В российский прокат 9 июня выходят фильмы «Молодой человек» с Данилой Козловским и «Одна» с Яном Цапником

В российский прокат 9 июня выходят фильмы «Молодой человек» с Данилой Козловским и «Одна» с Яном Цапником Кадр из фильма «Молодой человек» (2022)

Зачем клерку притворяться старшеклассником и как выжить, упав с высоты 5 километров. Кинообозреватель КП Денис КОРСАКОВ рассказывает о фильмах, выходящих в российский прокат 9 июня 2022 года.

«Молодой человек»

  • Режиссер: Александр Фомин
  • В ролях: Павел Табаков, Ингрид Олеринская, Данила Поперечный, Данила Козловский, Елена Ксенофонтова, Ксения Кутепова

Ваню Ревзина с детства терзала интеллигентная мать: заставляла учить уроки, практически в круглосуточном режиме заниматься с репетиторами и вообще быть первым учеником. Результат вполне предсказуем: на ЕГЭ Ваня набрал 92 балла. А его одноклассник Коля, который никогда ничего не учил, но вовремя запасся шпорами 100. Тринадцать лет спустя Ваня (Павел Табаков) прозябает на должности клерка в отделении банка, тайком отговаривая старушек брать грабительские кредиты. А Коля (Данила Козловский) тем временем зарабатывает «больше ляма в день», носит шикарные костюмы, дает полезные советы лохам в интернете и организует в летнем лагере конкурс для талантливых старшеклассников, которые обеспечат России счастливое будущее. Потом от Вани еще уходит жена (к КМС по боксу), его вышвыривают с его убогой работы и требуют срочно выплачивать кредит по ипотеке. В отчаянии тридцатилетний «ботаник» вспоминает про одну свою особенность: он выглядит невероятно молодо, настолько, что ему никогда не продают алкоголь без паспорта. И решает отправиться на тот самый конкурс для школьников под видом семнадцатилетнего, чтобы выиграть главный приз – 10 миллионов рублей.

Кадр из фильма «Молодой человек»

Кто-то на этом месте, конечно, вспомнит выдающийся голливудский триллер «Сиротка» (который в нашем прокате назывался «Дитя тьмы»), но сценарист и режиссер Александр Фомин утверждает, что взял сюжет практически из своей биографии: когда-то он работал учителем, и его часто путали с его же собственными учениками. У него даже мелькала шальная мысль под видом подростка выиграть олимпиаду, чтобы повысить престиж школы. Но он в конце концов выбрал другую карьеру и теперь повышает в своем фильме престиж честной бедности.

Честно говоря, еще в самом начале, до того, как по экрану пойдут вступительные титры, мораль «Молодого человека» становится ясна: деньги и успех – не главное, главное – каким путем ты к ним пришел. Банально, но в данном случае, кажется, искренне. Судя по всему, Фомин хороший человек, ему претят коварство, цинизм и жульничество. С другой стороны, именно общая положительность мешает ему сделать «Молодого человека» по-настоящему смешным: как раз в комедии цинизм бесценен, покойный Билли Уайлдер не дал бы соврать.

Павел Табаков (которому на момент съемок было 25) действительно может сойти и за инфантильного тридцатилетнего, и за рано созревшего семнадцатилетнего тут режиссеру повезло. Легко представить, какая бездна отличных шуток могла быть высечена из лобового столкновения потрепанного жизнью тридцатилетнего мужика с детьми (наивными, несмотря на трогательные попытки казаться взрослыми). Ну и вообще из столкновения двух поколений, между которыми лежит узкая, но довольно глубокая пропасть. А по факту все сводится к тому, что Ваня много и активно хамит воспитателям, поминает (шепотом) свой простатит, со страшными криками бегает от влюбившейся в него 14-летней девицы и неловко старается использовать молодежный, как ему кажется, жаргон. Он на самом деле настолько чистый и неиспорченный, что в лагере ему самое место. Заодно можно прожить то счастливое детство, которого в свое время он был лишен из-за мамаши с ее благими намерениями.

Кадр из фильма «Молодой человек»

Ну, понятно, что в конкурсе таятся свои интриги и подставы, обеспеченные все тем же подлецом Козловским (он, кстати, в фильме лучший прекрасно пародирует самого себя в «Духless’е», и в целом удачно иронизирует над собственной склонностью по-театральному переигрывать). Понятно, что в лагере Ваня встретит любовь (27-летнюю Ингрид Олеринскую, которая в красном галстуке и в образе вожатой руководит соревнованиями детишек). Понятно, что из лагеря Ваня выйдет не более состоятельным, чем был, зато несколько обогащенным духовно, и так далее. И это едва ли спойлеры: еще раз, все можно легко предсказать в первые десять, если не пять минут этого добродушного фильма, который словно бы снимал пожилой советский интеллигент.

