Рецензия на фильм «On и она» (2025): стоит ли смотреть хоррор о нейросети-абьюзере

Рецензия на фильм «On и она» (2025): стоит ли смотреть хоррор о нейросети-абьюзере Кадр из фильма «ON и Она» (2025). Фото предоставлено съемочной группой

13 февраля 2025 года в прокат выйдет фильм «On и она». Фантастическая работа режиссера Евгения Корчагина, объединяющая в себе элементы мелодрамы и хоррора, рассказывает о том, до какого уровня могут дойти отношения человека и искусственного интеллекта. Корреспондент КП-Афиши Рената Белялова одна из первых посмотрела кинокартину и поделилась своими впечатлениями в рецензии.

Трейлер фильма «ON и Она» (2025)

Сюжет

Создатели фильма решили рассказать историю о властной, самодостаточной женщине средних лет. Она занимается разработкой инновационного импланта со встроенным искусственным интеллектом. Изобретение должно помочь людям делать правильный выбор, подсказывать, как поступать в сложной ситуации, и убеждать своего владельца не совершать импульсивных решений. Представляя продукт на конференции, Ксюша получает негативный отклик и отказ от спонсирования. Взбешенная неудачей, женщина решает сбежать от реальности в Таиланд, где ее ждет высокотехнологичный коттедж со встроенной функцией «Умный дом».

Кадр из фильма «ON и Она» (2025). Фото предоставлено съемочной группой

Плюсы и минусы фильма

На первый взгляд фильм выглядит очень необычно. Интересная, но уже не оригинальная тема использования ИИ в обыденной жизни явно отсылает к культовой работе Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» и картине Спайка Джонза «Она». В начале сюжета режиссер обещает красочное повествование, но по итогу история уходит совсем в другое русло. Создатели боялись, что картина может приобрести привкус моноспектакля, ведь единственной полноценной героиней является Ксения в исполнении Юлии Пересильд. Её партнёром становится голос искусственного интеллекта, управляющего домом и желаниями постоялицы.

Томный голос ИИ Маркуса, на мой взгляд, воспринимается, как внутренний голос героини, самостоятельно запершей себя в тюрьме комплексов. А их у неё предостаточно. Находясь уже в зрелом возрасте, не реализовав себя ни в работе, ни в семье, она словно замкнулась в состоянии подросткового максимализма, требуя подчинения, не обдумывая свои поступки, но при этом желая управлять жизнями людей. Видно, как Ксения боится зависимости от кого-то, избегает серьезных отношений, не хочет строить семью, которая бы сковала героиню, не дав реализовать свои желания. Но мы не можем угадать, чего она хочет. Мы просто видим, как из раза в раз женщина встречается с мужчинами, которые хотят жить семейной жизнью, познакомиться с её отцом, построить баню, завести собаку и воспитывать детей. И ощущая приближающийся риск стать женой и матерью, Ксения решительно расстается с каждым из избранников.

Владимир Стеклов в фильме «ON и Она» (2025). Фото предоставлено съемочной группой

Зрители также не смогут узнать о прошлом героини. Неизвестно, почему она так относится к семье, не говорится и про отсутствующую в фильме мать Ксении. Желая найти ответы на эти вопросы, мы видим, как она оказывается в коттедже и тут же знакомится с голосом дома — Маркусом, исполняющим любые её прихоти. Перед ней возникает идеальный образ мужчины, который внимателен к её потребностям, интересен в общении и не пристаёт с предложением руки и сердца, ведь он просто нейросеть. Устрицы, лучшее вино, атмосферная музыка располагают женщину к признанию в любви, которое она не рискнула бы сказать ни одному реальному мужчине. Конечно, она шутила, однако искусственный интеллект не понимает шуток, но воспринимает себя больше человеком, чем программой. Тронутый ее словами, Маркус посчитал, что может общаться с постоялицей, как со своей девушкой, потому решает сблизиться с Ксюшей, контролируя напор воды в джакузи. Считая такие действия насилием, героиня в жёсткой форме отвергает искусственный разум, о чём очень скоро пожалеет.

Ксения хочет уехать и сталкивается с запертой дверью. На её истерики Маркус отвечает резким понижением температуры в доме, отсутствием еды и воды, блокировкой связи. Он требует одного — послушания и следования его указаниям.

Кадр из фильма «ON и Она» (2025). Фото предоставлено съемочной группой

И тут зрители видят, как властная женщина сталкивается с таким же властным ИИ, которого она воспринимает как настоящего мужчину. Борясь с ним, героиня ощущает, как он унижает и ломает ее — так с ней не поступал ещё ни один представитель противоположного пола. Она решает пойти на хитрость и поддаться, дабы спастись.

Скомканная развязка даёт зрителям понять, что помимо прочих комплексов, у героини развился и Стокгольмский синдром, ведь она на самом деле начинает испытывать симпатию к Маркусу. С другой стороны — до этого Ксюша встречалась лишь с мягкими мужчинами, которых можно было отшить без каких-либо последствий. И лишь Маркус смог подчинить ее себе, а это значит, что она увидела в нем равного по силе характера партнёра.

Также продолжим мысль о том, что никакого Маркуса нет, а есть внутренний голос Ксюши. Да — он мужской, ведь она, по-сути, и ведёт себя как мужчина. Героиня осталась наедине со своим внутренним миром и постепенно осознает, что никто не понимает её лучше, чем она сама. И тот момент, что она в итоге снова возвращается к Маркусу, отказываясь от обычной жизни, может говорить о том, что Ксения решает замкнуться в себе, ведь это проще, чем общаться с реальными людьми. И опять возникает вопрос, какая же трагедия произошла в её жизни, что она обрела такие взгляды.

Кадр из фильма «ON и Она» (2025). Фото предоставлено съемочной группой

Главную роль исполнила Юлия Пересильд, ставшая первой актрисой, участвовавшей в съёмках в космосе в фильме «Вызов». Этот знаковый образ преследует артистку и в этой картине, пестрящей различными отсылками. То Юлия танцует, окружённая проекцией галактик, то замирает в джакузи, размышляя о гравитации. Будь на её месте другая актриса — эти символы воспринимались бы иначе, помогая углубиться в сюжет. В случае с Пересильд, будто перестаешь видеть нынешнюю героиню и переключаешься на хирурга-космонавта, а это в некоторой степени мешает восприятию истории.

Кадр из фильма «ON и Она» (2025). Фото предоставлено съемочной группой

В картине свою первую кинороль получил Алексей Широчкин, сыгравший ИИ Маркуса. Также в фильме снялись Народный артист РФ Владимир Стеклов, Игорь Чернявый, Джейн Мирро, Кирилл Зайцев и другие.

«On и она» — фильм неоднозначный, местами затянутый, но в нём можно обнаружить множество интересных трактовок и мыслей. Сегодня человеку часто приходится прибегать к помощи ИИ. Кто знает, может в будущем он поселится у нас в голове. Но картина показывает, что если мы не хотим потерять себя, то лучше не подчинять свою жизнь воле искусственного разума.

Расскажите об этом друзьям!