Номинанты Каннского кинофестиваля 2025: чем будут удивлять зрителей после триумфа «Аноры»

Номинанты Каннского кинофестиваля 2025: чем будут удивлять зрителей после триумфа «Аноры» Кадр из фильма «Финикийская схема»

13 мая 2025 года во французском курортном городке Канн (или Канны — у нас до сих пор нет согласия, как это правильно писать по-русски) начнется 78-й международный кинофестиваль. Это один из двух самых главных кинофестивалей на планете. Второй — Венецианский. Третьим раньше был Берлинский, в последние десятилетия немного скукожившийся: то, что показывают в Берлине, обычно остается в Берлине, в то время как картины из Канн и Венеции для всего киномира становятся главными событиями года.

Какой фильм победит в этом году сейчас, когда картин из конкурса никто, кроме создателей и отборщиков, еще не видел, когда о них минимум информации, прогнозировать невозможно. В прошлом году скромнейшая, независимая, снятая за какие-то 6 миллионов долларов «Анора» Шона Бейкера получила в Канне «Золотую пальмовую ветвь» — а потом еще гору призов, включая пять «Оскаров», а ведь никто на нее и не думал ставить. И все-таки кинообозреватель «КП» Денис Корсаков рассказывает о картинах, которые пока что выглядят в программе самыми соблазнительными. Фильмы расположены в алфавитном порядке.

«Альфа» (режиссер Жюлия Дюкурно)

Кадр из фильма «Альфа»

Вопреки всем ожиданиям, в 2021 году фильм Жюлии Дюкурно «Титан» — боди-хоррор о девице с титановой пластиной в голове, которая так любила автомобили, что в конце концов забеременела от «кадиллака» — получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Действие ее новой картины разворачивается в 80-е, а героиня — 11-летняя девочка, от которой отворачиваются одноклассники после того, как разносится слух, что она заражена какой-то новой и страшной болезнью.

«Вдохновитель» (режиссер Келли Райхардт)

Герой картины вместе с двумя сообщниками в 1970 году совершает наглое ограбление: средь бела заходит в музей и крадет четыре картины. Оказывается, это не так сложно, — настоящие сложности начнутся потом. В фильме снялись Джош О’Коннор, Джон Магаро («Прошлые жизни») и Алана Хаим («Лакричная пицца»).

«Два прокурора» (режиссер Сергей Лозница)

Кадр из фильма «Два прокурора»

Экранизация повести Георгия Демидова (1908-1987) — физика и писателя, который в годы сталинских репрессий попал на Колыму. Действие разворачивается в 1937 году. Молодой выпускник юридического факультета Корнев (Александр Кузнецов) наталкивается на письмо, написанное заключенным, и приступает к расследованию, держась за свою наивную веру в сталинское правосудие.

«Досье 137» (режиссер Доминик Молль)

Кадр из фильма «Досье 137»

Молль — крупный французский режиссер (его «Таинственное убийство» в 2022 году было названо лучшим фильмом на главной национальной кинопремии «Сезар»). Но в России он все-таки больше всего известен по 25-летней давности триллеру «Гарри — друг, который желает вам добра». Героиня его новой картины — следователь Стефани; она ведет дело о ранении, которое получил молодой человек во время протестов «желтых жилетов», ей надо установить, кто виновен.   

«Женщина и ребенок» (режиссер Саид Рустаи)

Четвертый фильм 35-летнего иранского режиссера (третий, «Брат Лейлы», получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 2022 года, после чего Рустаи на родине приговорили к шестимесячному тюремному заключению). Махназ — мать-одиночка, которая одновременно воспитывает своих детей и работает няней для чужих. Она собирается выйти замуж, а ее сына-подростка тем временем исключают из школы. Но это кажется мелкой неприятностью на фоне неожиданной трагедии, которая с нею происходит…

«Звук падения» (режиссер Маша Шилински)

Кадр из фильма «Звук падения»

В оригинале немецкий фильм называется «Глядя на Солнце». Героини — четыре женщины, они в разное время живут на одной и той же ферме; их жизни оказываются переплетены, судьба одной отражается в судьбе другой.

«История звука» (режиссер Оливер Херманус)

Постер к фильму «История звука»

Экранизация рассказа Бена Шаттака, история о двух молодых людях, музыкантах (Джош О’Коннор и Пол Мескаль), в 1919 году вместе отправившихся собирать народные песни жителей Новой Англии. Им помогает новая технология: теперь звук можно записывать на восковые цилиндры.

«Младшая сестра» (режиссер Хафсия Херци)

Героиня французской драмы — 17-летняя Фатима, младшая из трех девушек, растущих во франко-алжирской семье, приступает к занятиям в парижском университете и пытается нащупать свой путь в жизни.

«Молодые матери» (режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны)

Кадр из фильма «Молодые матери»

Новый фильм бельгийских классиков и каннских любимцев — история о пяти очень разных девушках, Джессике, Перле, Жюли, Наиме и Ариане. Все они недавно родили и находятся в специальном приюте, Доме молодых матерей, где им и их детям, по идее, должны помочь.

«Новая волна» (режиссер Ричард Линклейтер)

Кадр из фильма «Новая волна»

Автор трилогии «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью», а также расхваленной ленты «Отрочество», снял во Франции картину о том, как Жан-Люк Годар в начале 60-х работал над фильмом «На последнем дыхании» — одном из самых знаменитых в истории кино, ключевым фильмом французской «новой волны».   