«Одна»

  • Режиссер: Дмитрий Суворов
  • В ролях: Надежда Калеганова, Виктор Добронравов, Максим Иванов, Ян Цапник
https://youtu.be/GY4ditKMaqI

24 августа 1981 года над уссурийской тайгой, недалеко от города Завитинска, бомбардировщик Ту-16К столкнулся в воздухе с пассажирским самолетом Ан-24. Разумеется, оба самолета погибли. С пассажирского в результате столкновения буквально срезало верхнюю часть, людей выдувало в воздух на высоте 5 километров, потом самолет стремительно развалился. Выжить казалось невозможным. Но двадцатилетняя студентка Лариса Савицкая выжила: фрагмент фюзеляжа, в котором находилась она, вжавшаяся в кресло, спланировал на деревья. Лариса в этой катастрофе потеряла мужа, наблюдала смерть десятков других пассажиров, при приземлении лишилась сознания, пришла в себя с множественными травмами, потом три дня провела в тайге, пока ее не нашли. Получила от Госстраха компенсацию 75 рублей. Спустя четыре десятилетия побывала сначала на съемках, а потом и на премьере этого фильма, посвященного ее удивительной судьбе.

Может, жестоко прозвучит, но с точки зрения зрителя, самый интересный момент в этой истории катастрофа, сам процесс гибели и падения самолета, в ходе которого еще и выживает человек. Все это происходит в прологе и выглядит несколько смазанным – то ли потому, что создатели «Одной» решили пощадить слабонервных, то ли потому, что не хватило технических мощностей и фантазии. Помнится, Сергей Шнуров в интервью Владимиру Познеру все пытался объяснить, что такое «эсхатологический восторг», а Познер лишь хлопал глазами; у авторов этого фильма была бы та же реакция. Еще жестоко сравнивать отечественное кино с фильмами Роберта Земекиса и Дэвида Финчера, но куда деваться: короткие эпизоды в их «Экипаже» и «Бойцовском клубе» из памяти не вычеркнешь, а эту сцену – легко.

Кадр из фильма «Одна»

Впрочем, целью авторов было снять не фильм-катастрофу, а фильм про выживание девушки в тайге, скрещенный с мелодрамой и как бы триллером (героиню никто и не думает искать, потому что невозможно же выжить после падения с 5200 метров; только после того, как родные – Ларисы и ее мужа – устраивают скандал перед очами офицера КГБ, тот для очистки совести решает прочесать район катастрофы). Героиня тем временем бегает среди сосен от голодного амурского тигра (это, естественно, художественное домысливание), вспоминает недолгое счастье с мужем и пытается отыскать ту часть самолета, в которой он находился. Тут уж авторы не жалеют сентиментальных зрительниц, подбрасывая им самые лютые мелодраматические повороты: то Лариса находит в вещах мужа блокнот, в котором он ее потихоньку рисовал, то мертвый супруг в ее объятьях как бы оживает и начинает вести проникновенные разговоры (примерно как мертвый Клуни с живой Сандрой Буллок в неизбежно приходящей на ум «Гравитации»). Но все это меркнет на фоне пятиминутного рассказа настоящей Ларисы Савицкой, который идет на финальных титрах: вот он-то как раз запоминается, и куда лучше компьютерной графики, живых тигров и суровых кагэбэшников.

ТАКЖЕ В ПРОКАТЕ

«Пропавшая»

  • Режисер: Брайан Гудман
  • В ролях: Джерард Батлер, Джейми Александер, Расселл Хорнсби

Мужчина и его жена едут в автомобиле, вяло выясняя отношения (она ему изменила, он ее простил, но она все равно хочет несколько недель пожить со своими родителями, чтобы привести мысли в порядок). Заезжают на автозаправку. Жена заходит в магазин купить воды и исчезает. Мужчина сначала обыскивает заправку, потом звонит в полицию, потом начинает проводить собственное лихорадочное расследование. Трудно не вспомнить, например, фильм Романа Полански «На грани безумия» с Харрисоном Фордом (там, правда, жена исчезала из гостиничного номера, а разыскивать ее приходилось по всему Парижу). Тут все куда скромнее – и декорации, и сюжет, и режиссура, и актерские работы.

«Эннио. Маэстро»

  • Режиссер: Джузеппе Торнаторе

Эпический (2 часа 36 минут) документальный фильм об Эннио Морриконе, написавшем музыку к более чем 500 кинофильмам, включая «Кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе. «Он мой любимый композитор!» – в экстазе восклицает с экрана Квентин Тарантино, – «И я говорю не только о тех, кто работал в кино – я говорю о Моцарте, Бетховене, Шуберте!» Многие из тех, кого проинтервьюировал для своей картины Торнаторе (а он трудился над проектом несколько лет, начав работу, еще когда Морриконе был жив), готовы подписаться под этим утверждением.

Расскажите об этом друзьям!