22 июня 2022 года заслуженная артистка России Наталья Варлей отметит свой 75-летний юбилей. В больших жизнерадостных глазах и улыбке актрисы без труда узнается та самая «студентка, комсомолка, спортсменка…» из вышедшей 55 лет назад комедии «Кавказская пленница», после которой Варлей стала иконой стиля Советского Союза. Читайте, как юная циркачка попала в фильм Гайдая и почему ей запретили в нем петь и говорить своим голосом. Вспомним всех мужей актрисы и расскажем, чем занимаются ее сыновья.
Наталья Варлей родилась в румынском порту Констанца. Ее отец был капитаном дальнего плавания, и семья постоянно переезжала. После Румынии малышка оказалась в родном городе матери – Ленинграде, потом на родине отца – в Москве, а затем во Владивостоке. Предками Натальи по линии отца были англичане с валлийской фамилией Варлей, по линии матери – французы. В детстве девочка любила читать, писать стихи и рисовать. Совсем недолго Наташа проучилась в музыкальной школе: семья, в которой родилась еще одна девочка Ирина, в очередной раз переехала по месту назначения отца в Мурманск. Здесь Варлеи прожили семь лет, и потом окончательно перебрались в Москву.
Наташа была очень болезненным ребенком: у нее обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой. Каждый год семья отдыхала в Сочи, и здесь на девочку огромное впечатление произвел цирк, и уже тогда она определилась со своей мечтой: обязательно связать судьбу с этим удивительным миром. Однажды перед представлением в московском цирке на Цветном бульваре девочка увидела объявление о наборе в цирковую студию. Несмотря на слабое здоровье и отсутствие специальной подготовки, ее приняли. Окончив школу, Наталья продолжила обучение в училище циркового и эстрадного искусства на отделении акробатики. После этого она два года работала эквилибристкой, танцевала на трапеции с кастаньетами, участвовала в номерах клоуна Леонида Енгибарова, благодаря которому и попала в кино.
Как-то раз на выступление в цирк пришел друг Енгибарова режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, впоследствии снявший легендарные фильмы про мушкетеров. Юная циркачка так понравилась ему, что он предложил ей сняться в его фильме «Формула радуги». Варлей сыграла небольшую роль медсестры, и на съемках попала в поле зрения ассистентки Леонида Гайдая, которая искала героиню для новой комедии.
На роль Нины в фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) пробовались десятки актрис: Анастасия и Марианна Вертинские, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Лариса Голубкина. 19-летняя дебютантка Варлей приглянулась Гайдаю из-за своего обаяния, циркового опыта и непосредственности. Начинающая артистка без колебаний согласилась сделать фотопробу в купальнике: для гимнастки это рабочая форма, потому Варлей была раскрепощена. Удачными оказались и кинопробы с осликом. Подкармливая его морковкой, Наталья не заметила, как он зажевал почти половину ее руки, но в ответ лишь захохотала.
На съемках фильма цирковой артистке пришлось самой выполнять все трюки: нырять в холодную воду, водить машину по серпантину, прыгать из окна. При съемках эпизода, когда Трус, Балбес и Бывалый, встав поперек дороги, останавливают автомобиль с героиней, чуть не произошел несчастный случай. Варлей не смогла вовремя дать по тормозам, троица успела отскочить, а машина остановилась в полуметре от оператора с камерой, лежавшего на шоссе и продолжавшего снимать. Опытные актеры, конечно, помогали юной артистке, и она позднее вспоминала дни съемок как счастливые, наполненные командным духом.
Впрочем, не все было так безоблачно. В 2018 году актриса выпустила биографическую книгу «Канатоходка», где упомянула не очень красивую ситуацию, когда после празднования дня рождения актера Александра Демьяненко, игравшего Шурика, Гайдай без приглашения пришел в гостиничный номер Варлей и пытался ее поцеловать. Актриса увернулась и выставила режиссера за дверь.
Отказ именитому режиссеру, по одной из версий, стал причиной того, что актриса в «Кавказской пленнице» говорит и поет не своим голосом. По воспоминаниям Варлей, Гайдай пообещал ей, что «Песенка про медведей» будет звучать в фильме именно в ее исполнении, но в результате на экране его поет Аида Ведищева. А говорит героиня комедии голосом Надежды Румянцевой. По одной из версий, Варлей не справлялась с озвучиванием. Сама актриса говорит, что ее сильно торопили, не давали сосредоточиться, и делали все, чтобы у нее ничего не получилось. Гайдай оставил лишь пару фраз, сказанных «родным» тембром Варлей, например, «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!». Возможно, это была месть режиссера за инцидент с попыткой поцелуя.
5 лет спустя Гайдай вновь пригласил Наталью сниматься в свой фильм. В картине «12 стульев» он предложил ей роль Эллочки Людоедки, но потом передумал, сняв актрису в роли белокурой студентки-вегетарианки Лизы Калачевой, которую пытался соблазнить Киса Воробьянинов. Эту небольшую роль вновь озвучила Надежда Румянцева.