«Орлы республики» (режиссер Тарик Салех)

Кадр из фильма «Орлы республики»

Герой политического триллера — знаменитый египетский актер, которого заставляют сняться в пропагандистском фильме. Он очень неохотно соглашается, входит в круги, максимально близкие к властям — и заводит роман с супругой генерала, курирующего постановку.

«Ренуар» (режиссер Чие Хаякава)

Япония, конец 80-х годов. Фуки — любознательная и чувствительная девочка; ее отец смертельно болен, а мать замучена работой. Фуки предстоит встретить еще нескольких взрослых, каждый из которых страдает от навалившихся на него проблем.

«Ромерия» (режиссер Карла Симон)

Кадр из фильма «Ромерия»

18-летняя девушка Марина, выросшая в приемной семье, отправляется в город Виго на северо-западе Испании, чтобы встретиться с семьей своего биологического отца; и он, и ее мать умерли от СПИДа, когда Марина была совсем маленькой.

«Сентиментальная ценность» (режиссер Йоаким Триер)

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

Новый проект норвежского режиссера, автора любимой многими картины «Худший человек на свете». Героини — две сестры, которые после смерти матери пытаются наладить отношения с отцом, давно покинувшим семью. Среди актеров — Стеллан Скарскарг и Эль Фаннинг.

«Сират» (режиссер Оливер Лаше)

Еще один испанский фильм — о мужчине (Серхи Лопес) и его сыне (Бруно Нуньес), которые приезжают на рейв-вечеринку, проходящую где-то в Марокко, чтобы найти свою дочь/сестру Марину, пропавшую в тех местах на аналогичном рейве несколько месяцев назад.

«Тайный агент» (режиссер Клебер Мендонса Фильо)

Кадр из фильма «Тайный агент»

Действие бразильского политического триллера разворачивается в 1977 году, когда страна находилась под властью военной диктатуры. Марсело, немолодой профессор, чья специальность — высокие технологии, пытается убежать от своего прошлого и приезжает в красивый город Рисифи, который иногда называют «бразильской Венецией». Но убежища ему там не найти… Главную роль играет Вагнер Моура («Падение империи», «Элитный отряд», сериал «Нарко»).

«Умри, моя любовь» (режиссер Линн Рэмси)

Кадр из фильма «Умри, моя любовь»

Британка Рэмси («Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было») сняла фильм по роману аргентинки Арианы Харвич. В центре сюжета — молодая женщина, страдающая от послеродовой депрессии и медленно съезжающая в психоз. Главные роли сыграли Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон, также в картине снялись голливудские ветераны Ник Нолти и Сисси Спейсек. Среди продюсеров числится Мартин Скорсезе.

«Финикийская схема» (режиссер Уэс Андерсон)

Андерсон — практически живой классик американского кино, автор «Отеля «Гранд Будапешт», «Острова собак», «Королевства полной Луны» — трижды участвовал в каннском конкурсе, но ничего пока там не получил. Его новая картина, как полагается — черная комедия, а герои — влиятельный бизнесмен по имени За За Корда и его дочь-монахиня. Они оказываются в центре запутанных интриг с участием могущественных магнатов, террористов и наемных убийц. Главные роли играют Бенисио дель Торо и Миа Триплторн, а в ролях поменьше, как всегда у Андерсона, целая толпа звезд: Том Хэнкс, Скарлетт Йоханссон, Шарлотта Генсбур, Майкл Сера, Брайан Крэнстон, Бенедикт Камбербэтч, Руперт Френд, Риз Ахмед. Ну и, естественно, непременный Билл Мюррей.

«Фуори» (режиссер Марио Мартоне)

Кадр из фильма «Фуори»

Экранизация повести итальянской писательницы Голиарды Сапиенцы о том, как в 1980 году она попала в тюрьму за кражу и там подружилась с двумя сокамерницами. И ее, и их через какое-то время выпускают, но история не заканчивается — наоборот, между тремя женщинами завязывается крепкая дружба.

«Эддингтон» (режиссер Ари Астер)

То, что Ари Астер — прирожденный режиссер, было ясно уже по его дебютному фильму «Унаследованное» (Hereditary — в русском прокате его назвали «Реинкарнацией», а потом слово «Реинкарнация» стали прилеплять к названиям каждого второго дешевого ужастика, выходящего в прокат). Второй его фильм, «Солнцестояние», был уже настоящим шедевром: Астер снял его на фоне крайне травматичного прощания со своей девушкой, и это был не только замечательный хоррор, но и поразительный фильм о расставании, предательстве, ненависти и боли (боль и ярость там такие, что не каждый зритель захочет стать им свидетелем). Только сейчас в Астера поверили в Каннах — и взяли в основной конкурс новую картину, «нео-вестерн», действие которого разворачивается в 2020 году на западе США, а в центре — противостояние между шерифом (Хоакин Феникс) и мэром (Педро Паскаль) небольшого городка.

«Это был просто несчастный случай» (режиссер Джафар Панахи)

Кадр из фильма «Это был просто несчастный случай»

Панахи — один из самых знаменитых в мире иранских режиссеров, которого власти на его родине очень не любят (он их активно критикует). Он постоянно попадает за решетку (в 2010 году его приговорили к шестилетнему тюремному заключению и на 20 лет запретили работать, в 2022 году арестовали снова — но после протестов со стороны мировой общественности и голодовки освободили через семь месяцев). Поразительно, но при всем этом Панахи умудряется все время нелегально снимать на своей родине кино и показывать его на крупнейших фестивалях. Сюжет новой картины держится в секрете и описывается фразой «То, что начинается с небольшого несчастного случая, приводит к целой серии все более усложняющихся последствий».

Расскажите об этом друзьям!