24 октября 2024 года в прокат выходит фильм «Огниво». Это очередная сказка от студии СТВ, выпустившей «Конька-Горбунка» и «По щучьему велению». Сюжет Андерсена в ней радикальным образом изменен и приспособлен к российской сказочной (не)реальности. О фильме рассказывает кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.
Конечно, «Огниво» — это сказка Ханса Кристиана Андерсена. О солдате, который случайно завладел волшебным предметом, указанным в названии; стоило высечь из него искру, как являлись громадные собаки с глазами как плошки и исполняли любые желания. Сказка короткая и по людоедским меркам Андерсена почти добрая (всего лишь небольшая резня в финале — псы ликвидируют в том числе короля и королеву, родителей принцессы, с которой солдат потом триумфально идет под венец. Но ведь все мы с детства в курсе, что жениться нужно на сироте, так что — хеппи-энд!)
Конечно, фильм «Огниво», снятый Александром Войтинским для студии СТВ (год назад они в симбиозе выпустили хит «По щучьему велению») почти ничего общего с Андерсеном не имеет. СТВ снимает русские сказки, а когда с национальными сюжетами выходит заминка, не прочь заимствовать историю у европейца — но все равно перелопачивает ее так, что остаются рожки да ножки. В данном случае остались солдат, волшебное огниво и принцесса, но это и все. Имя Андерсена в титрах даже не упомянуто.
В радикально переосмысленном сюжете царица (Ирина Старшенбаум) и ее дочь, маленькая слепая Даша (Антонина Бойко) ждут возвращения царя из заморского путешествия (с ним едет волшебник, который с помощью заклинания из старинной книги должен вернуть девочке зрение). Однако злодей (Виталий Хаев), которого зовут Лиходей, — чтоб уж совсем никто не обманывался насчет его моральных качеств — разводит сигнальные огни на берегу не в том месте, корабль терпит крушение, царь с волшебником гибнут, а книга оказывается в руках у мерзавца. Первым делом он парализует волю царицы, становится ее мужем и садится на трон. Ненужную принцессу заключает в волшебное огниво. Лучшего друга девочки, солдата Фому, учившего ее, несмотря на слепоту, боевым искусствам, превращает в ворона. Дальше ворон крадет огниво, теряет его, а через три года предмет находит нерадивый и плутоватый брат Фомы, Ваня (Роман Евдокимов). Принцесса высвобождается, а огниво начинает исполнять любые желания Вани — но по-своему, выпендриваясь.
Это, в сущности, только пролог фильма, который сценарист Александр Архипов постарался набить максимальным количеством чудес и персонажей. Там есть «гмуры» (если попросту, гномы) — малорослые люди, занимающиеся в своих пещерах чем-то вроде тяжелого шахтерского труда, заимствованные наполовину из «Белоснежки», наполовину из «Властелина колец». Есть две райские птицы, Алконост и Гамаюн (в безумной версии авторов «Огнива» они сестры, бесконечно собачащиеся друг с другом, и обеих играет Ирина Горбачева в перьях и страшных контактных линзах). Есть зачем-то французский воздухоплаватель Жан (Ян Цапник). Есть сварливая говорящая механическая лошадь, которая двигается очень медленно и за деньги (в ней есть прорезь, куда надо опускать монетки). На лошади Ваня и Даша объезжают все сказочное царство под песню «Ты погляди, не осталось ли что-нибудь после меня» из фильма «Вам и не снилось» (музыка Алексея Рыбникова, слова Рабиндраната Тагора). И любой, кто задастся вопросом «А при чем здесь Тагор?», немедленно споткнется о вопрос «А при чем здесь Алконост?»
Постановщик Александр Войтинский так набил руку на «Щучьих велениях» и «Дедах Морозах: битвах магов», что теперь может снимать подобные сказки даже во сне. Честно говоря, чем-то вроде сна режиссера, пожизненно заточенного в сказочный мир с принцессами, птицами и огненными вихрями, «Огниво» и выглядит. На сон (как и на сказочную условность) можно списать абсолютно все — благо, дети, как самая нетребовательная аудитория, абсолютно все готовы съесть вместе с попкорном.
Но «Огниво» с его эклектичностью и обязательными «современными» шуточками (механическая лошадка все время говорит «Маршрут перестроен» и жалуется на панические атаки) все-таки не может всерьез раздражать человека, выросшего на советских сказках 80-х. В первую очередь на картинах Михаила Юзовского («Там, на неведомых дорожках», «После дождичка, в четверг») со всеми их шахами Бабадурами, Жар-птицами и пухлыми Кащеями Бессмертными. Нет ни малейших сомнений, что именно они стали референсами (какое отвратительное все-таки слово) для продюсера Сергея Сельянова, который начал осваивать жанр мультсериалом про богатырей, постепенно вошел во вкус и теперь выпускает в год по сказке с гарантированными сборами в полтора миллиарда рублей. Следующим его проектом станет «Горыныч» по сценарию того же Архипова: там детеныш Змея Горыныча (вдохновленный образом лох-несского чудовища) вступит во взаимодействие с лейтенантом ВМФ (Александр Петров), под водой обнаружившим портал в сказочное царство. Так что Рабиндранат верхом на механической лошади — это далеко не предел фантазии.