероятным. Он получил роль в боевике «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Следующей яркой работой актера в Голливуде стала роль в эротическом триллере «Дикая орхидея». В США Олег снялся в 23 фильмах, лучшими среди которых были «Три августовских дня», «Бегущий по льду», «2090: Отравленная кровь», «Любовная история», «13 дней». В гонконгском боевике «Первый удар» с Джеком Чаном он сыграл русского генерала. В 2006 году Видова вспомнили на родине и пригласили сняться в российском сериале «Заколдованный участок».
Со своим старшим сыном Славой актер смог наладить отношения только после смерти Федотовой. Произошло это в 2007 году, спустя 25 лет после отъезда Олега в США.
В 1996 году выяснилось, что у артиста есть еще один сын. Его в юные годы родила студентка Одесского мединститута по имени Татьяна. Внебрачного ребенка Видов признал сразу, без всяких доказательств и скандалов. И как только смог, предложил Татьяне отправить Сережу к нему на учебу в Лос-Анджелес. Мальчик переехал в 16 лет и остался жить с папой. Сергей окончил Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, работал поначалу в кинокомпании отца, затем работал в наркологической клинике, а позже открыл собственную клинику помощи людям в борьбе с зависимостью.
Много шума в свое время наделала история с «кражей советских мультфильмов», в которой пресса обвинила Видова. В 1992 году, когда киностудия «Союзмультфильм» находилась в состоянии полного банкротства, Видов от лица своей компании «Films by Jove» предложил купить пакет советских мультфильмов для их проката за границей. Получив права, фирма стала заниматься компьютерной реставрацией пленок, озвучиванием мультфильмов голливудскими актерами, среди которых были Робби Уильямс, Ширли Маклейн, Джессика Лэнг, Тимоти Далтон и другие. Для рекламы Видов привлек известного танцовщика Михаила Барышникова. Анимационные ленты перевели на 35 языков и впервые организовали их показ по ведущим телеканалам мира, что стало большим вкладом в пропаганду русской культуры на Западе. По условиям договора российская сторона получала не только процент от проката, ежеквартально ей также выплачивали 25 тысяч долларов только за передачу прав на все «мультики».
В начале 2000-х собственник «Союзмультфильма» поменялся, и от Видова стали требовать назад купленные им права, обвиняя в воровстве. Видные отечественные мультипликаторы поддержали актера. Патриарх анимационного кино Федор Хитрук тогда говорил: «Видов представляет наши мультфильмы на Западе. Более того, его фирма реставрирует старые копии. Видов знакомит американскую детвору с нашими лучшими мультфильмами. Ему спасибо за это надо сказать». Несколько лет артист боролся с киностудией в судах. В 2007 году предприниматель Алишер Усманов выкупил договор на прокат мультфильмов, и точка в скандальном деле была поставлена.
В 1989 году, во время съемок гонок на мотоцикле в фильме «Дикая орхидея», Видов заметил, что не видит дороги, он чудом не разбился, а обследование показало, что внезапная потеря зрения стала следствием давно развивавшейся тяжелой редкой болезни головного мозга. Врачи не давали ему никаких гарантий. Актеру было сделано несколько операций, продливших ему жизнь на 28 лет.
В 2010 году, когда Видов приехал в Россию навестить старшего сына, актеру стало плохо. Тогда ему диагностировали множественную миелому (злокачественную опухоль). И, когда, в 2017 году, актера госпитализировали с очередным ухудшением здоровья, его супруга Джоан была уверена, что Олег вновь поправится. Но на этот раз болезнь развивалась стремительно. Видов умер 15 мая 2017 года, ему было 73 года, в момент смерти Джоан, его ангел-хранитель, была рядом и читала ему рассказ Хемингуэя «Старик и море».
После смерти актера его вдова вплотную занялась сохранением памяти о нем, она издала его автобиографию, сборник его стихов, а в 2021 году на Московском международном кинофестивале был показан снятый ею документальный фильм «История Олега Видова».