Рецензия на фильм «Анора» (2024) Шона Бэйкера: чем интересна картина-лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви»

Рецензия на фильм «Анора» (2024) Шона Бэйкера: чем интересна картина-лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви» Кадр из фильма «Анора» (2024)

17 октября в российский прокат выйдет фильм «Анора», оказавшийся одним из главных сюрпризов 2024 года: история американской эскортницы русско-узбекского происхождения, которая неожиданно стала невесткой олигарха. О ленте рассказывает кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.

Трейлер фильма «Анора» (2024)

Сюжет

Анора Михеева — секс-работница из Нью-Йорка. Исполнительница лэп-дэнса в ночных клубах (это когда девушки елозят у клиентов на коленях — издали похоже на секс, только в одежде). Как бы не проститутка, но от выгодного предложения не откажется. Ей 23 года, она внучка эмигрантки из СССР (отсюда русская фамилия и тюркское имя, популярное в Средней Азии; в первоначальном варианте фильма Анора была немного узбечкой, потом упоминание об этом вырезали сами авторы). Она говорит по-русски (с трудом, но, в общем, правильно) и все понимает. Поэтому, когда в клуб заявляется русский клиент, 21-летний Ваня Захаров, Анору направляют к нему. Вскоре девушка оказывается в его постели, — а постель располагается в неприлично огромном особняке: Ваня — сын русского олигарха. У него масса друзей (привлеченных, понятно, деньгами и цистернами роскошной выпивки, которую он может себе позволить), он в Америке один (за ним приглядывают какие-то армяне, но приглядывают очень плохо), он отрывается.

Кадр из фильма «Анора» (2024)

Сначала Анора просто наносит ему платный визит, оказывая очевидные услуги, потом становится гостьей на новогодней вечеринке (опять же, за гонорар), потом Ване хочется продления и он платит ей двадцать тысяч долларов за неделю эскорта. И везет ее в Лас-Вегас. А там в специальной «Маленькой белой часовне» можно пожениться за пять минут, такие в Неваде законы. И Ваня, осененный мыслью о том, что можно за пять минут получить американское гражданство, женится на Аноре и надевает ей на палец колечко с бриллиантом в три карата. Город засыпает, а армяне просыпаются и с жуткими причитаниями «Ваня женился на проститутке!» несутся в особняк решать этот вопрос: надо же аннулировать брак, пока в Америку не приехали разъяренные родители юноши.

«Анора» на Каннском фестивале

«Анора» Шона Бэйкера вошла в программу Каннского кинофестиваля, и, хотя никто на нее особо не ставил, получила Золотую пальмовую ветвь (Бейкеру страшно повезло: председателем жюри была Грета Гервиг, тоже американский независимый режиссер, родом примерно из той же песочницы). Некоторые критики фыркали: мол, «Анора» плохо вписывается в ряд прошлых победителей, типа «Леопарда», «Фотоувеличения» или «Летят журавли». Ну да, это не Антониони, и выбор с виду непритязательной, стопроцентно «зрительской» трагикомедии с первого взгляда кажется странным. Но жюри на этот раз голосовало сердцем, не думая о том, насколько громко их решение булькнет в вечности. «Анора» поставлена и сыграна с изумительной легкостью, и она бесценна — во всяком случае, не менее ценна, чем тяжесть более «солидных» картин, с кряхтением поднимающих серьезные вопросы.

Кадр из фильма «Анора» (2024)

Гервиг сравнивала «Анору» с фильмами знаменитого комедиографа Эрнста Любича; видела бы она картины Георгия Данелия, сравнивала бы, наверное, и с ними. То, что пересказано выше — только завязка «Аноры», первые полчаса из 139 минут. А всю вторую половину фильма армяне, примкнувший к ним русский гопник Игорь и Анора будут носиться на автомобиле по промозглому январскому Нью-Йорку, пытаясь найти Ваню (который, конечно, при первых намеках на неприятности сбежал куда подальше, бросив молодую жену на произвол судьбы). И это уже не так весело, как начало с безудержным сексом, Лас-Вегасом и сбывшейся мечтой Золушки. Но глаз от экрана оторвать все равно нельзя.

Кадр из фильма «Анора» (2024)

Российские актеры и их образы

Шон Бэйкер, разумеется, законченный гуманист; он правда любит своих персонажей. И Анору (Майки Мэдисон), и инфантильного, безответственного и глупого Ваню (Марк Эйдельштейн), и его родителей (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков), и Игоря (Юра Борисов): все они несчастны (или окажутся несчастны) по-своему, и каждого в какой-то момент захочется обнять. Бэйкер и не думает рисовать граждан бывшего СССР медведями, как принято в голливудских фильмах: ну да, Ваня — придурок, а его мать очень злая, но таких придурков полно в любом этносе, и любая мать, мягко выражаясь, обалдела бы, узнав, что ребенок повел под венец эскортницу. Ну, а Игорь и вовсе окажется лучшим человеком в Нью-Йорке (Борисов уже во второй раз за календарный год, после «Кентавра», спасает на экране девушку легкого поведения, оборачиваясь для нее чем-то вроде мужчины мечты).

Кадр из фильма «Анора» (2024)

P.S. «Анора» выходит в прокат в двух версиях: дублированной и с субтитрами. В оригинале звучит очень много звонкого русского мата, но в русском прокатном варианте он либо ликвидирован полностью, либо запикан. А единственное грубое слово, появляющееся в субтитрах — «чичиряка» (так переводят выражение faggot-ass bitch). Звучит совсем мультяшно и по-детски, но на всякий случай стоит предупредить: никогда, ни в коем случае не употребляйте при детях это слово!

Расскажите об этом друзьям!