23 мая 2024 года в прокат выходит фильм «Майор Гром: Игра». Создатели «Майора Грома» безумно гордятся своим детищем. На премьере третьего фильма франшизы они много говорили, каким счастьем и восторгом было работать над этой картиной и благодарили не только фанатов киносериала, но и критиков и хейтеров: будто бы некоторые из них, облив первые фильмы ядом, в конце концов сдались и признали за авторами «право на самость». Кинообозреватель «КП» Денис Корсаков тоже охотно признает за ними это право, — хотя фильм, с его точки зрения, вышел чересчур громыхающим (простите каламбур), во всех смыслах избыточным и утомительно длинным. Читайте рецензию на фильм «Майор Гром: Игра».
Приступая к просмотру «Игры», желательно, конечно, назубок знать содержание первого фильма о Майоре Громе — «Чумного доктора»: это прямое его продолжение. Там майор Игорь Гром, живая легенда альтернативного фантастического Санкт-Петербурга, сражался с Чумным доктором — народным мстителем, сжигавшим заживо из огнемета обнаглевших мажоров и богачей-коррупционеров. В итоге выяснялось, что Чумной доктор — это создатель популярнейшей соцсети Vmeste Сергей Разумовский (откровенный, конечно, намек на Павла Дурова). Более того, он страдает раздвоением личности.
Навороченный «Чумной доктор» (его сценарий писали семь человек, и каждого явно распирало от желания добавить что-то свое) был переполнен взрывами и открыточными видами Санкт-Петербурга. В каждой сцене авторы пытались любой ценой потрясти зрителя, атакуя его зрение, слух и разум. Продолжение вышло более длинным (150 минут), сюжетно еще более запутанным и в два раза более разухабистым.
В нем Игорь сначала в одиночку справляется с бунтом в «Центральной тюрьме» Петербурга, укладывая целую толпу лютых зеков, а потом сталкивается с проблемой посерьезнее. Во-первых, замминистра МВД решает заменить всех полицейских в городе супердронами, созданными иностранной корпорацией Holt. Во-вторых, какой-то чокнутый тип вступает с Громом в «Игру», требуя, чтобы он срочно ушел из полиции. Пока он этого не сделает, маньяк будет взрывать исторические сооружения в Петербурге, давая Игорю совсем чуть-чуть времени на то, чтобы попытаться эти взрывы предотвратить. Для начала он сообщает, что бомба заложена на Дворцовой площади, и заложена в месте, название которого состоит из семи букв. Игорь мечется по площади как сумасшедший, никак не догадываясь, что слово из семи букв — это, конечно, «колонна». Последующие подрыв и падение Александрийского столпа — самая эффектная сцена в фильме, и, надо признать, технически она выполнена на фантастическом уровне. Еще маньяк сообщает, что впоследствии будет убивать всех людей, которых Игорь любит.
И это только где-то первые полчаса, то есть пятая часть фильма, набитого трюками и сюжетными поворотами до отказа. Там будут летать дроны, там вновь появится Разумовский, страдающий в психиатрической клинике под присмотром малоприятного доктора Вениамина Рубинштейна (Константин Хабенский, похожий здесь на Троцкого едва ли не больше, чем в сериале «Троцкий» — лучшая в фильме актерская работа), там будут новые загадки от злодея (в одной сцене, чтобы понять, где произойдет следующий взрыв, Грому надо открыть шкатулку с запиской, а для этого прикрепленный к ней алкотестер должен показать определенную степень опьянения, и чтобы как следует дыхнуть, майору приходится второпях, залпом выпить чуть ли не пару литров крепкого спиртного). Да чего там только не будет: от машинки с бомбой, поющей песню «Большой секрет для маленькой компании» до приспособления, мгновенно вводящего людей в состояние крепкого гипноза, от негодяя с искусственным позвоночником, сияющим синим светом, до новых, еще более открыточных видов СПб и окрестностей: так, психиатрическая клиника почему-то располагается в одном из фортов Кронштадта.
Говорить ни о каком правдоподобии, даже о самом минимальном соблюдении приличий в этом смысле, не получится, — но авторы с самого начала на правдоподобие принципиально плюют. Их цель — оглушить юного зрителя и два с половиной часа тащить его по американским горкам. «Юного» — потому что взрослый человек вряд ли всерьез на это поведется. Красавцам Тихону Жизневскому и Любови Аксеновой (в роли возлюбленной Грома, журналистки и видеоблогерши с волосами выдающегося красного цвета) здесь по-прежнему решительно нечего играть: их персонажи вообще не прописаны, и роли приходится тащить на голом обаянии. Невозможно понять, почему подрыв Александровской колонны производит настолько скромное впечатление на жителей Петербурга, и почему всем журналистам запрещают называть это терактом (даже вместо «взрыв» их заставляют говорить «хлопок»). От злодеев в фильме рябит в глазах, но ни один из них не является по-настоящему харизматичным (в отличие, скажем, от любого злодея из бэтменовской трилогии Кристофера Нолана). Вся линия с заменой живых полицейских безрукими и безгласными дронами — даже не то что неправдоподобная, а откровенно идиотская… Ну и так далее. Можно очень на многое пенять «Майору Грому», но свою благодарную аудиторию он, безусловно, найдет. И никто не упрекнет авторов в отсутствии «самости»: это дичь, но, по крайней мере, оригинальная. Русский блокбастер, если не бессмысленный (азарт, с которым создатели лепили свое произведение, бросается в глаза, и этот фильм принесет им солидные сборы), то точно беспощадный.