Осенью 2024 года в российский пиратский прокат вышел фильм «Веном-3: последний танец» — финальная глава в истории отношений сан-францисского журналиста Эдди Брока и его лучшего друга, похожего на мазут инопланетянина. О фильме в своей рецензии рассказывает кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.
Жизнь Эдди Брока, журналиста из Сан-Франциско, переменилась, когда в его тело залез Веном — инопланетянин, по форме напоминающий жвачку, сделанную из нефти. Он симбиот, то есть лучше всего себя чувствует в симбиозе с каким-нибудь другим живым существом. Он невоспитанный (больше всего любит есть человеческие головы), но в целом добродушный, и Эдди удается усмирить непрошеного сожителя — договориться, что головы они будут откусывать только нехорошим людям. О карьере публициста и смелых расследованиях герою пришлось забыть; не до того; все время нужно было вступать в схватки с какими-то другими монстрами, пришедшими из того же мира. В «Веноме» (2018) враг был просто большой, в «Веноме-2» (2021) — еще и красный.
В «Веноме-3» врагов много. Еще в прологе зрителю объясняют, что симбиоты были придуманы мегазлодеем по имени Налл (Knull), который «старше самой Вселенной». Но симбиоты отшатнулись от своего создателя, «предали» его (как он сам утверждает) — в итоге он теперь кукует в заключении, в каком-то далеком, мрачном и склизком мире. При этом разрабатывает ксенофагов — чудовищных гигантских рептилий, — и отправляет их в другие миры, в том числе на Землю. Им надо найти «кодекс», который позволит Наллу освободиться и уничтожить все живое. «Кодекс» — это не книга, а загадочная светящаяся хрень, которая получается при удачном объединении симбиота с человеком. Короче говоря, она находится у Эдди Брока/Венома где-то в районе шеи, — и именно за ними теперь и охотится ксенофаг, попавший на Землю. Можно уничтожить кодекс, чтобы он не попал Наллу в когти, но для этого кто-то — либо Эдди, либо Веном — должен умереть.
Удивительно, но слово «последний» появляется в названии не ради пущего драматизма: это и впрямь финал трилогии, последний фильм о приключениях Эдди Брока и его жидкого друга. До премьеры казалось странным, что продюсеры готовы зарезать курицу, несущую золотые яйца — но после выхода фильма в прокат оказалось, что золото потускнело: сборы у «Венома-3» довольно скромные. Не такие катастрофические, как у второго «Джокера», но гордиться нечем, и продолжать эту сагу незачем. История исчерпала себя и перестала возбуждать зрителей.
Напоследок режиссер Келли Марсель (это ее дебют, раньше она была соавтором сценариев, и не только к «Веномам», но и, например, к «50 оттенкам серого») пытается добавить в сюжет «человечинки». История Эдди и Венома становится совсем уж buddy movie, историей о тесной дружбе двух с первого взгляда совсем не подходящих друг другу существ, чуть ли не наподобие «Смертельного оружия». Журналист и симбиот вместе проводят каникулы в Мексике, потом пытаются улететь в Нью-Йорк, но вместо этого оказываются в невадской пустыне и долго по ней бредут, вяло и почти ласково собачась, словно супруги, знающие друг друга три десятка лет.
А по соседству находится знаменитая «Зона 51», где якобы скрывают останки космического корабля и инопланетян, наносивших на Землю визит в 1947 году. На самом деле под «Зоной 51», которая давно стала просто магнитом для туристов и вот-вот будет снесена, располагается по-настоящему секретная «Зона 55», где правительство в строжайшей тайне экспериментирует с другими симбиотами. Конечно, Веном и Эдди в конце концов туда попадут, потому что правительство охотится за Веномом, мечтая его поймать и сдать на опыты. Но до этого будет долгий комический эпизод в Лас-Вегасе, где Венома охватит игромания, и Эдди тщетно будет пытаться оторваться от «однорукого бандита». А еще будет невыносимо долгая и совсем уж ненужная линия с какой-то семьей, которая путешествует на автомобиле по Неваде, распевая хором песню Боуи Space Oddity (Веном, напросившийся в машину попутчиком, будет подпевать, а Эдди будет успокаивать маленького мальчика, боящегося пришельцев, втирая ему, что их не существует).
В «Веноме» вообще очень много шуток, даже больше, чем в предыдущих фильмах, но, как заметил один критик, работают две или три из нескольких десятков. Между событиями первого и третьего «Веномов» прошел год, между фильмами прошло шесть лет, а Том Харди, кажется, постарел лет на 15 — очень сильно обрюзг (впрочем, авторы легко отобьются от такой претензии, заявив, что это цена, которую приходится платить герою за жизнь с симбиотом внутри). Харди и внутренне как-то отяжелел, шутит теперь совсем без энтузиазма, и странно выглядят его заявления о том, что он в теории готов сыграть Эдди Брока снова — ощущение, что роль, исполненная в основном ради гонорара, надоела ему до чертиков.
С другой стороны, кто реально ждал, что «Веном-3» окажется шедевром? Даже как-то неловко указывать Келли Марсель на очевидные глупости (ксенофаги бегают с немыслимой скоростью, запросто могут прыгнуть на 10 000 метров и вцепиться в летящий самолет, но при этом в другой сцене не в состоянии догнать мотоциклиста). «Веном» в том виде, в каком его запустила в 2018 году студия Sony, и был глупой фантастической комедией для шестиклассников, менять что-то в этой концепции студия не собиралась до упора. Сейчас «упор» наступил просто потому, что ни продюсеры, ни сценаристы не могут придумать, что делать с персонажами дальше.
В одной из немногих «работающих» сцен фильма Веном завладевает лошадью — она превращается в огромного черного жеребца, мчащегося на адской скорости. На финальных титрах нам показывают, во что еще в теории мог бы перевоплотиться Веном: в пингвина, в морского леопарда, в слона… Нет, правда, пора было завершать это танго, а то в четвертом фильме и правда превратили бы Венома в пингвина. Хорошо, что он до такого не дожил.