Рецензия на фильм «Мария» (2024): Анджелина Джоли играет Марию Каллас

Рецензия на фильм «Мария» (2024): Анджелина Джоли играет Марию Каллас Анджелина Джоли в образе Марии Каллас. Фото: кадр из фильма

28 ноября 2024 года в прокат вышел фильм «Мария». Есть расхожее выражение: «блюз — это когда хорошему человеку плохо». Когда плохо не просто хорошему человеку, а еще и красивой и знаменитой женщине, это не блюз, а фильм чилийского режиссера Пабло Ларраина. С 2016 года он строгает картины из серии «Женщина-легенда»: сначала у него Натали Портман в образе Жаклин Кеннеди горевала по убитому мужу («Джеки»), потом принцесса Диана страдала в золоченой клетке из-за живого, но не любящего супруга и его неприятной родни («Спенсер»). Сейчас Мария Каллас мучается в последнюю неделю своей жизни в роскошной парижской квартире. О фильме рассказывает кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.

Трейлер фильма «Мария» (2024)

О режиссере

Говорят, это последний фильм трилогии Ларраина в жанре «тайны звезд», хотя непонятно, с чего бы ему останавливаться: по освоенному шаблону можно наштамповать еще десяток картин о красавицах в кризисе. Ну да, ни про одну ему практически нечего сказать, на язык так и лезут пошлости вроде «они были заложницами своих образов», «золотая клетка — все равно клетка» и «плакать можно и в мерседесе», — но это же не помеха. Он уже настропалился подолгу задерживать камеры на прекрасных лицах своих актрис в надежде, что там как-нибудь сам проявится сложный душевный мир; исполнительницам гарантирована номинация на «Оскара», а самому Ларраину — путевки на Венецианский и ряд других фестивалей.

Мария Каллас. Фото: globallookpress

Сюжет

Большой любитель оперы, Ларраин не мог пройти мимо такого аппетитного случая, как кончина Марии Каллас. Она умерла в сентябре 1977 года в своей парижской квартире, а до того надолго заперлась в ней в компании служанки и дворецкого. Ей было всего 53 года, но она уже потеряла голос и любовь всей своей жизни в лице Аристотеля Онассиса (который коварно женился как раз на Жаклин Кеннеди). По версии Ларраина, в своих депрессии и затворничестве Каллас активно налегала на мандракс (так в Европе называли препарат, известный в США как куалюд) — и страшно к нему пристрастилась, в результате у нее начали отказывать печень и сердце, вот 16 сентября ее и нашли мертвой на полу. Действие фильма разворачивается в течение предшествовавшей этому недели. Каллас бродит по Парижу, пытается петь, общается с сестрой, а главным образом с тележурналистом по имени Мандракс. Его имя мгновенно заставляет догадаться, что он — галлюцинация, и задаться вопросом: не галлюцинация ли все остальное.

Анджелина Джоли и Мария Каллас. Фото: globallookpress

Анджелина Джоли в роли Каллас

На роль Каллас Ларраин пригласил Анджелину Джоли, самую красивую и знаменитую актрису на планете. Логика очевидна: дива (а Джоли, безусловно, настоящая голливудская дива откуда-то из Золотого века, вероятно, последняя) играет диву. В «Джеки» у Ларраина были проблемы с Натали Портман, которая оказалась похожа на героиню исключительно цветом волос, но Джоли он умудряется каким-то чудом делать похожей на Каллас — особенно в черно-белых флэшбеках, в которых певица вспоминает главные события жизни (не обращая внимания на чудовищную пошлость и заезженность этого приема, Ларраин выстраивает на нем всю картину). Это действительно слегка похоже на чудо — в какие-то моменты у тебя ощущение, что ты видел не актрису, а настоящую Каллас, при том, что последняя, в отличие от Джоли, красавицей отнюдь не была (но умела излучать почти сверхъестественное обаяние, заставлявшее мгновенно забыть про неправильные черты лица).

Анджелина Джоли в образе Марии Каллас. Фото: кадр из фильма

Другой вопрос, что речь тут идет в основном о крупных планах и статичных кадрах. Когда Джоли начинает много двигаться и разговаривать, иллюзия исчезает. Конечно же, это не Каллас, и в принципе актриса слеплена совершенно из другого теста. Представить Каллас, скажем, в боевике невозможно — а Джоли построила на экшне полкарьеры, и не случайно играла Солт и Лару Крофт: в ней, при внешней хрупкости, чувствуется сила, которую она не в силах спрятать. Увядание, угасание, распад — вещи ей, как актрисе, просто чуждые; но история последних дней Каллас, по мысли самого же Ларраина, как раз об этом.

Плюсы и минусы фильма

Даже если отбросить главный вопрос, нависающий над «Марией» — знает ли Пабло Ларраин, кто такая Мария Каллас, — останутся другие, тоже неприятные. Например, знает ли он, что такое мандракс (метаквалон). Это вообще-то сильное седативное и снотворное средство, очень сильно расслабляющее пациента (а заодно вызывающее привыкание и кучу опасных побочных эффектов — потому сейчас повсеместно и запрещено). Трудно представить, чтобы женщина, с утра употребившая дозу метаквалона, способную свалить быка, выходила из дома и начинала рассекать по Парижу как электровеник, — но именно этим на экране и занимается Каллас-Джоли, сталкиваясь в популярных туристических местах вроде эспланады Трокадеро с галлюцинациями в виде оркестров и ряженых хористов. Энергичная городская сумасшедшая, которая напоследок хочет высосать остатки своей славы, как сок из пакетика: в ресторане она занимает столик на веранде и сообщает официанту: «Я не голодна, мне просто нравится, когда мною восхищаются!» При этом, возвращаясь домой, она вновь впадает в уныние — и эти перепады выглядят естественными только на бумаге: на экране одно с другим сшить никак не выходит. Но Ларраин все равно это сводит и ждет, когда в голове у зрителя вспыхнет цельная картинка. Что сказать: судя по рецензиям, у нетребовательных она вспыхивает.

Кадр из фильм «Мария»

Ну, любила она Онассиса, ну, закончила карьеру за десять с лишним лет до смерти, потеряла голос, впала в депрессию. За что любила? Почему потеряла? А вот так получилось. Ларраина больше интересуют эффектные кадры: Каллас в разнообразных париках и ролях на сцене; Каллас на светском приеме; Каллас сжигает все свои свои сценические платья (это в прологе — дальше-то она продемонстрирует их во всем великолепии). Как вырезанная из журнала бумажная фигурка, к которой девочка прицепляет разные бумажные наряды и прически; как кукла Барби. И пробить это, погрузиться в мир настоящей больной и отчаявшейся Каллас он не может — потому что, в общем-то, при его поверхностном подходе это лишнее.

Расскажите об этом друзьям!