В конце ноября 2024 года в пиратский российский прокат вышел фильм «Гладиатор II» — один из самых ожидаемых фильмов не то что года, а, наверное, десятилетия. В 2000-м публике ужасно понравилась первая часть — кино про хмурого генерала Максимуса, волею злой судьбы переквалифицировавшегося в гладиаторы и показавшего чудеса отваги в Колизее. О том, что придумали создатели сиквела, рассказывает кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.
Казалось, что первый «Гладиатор» вообще не подразумевает никакого продолжения. Храбрый Максимус (Расселл Кроу) умер и отправился гладить рукой пшеницу в загробный мир. Его враг император Коммод (Хоакин Феникс) был предварительно им сражен на поле боя, после чего в Римской империи не то чтобы все стало хорошо, но задышалось чуть-чуть свободнее. Довольные зрители разошлись по домам, фильм получил пять «Оскаров», четверть века спустя некоторые считают его классикой.
На самом деле ободренные успехом продюсеры начали задумываться о сиквеле еще в июне 2001 года. Ну умер герой, так что ж, нельзя найти замену? Искали мучительно долго, наконец, придумали: мальчик Луций Вер (не путать с Люцифер), который периодически путался у героев первого «Гладиатора» под ногами — сын Максимуса от сестры императора Коммода Луциллы (Конни Нильсен, вернувшаяся в сиквел). Так уж вышло, что Луцилла услала ребенка на воспитание в дальние земли, потом вышла замуж за генерала Акация (Педро Паскаль)…
В общем, прошло 16 лет. Очередными императорами стали отвратительные братья Гета и Каракалла (Джозеф Куинн и Фред Хекинджер). В начале «Гладиатора II» генерал Акаций захватывает Нумидию (грубо говоря, современный Алжир) и берет в плен подросшего Луция Вера (Пол Мескаль). Жену последнего, Аришат, при штурме крепости убивают. Луций становится рабом, потом его за силу и умение драться отбирают в гладиаторы, он попадает в Колизей и сражается на арене с дикими зверями и самыми сильными воинами, мечтая об одном: убить Акация и в его лице отомстить всей Римской Империи.
Сказать, что Ридли Скотт вольно обращается с историческими событиями, было бы слишком большой нежностью. Уместнее выражение «тотальная голливудская галиматья», которое позволила себе одна разъяренная дама-историк из Чикагского университета. Практически ничего из того, что мы видим, не имеет отношения к реальности. Император Каракалла отнюдь не был слабоумным, и правил совместно с братом недолго — гораздо дольше продлилось его правление после братоубийства. Один персонаж с утра в кафе читает утреннюю газетку, напечатанную, как видно, в местной типографии на папирусе (кафе современного типа в Риме не было и в помине, а печать, как вы сами, наверное, догадываетесь, придумал Гутенберг через тысячу с лишним лет). В Колизее устраивали морские бои, заполняя амфитеатр водой — это правда, но там не было акул, их туда римляне никак не могли доставить (не в последнюю очередь потому, что просто не знали об их существовании). А Луций Вер на самом деле жил… А Макрин на самом деле был…
Этот список можно составлять дольше, чем идет сам фильм. Но давно известно, что Ридли Скотту плевать и на историческую достоверность, и на то, как относятся к его изображению давних событий историки. Прошлогоднего «Наполеона» во Франции так и назвали, «плевком в лицо французскому народу» — а сэру Ридли хоть бы хны. Когда его спросили про акул, он гордо ответил: «Эти люди Колизей построили, наверное, не дураки были? Конечно, они могли и акул туда доставить!» Убийственная логика. Конечно, а могли и Starbucks придумать.
Кстати, акулы хотя бы похожи сами на себя. А бабуины, с которыми в одной сцене сражаются будущие гладиаторы, в принципе в природе не встречаются. У них тела, знаете ли, такие — что-то среднее между пантерой и догом, а цветом они совсем как Чужие. Ну да, чудовищно злые, агрессивные, зубастые, как положено — но слишком крупные и без волос. И как же комментирует этот феномен режиссер? «Один идиот мне сказал: «Я таких бабуинов никогда не видел», а я ответил: «А просто у них алопеция. Алопеция — это когда ты теряешь на *** все свои волосы. Я видел такого на парковке в Африке!»
Это его фантазия, он художник, он так видит — и сцена с бабуинами, хоть и ошеломит зоологов, одна из лучших в фильме. А правдоподобие пусть идет по тому же адресу, что и обезьяньи волосы. Какие вообще могут быть претензии к фильму, где некоторые надписи на камнях в Древнем Риме выбиты на английском?
На самом деле «Гладиатор II» — в первую очередь ослепительное зрелище. Уже в первых кадрах, когда корабли генерала Акация Акациевича штурмуют нумидийские бастионы, ты догадываешься, что в реальности все было не так красиво — но в кадре это невероятно пышная, грандиозная битва, на фоне которой весь первый «Гладиатор» выглядит ужасной дешевкой. Компьютерные спецэффекты за 25 лет стали гораздо доступнее и лучше, теперь Ридли Скотт не отказывает себе ни в чем.
У него на 87-м году жизни еще и как-то изменилось зрение: в 2000-м ему нравились холодные, сдержаннные тона, все такое серое, сизое и пасмурное, а сейчас в кадре — роскошные краски и очень, очень много солнечного света. В котором невероятно здорово смотрится Древний Рим со всеми его многочисленными кафе. И когда на арену Колизея выходит носорог, управляемый опытным всадником (!!!) и несется на Луция, невозможно не открыть рот.
Когда носороги уходят и в дело вступают разговаривающие люди, все становится гораздо хуже. Возможно, Ридли Скотт рассматривал «Гладиатора II» как нечто, подобное опере, но оперу без музыки вынести нелегко. Реальная римская история, кровавая, жестокая, мрачная и невероятно богатая на интриги, превращена в дешевую мелодраму с малоубедительной попыткой госпереворота, выяснениями отношений между мамой, сыном и как бы отчимом, страданиями героя по умершей жене (за которыми неинтересно следить ни тебе, ни режиссеру — все уже с лихвой отработано в первом фильме). Но все же там есть очень хорошие сцены, и в большинстве из них фигурирует вышеупомянутый Макрин — торговец оружием и хозяин гладиаторов, странный интриган с большими и темными амбициями. Дензел Вашингтон играет его с такой неожиданной прытью, что большинство аналитиков сейчас уверены: именно он получит «Оскара» как лучший актер второго плана. Но и Макрин разойдется в полную силу только ближе к финалу фильма, лихому и уже безоглядно бредовому.
«Гладиатор II» — прямой наследник киновампук о Древнем Риме вроде «Клеопатры» (только совсем без романтической линии — чисто в плане роскоши, страстей и наплевательского отношения к истории). Но носороги бегают, бабуины скалятся, храмы, термы и цирки высвечены римским солнцем, кровь льется, песок мокнет. Безусловно, было бы дико обидно такое пропускать. Римляне бы за такое зрелище убили.