Надо сказать, что Гайдай нередко прибегал к приему, когда актеры не сами озвучивают свои роли, объясняя это своим режиссерским видением. Так, Светлана Светличная в «Бриллиантовой руке» говорит голосом Зои Толбузиной, Арчил Гомиашвили, сыгравший Остапа Бендера в «12 стульях», – голосом Юрия Саранцева. В своем последнем фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» Гайдай реабилитировался перед Варлей: он попросил ее озвучить главную женскую роль, которую играла американка Келли Мак-Грилл.
Но вернемся к «Кавказской пленнице». Несмотря на то, что на премьере фильма из-за того, что она поет и говорит чужим голосом, Наталья чувствовала разочарование, буквально на следующий день она проснулась знаменитой. Комедию ждал фантастический успех. Советские девушки захотели себе такую же прическу как у Варлей, а советские юноши влюблялись в ее героиню.
Следующей работой актрисы в кино стала роль Панночки в первом отечественном фильме ужасов «Вий» (1967). Многие актрисы отказывались от съемок, узнав, что им придется ложиться в гроб. Сыграть ведьму могли Ада Роговцева или Жанна Болотова, но утвердили Александру Завьялову (несколько лет спустя прославившуюся ролью Пистимеи в сериале «Тени исчезают в полдень»). В самом разгаре съемок, когда половина материала уже была отснята, актрису заменили на Варлей. По слухам, Завьялова тяжело заболела, и ее муж настоял на том, чтоб она ушла из «дьявольской картины». Утвержденная на роль Наталья не верила в приметы и согласилась сниматься, попросив режиссера установить в гробу, в котором ей предстояло лежать, свет. В перерывах между дублями она читала в нем конспекты, готовясь к экзаменам.
Во время съемок одного из эпизодов чуть не произошла трагедия. Гроб для полета Панночки крепился тросами к потолку павильона, и его тщательно проверили, прежде чем поставить туда актрису. Под белое платье Варлей надели страховочный пояс, который прикрепили к специальному штырю. Однако в момент съемок несущегося по кругу на большой скорости гроба пояс неожиданно ослаб, и актриса, потеряв равновесие, с трехметровой высоты полетела вниз. К счастью, рядом стоял исполнитель главной роли Леонид Куравлев, который благополучно ее поймал. Варлей отделалась ушибом, а позже признавалась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты. Когда стало известно, что актриса во время съемок выпала из гроба, разнеслись слухи о ее смерти. Позже многие события в жизни артистки публика связывала именно с ролью Панночки и мистическим проклятием.
По иронии судьбы в этом фильме Варлей говорит снова не своим голосом, ее озвучивает актриса Клара Румянова, подарившей свой голос десяткам мультипликационных персонажей.
В 1967 году Наталья принимает решение оставить работу в цирке и поступает в Театральное училище Щукина. В этом же году Варлей первый раз вышла замуж. Ее избранником стал сыгравший на тот момент у Тарковского в «Ивановом детстве» и «Андрее Рублеве» 20-летний Николай Бурляев, учившийся в том же училище на старшем курсе. Друзья актрисы, среди которых были Леонид Филатов и Михаил Задорнов пытались отговорить девушку от этого брака, но она была непреклонна.
У Филатова на это были свои причины: актер был без памяти влюблен в Наташу. Он был буквально одержим ею, искал встреч, посвящал стихи, пытался добиться взаимности. Но Варлей все же приняла решение в пользу Бурляева. Впоследствии она называла их брак «совершенно детским». Наталья ревновала мужа к коллегам, в первую очередь это касалось особого отношения Николая к актрисе Ирине Печерниковой, с которой он играл в одном спектакле. Супруги часто ссорились, обиженная Варлей часто уезжала к маме. Однажды она развернулась на полпути и застала дома мужа с Печерниковой, доедавших на кухне суп, приготовленный Натальей. Так, через год брак молодых актеров распался.
Через некоторое время сердцем Варлей завладел ее однокурсник Владимир Тихонов. Красавец был сыном Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Прежде чем отправиться в ЗАГС молодые люди встречались несколько лет. А в день бракосочетания Наталья узнала, что ее будущий муж имеет пагубные зависимости. Однако актрису это не остановило: она решила, что поможет ему. Варлей часто уезжала на съемки и гастроли, а ее молодой супруг в это время уходил в загулы. Когда актриса возвращалась домой, он закатывал ей сцены ревности, часто бывал в невменяемом состоянии. Успех Натальи только усугублял его злость и раздражительность.
Со знаменитой свекровью, Нонной Мордюковой, отношения тоже не сложились: она ждала, что невестка будет боготворить Владимира, и считала ее виновницей всех ссор. После нескольких месяцев мучений Варлей подала на развод, а вскоре узнала, что беременна. Тихонов не встретил жену из роддома, и Наталья уже к нему не вернулась. Родившегося ребенка она назвала Василием. Мордюкова внука не признала, заявив, что он рожден от другого мужчины. А сам Владимир, хоть уже на тот момент встречался с фигуристкой Натальей Егоровой, пытался несколько раз наладить отношения с Варлей.
