17 октября в российский прокат выйдет фильм «Анора», оказавшийся одним из главных сюрпризов 2024 года: история американской эскортницы русско-узбекского происхождения, которая неожиданно стала невесткой олигарха. О ленте рассказывает кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.
Анора Михеева — секс-работница из Нью-Йорка. Исполнительница лэп-дэнса в ночных клубах (это когда девушки елозят у клиентов на коленях — издали похоже на секс, только в одежде). Как бы не проститутка, но от выгодного предложения не откажется. Ей 23 года, она внучка эмигрантки из СССР (отсюда русская фамилия и тюркское имя, популярное в Средней Азии; в первоначальном варианте фильма Анора была немного узбечкой, потом упоминание об этом вырезали сами авторы). Она говорит по-русски (с трудом, но, в общем, правильно) и все понимает. Поэтому, когда в клуб заявляется русский клиент, 21-летний Ваня Захаров, Анору направляют к нему. Вскоре девушка оказывается в его постели, — а постель располагается в неприлично огромном особняке: Ваня — сын русского олигарха. У него масса друзей (привлеченных, понятно, деньгами и цистернами роскошной выпивки, которую он может себе позволить), он в Америке один (за ним приглядывают какие-то армяне, но приглядывают очень плохо), он отрывается.
Сначала Анора просто наносит ему платный визит, оказывая очевидные услуги, потом становится гостьей на новогодней вечеринке (опять же, за гонорар), потом Ване хочется продления и он платит ей двадцать тысяч долларов за неделю эскорта. И везет ее в Лас-Вегас. А там в специальной «Маленькой белой часовне» можно пожениться за пять минут, такие в Неваде законы. И Ваня, осененный мыслью о том, что можно за пять минут получить американское гражданство, женится на Аноре и надевает ей на палец колечко с бриллиантом в три карата. Город засыпает, а армяне просыпаются и с жуткими причитаниями «Ваня женился на проститутке!» несутся в особняк решать этот вопрос: надо же аннулировать брак, пока в Америку не приехали разъяренные родители юноши.
«Анора» Шона Бэйкера вошла в программу Каннского кинофестиваля, и, хотя никто на нее особо не ставил, получила Золотую пальмовую ветвь (Бейкеру страшно повезло: председателем жюри была Грета Гервиг, тоже американский независимый режиссер, родом примерно из той же песочницы). Некоторые критики фыркали: мол, «Анора» плохо вписывается в ряд прошлых победителей, типа «Леопарда», «Фотоувеличения» или «Летят журавли». Ну да, это не Антониони, и выбор с виду непритязательной, стопроцентно «зрительской» трагикомедии с первого взгляда кажется странным. Но жюри на этот раз голосовало сердцем, не думая о том, насколько громко их решение булькнет в вечности. «Анора» поставлена и сыграна с изумительной легкостью, и она бесценна — во всяком случае, не менее ценна, чем тяжесть более «солидных» картин, с кряхтением поднимающих серьезные вопросы.
Гервиг сравнивала «Анору» с фильмами знаменитого комедиографа Эрнста Любича; видела бы она картины Георгия Данелия, сравнивала бы, наверное, и с ними. То, что пересказано выше — только завязка «Аноры», первые полчаса из 139 минут. А всю вторую половину фильма армяне, примкнувший к ним русский гопник Игорь и Анора будут носиться на автомобиле по промозглому январскому Нью-Йорку, пытаясь найти Ваню (который, конечно, при первых намеках на неприятности сбежал куда подальше, бросив молодую жену на произвол судьбы). И это уже не так весело, как начало с безудержным сексом, Лас-Вегасом и сбывшейся мечтой Золушки. Но глаз от экрана оторвать все равно нельзя.
Шон Бэйкер, разумеется, законченный гуманист; он правда любит своих персонажей. И Анору (Майки Мэдисон), и инфантильного, безответственного и глупого Ваню (Марк Эйдельштейн), и его родителей (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков), и Игоря (Юра Борисов): все они несчастны (или окажутся несчастны) по-своему, и каждого в какой-то момент захочется обнять. Бэйкер и не думает рисовать граждан бывшего СССР медведями, как принято в голливудских фильмах: ну да, Ваня — придурок, а его мать очень злая, но таких придурков полно в любом этносе, и любая мать, мягко выражаясь, обалдела бы, узнав, что ребенок повел под венец эскортницу. Ну, а Игорь и вовсе окажется лучшим человеком в Нью-Йорке (Борисов уже во второй раз за календарный год, после «Кентавра», спасает на экране девушку легкого поведения, оборачиваясь для нее чем-то вроде мужчины мечты).
P.S. «Анора» выходит в прокат в двух версиях: дублированной и с субтитрами. В оригинале звучит очень много звонкого русского мата, но в русском прокатном варианте он либо ликвидирован полностью, либо запикан. А единственное грубое слово, появляющееся в субтитрах — «чичиряка» (так переводят выражение faggot-ass bitch). Звучит совсем мультяшно и по-детски, но на всякий случай стоит предупредить: никогда, ни в коем случае не употребляйте при детях это слово!