Пристрастие Тихонова к наркотикам привело к его раннему уходу. Владимир умер на 41 году жизни в 1990-м. В последние месяцы жизни он часто звонил бывшей жене, пытаясь найти утешение. Мордюкова, тяжело переживавшая эту утрату, впоследствии говорила, что в отличие от Егоровой Варлей боролась за ее сына, пытаясь отвадить его от запрещенных веществ. В последние годы жизни Нонны Викторовны их отношения с Варлей наладились, и, как говорит Наталья, они успели сказать друг другу слова любви.
В 1985 году актриса родила сына Александра. Ребенок появился на свет раньше срока, поэтому Наталья могла его потерять. В какой-то момент актриса вспомнила о Панночке, будто ставшей причиной всех ее несчастий, и молитвами стала призывать Бога о помощи. Врач, спасший малыша, стал крестным обоих ее сыновей. Имя отца своего сына актриса не называла. Известно лишь, что на тот момент у Натальи был непродолжительный роман с узбекским актером Ульмасом Алиходжаевым, с которым она снималась в многосерийном фильме «Огненные дороги».
Третьим мужем актрисы стал владелец строительной фирмы Владимир, он был значительно младше Натальи. Варлей настояла на том, чтобы они обвенчались в церкви. Но и этот бpaк не продлился долго: бизнесмен не смог наладить отношения с младшим сыном актрисы.
В 1970-е годы лицо Варлей не сходило с обложек журналов о кино. Она много и активно снималась. Яркие образы сильных и цельных героинь актриса создала в фильмах «Золото» и «Черные сухари», небольшой, но важный эпизод – в экранизации булгаковского «Бега». Запомнилась зрителям властная комсомолка Галина Листопад из комедии «Семь невест ефрейтора Збруева». В другом комедийном фильме «Три дня в Москве» Варлей сыграла милиционера Олю, исполняющую шлягер «Одна снежинка» («Ты говоришь мне о любви»). В этом фильме актрисе вновь не дали спеть самой – песню за кадром исполнила Нина Бродская.
Каждый год выходило по два фильма с участием Варлей, однако большинство из них событиями не становились, а артистка не могла даже приблизиться к успеху, который подарили ей первые работы в кино. Мало кто теперь вспомнит достаточно крепкие работы Натальи в фильмах «Так и будет», «Мой папа – идеалист», «Не хочу быть взрослым» или «Талисман». Самой яркой ролью Варлей в 80-х можно считать тренера Марту Эрастовну в многосерийном фильме «Гостья из будущего». Заметной работой в 1990-е годы была киносказка «Волшебник Изумрудного города», где актриса сыграла сразу двух злых ведьм: Гингему и Бастинду. В 2006 году Варлей снялась в фильме «Волкодав из Рода Серых Псов», и это было, пожалуй, последнее яркое появление актрисы на экране. В сериалах сниматься Наталья Владимировна отказывается, говоря, что бездарными сценариями растапливает свой камин.
В 1990-е актриса, чей голос режиссеры в свое время заменяли чужим, начала дублировать зарубежные фильмы. Так, она озвучила Веронику Кастро и еще нескольких героинь в популнейшем мексиканском сериале «Дикая Роза».
С детства Наталья не переставала писать стихи, в 1994 году она окончила факультет поэзии Литературного института и выпустила четыре сборника лирических стихотворений. В 1990-е годы она выпустила четыре диска, записанных в жанре авторской песни. Наталья часто выступает с концертными программами, так что теперь «Песенку про медведей» можно услышать в ее исполнении. В 2009 году актриса стала участницей телепроекта «Две звезды», в котором пела дуэтом с Николаем Гнатюком.
Долгие годы соседом актрисы, живущей в трехкомнатной квартире в районе Нового Арбата, был продюсер Бари Алибасов, устраивавший шумные вечеринки и периодически заливавший Наталью Владимировну. Варлей продала квартиру, а на вырученные средства купила две однокомнатные, одну из которых оставила себе, а вторую подарила одному из сыновей. Сама артистка перебралась в загородный дом в Подмосковье, где живет в окружении многочисленных кошек и продолжает сочинять.
Старший сын Натальи Варлей – Василий Варлей (50 лет) учился в Институте современных искусств, сменил несколько профессий и предпочитает вести закрытый образ жизни. Актер был женат, в семье родился сын Евгений (27 лет), который после развода родителей остался вместе с матерью и живет в Италии.
Младший сын актрисы – Александр Варлей (36 лет) занимается музыкой и играет в кавер-группе «The BeatLove», где исполняет песни знаменитой ливерпульской четверки. Он работал ассистентом у Никиты Михалкова и Николая Лебедева, снял два фильма как режиссер.
Сыновьям актриса оставила свою редкую фамилию, так она хотела сохранить родовое имя отца, которое она прославила 55 лет назад, сделав известным практически каждому жителю СССР.