Обозреватель «КП»Денис КОРСАКОВ посмотрел все конкурсные картины на крупнейшем российском кинофестивале и составил свой личный рейтинг лучших и худших фильмов «Кинотавра 2020». От кошмара, который смотреть точно не стоит, — к достойным фильмам, которые вполне могут вам понравиться.
13. «Хандра»
Режиссер: Алексей Камынин
В ролях: Михаил Тройник, Данила Якушев, Кирилл Ковбас, Екатерин Агеева, Аня Чиповская, Равшана Куркова,Тимофей Трибунцев, Иван Янковский, Валерий Гаркалин
Комедия про нескольких приятелей, вместе снимающих квартиру в Москве. Один — начинающий режиссер, мечтающий о славе Тарковского, второй страдает,потому что его бьет девушка,к третьему приезжает бывшая подружка из Красноярска с сообщением, что забеременела во время прощального секса, и так далее. Это как бы веселое, как бы «поколенческое» кино про современную молодежь не идет ни в какое сравнение не только с великим «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия или блистательным «Шапитошоу» Сергея Лобана, даже с фильмами вроде «Тряпичного союза» Михаила Местецкого (последний, сам по себе очень неровный, на фоне «Хандры» кажется сокровищем). Если с чем-то неуклюжая, вымученная картина и идет в сравнение,то скорее с передачами типа «Кривого зеркала» или киножурналом «Ералаш» в его худшие годы.
12. «Город уснул»
Режиссер: Мария Игнатенко
В ролях: Вадик Королев, Людмила Дуплякина
Матрос Виктор обвиняется в убийстве судового механика. Предыстория и обстоятельства этого убийства и излагаются в бескомпромиссно «авторском», как бы «поэтическом», претенциозном и практически невыносимом дебюте Марии Игнатенко. Образ уснувшего, мокрого, гнилого северного города, по которому бродит потерявший жену герой, действует на зрителя примерно как нервно-паралитическое вещество вроде «Новичка»; это как раз то кино, после которого люди начинают всей душой ненавидеть артхаус, причем весь сразу.
11. «Вмешательство»
Режиссер: Ксения Зуева
В ролях: Аня Чиповская, Павел Попов, Андрис Кейшс, Ксения Раппопорт, Иван И. Твердовский, Дарья Екамасова
История девушки Маши, страдающей: а) от порока митрального клапана (она постоянно задыхается и кашляет), б) от тяжелой обстановки, в которой она живет (жесткий бойфренд обращается с ней грубо, отец пьет, мать — единственный человек, который о ней заботился — умерла, чем заниматься в жизни — непонятно). Хватанув в ночном клубе кокаину, Маша попадает в кардиореанимацию, и там ее спасает немолодой хирург. Девушка буквально влюбляется в человека, который «держал в руках ее сердце», и влюбленность эта обернется для нее новыми бедами. Вторая полнометражная режиссерская работа Ксении Зуевой. Хорошая актриса относится к своему фильму очень серьезно, и даже не замечает, что на самом-то деле рассказывает предельно банальную историю о любовном треугольнике. Рассказывает долго, обстоятельно, занудно, не добавляя к простейшему изжеванному сюжету почти ничего оригинального.
10. «Кто-нибудь видел мою девчонку?»
Режиссер: Ангелина Никонова
В ролях: Аня Чиповская, Александр Горчилин, Виктория Исакова, Юра Борисов, Мария Шалаева, Юрий Чурсин, Иван Добронравов, Василий Буткевич, Дарья Урсуляк
Самый скандальный фильм «Кинотавра», воспринятый большинством кинокритиков с яростью. В основе — книга журналистки Карины Добротворской, где она рассказывает о браке с питерским киноведом Сергеем Добротворским, одним из самых умных, проницательных и талантливых в своем поколении. Отношения закончились печально: Карина ушла к другому, Сергей вскоре погиб от передозировки героина. Причем некоторые увидели в его смерти самоубийство. И уж понятно, кого во всем обвинили. Ангелина Никонова сделала из этой истории совсем простую мелодраму про то, как красивая девочка влюбилась в богемного мальчика со склонностью к наркомании, а потом потеряла его и мысленно плакала 17 лет, потому что он никак ее не отпускал. Несложно устроенный герой Александра Горчилина ничуть не похож на реального Добротворского — он куда больше напоминает горчилинского же персонажа из фильма Валерии Гай Германики «Да и да». Один из самых оскорбительных и нелепых моментов — что у Никоновой киноведы и критики выглядят этакими недорежиссерами, которые сами мечтают снимать фильмы, да таланту не хватает: все, что они могут — рассусоливать о чужом кино… И при всем том в зале Зимнего театра нашлось немало зрительниц, утиравших слезы после показа.
9. «Человек из Подольска» (приз за музыку группе OQJAV с формулировкой «За музыку свободы, которая звучит в голосах каждого из создателей этого фильма»)
Режиссер: Семен Серзин
В ролях: Вадик Королев, Виктория Исакова, Владимир Майзингер
Николая Фролова, парня лет тридцати из подмосковного Подольска, забирают в отделение полиции, где царит форменное безумие. Фролов спрашивает у старшего лейтенанта: «За что?» Тот отвечает: «Я буду задавать вопросы, вы будете на них отвечать. Так и выясним, за что мы вас задержали». Вопросы примерно такие: «Где вы родились? Адрес постоянной регистрации? Адрес фактического проживания? Численность населения Подольска? Когда Подольску был присвоен статус города? Ты же русский? Ты родился в России? Ты ходил в среднюю школу? Ты служил в армии? Ты учился в техникуме? Ты работал на заводе? Ты ездил в Бобруйск? В Бобруйск ездил?» Ах, ну да, извините, последние несколько вопросов — из «Дорожного происшествия» Сорокина. Но драматург Дмитрий Данилов как раз и подражает текстам Владимира Георгиевича, подражает неустанно и откровенно. Хотелось бы еще добавить «бессовестно» — но с совестью там как раз все в порядке, Данилов прямо упоминает в какой-то момент «Сердца четырех» (которые тоже его, несомненно, вдохновили). Вся пьеса «Человек из Подольска» — не более чем слабый раствор Сорокина. И постановка Семена Серзина, как и хорошие актеры, положения спасти не могут: для тех, кто помнит высокие образцы, весь этот жидковатый абсурд выглядит недостаточно ярко, недостаточно смешно, недостаточно страшно.
8. «Глубже!» (специальный диплом жюри)
Режиссер: Михаил Сегал
В ролях: Александр Паль, Любовь Аксенова, Олег Гаас, Сергей Бурунов, Семен Трескунов, Владимир Стеклов
Одна из неожиданных мыслей, приходящих в голову на этой комедии — что Александр Паль внешне чем-то смахивает на молодого Всеволода Мейерхольда, и запросто смог бы его сыграть. Здесь он, впрочем, тоже играет театрального режиссера. Роман Петрович необыкновенно серьезно подходит к своему творчеству, требуя от актеров глубины постижения образа и максимальной отдачи. Из театра его вскоре вышибают, но знакомый предлагает работу в кино. Роман Петрович кино не очень уважает (если это не фильмы про Холокост), но деваться ему некуда. Картина оказывается банальнейшей порнухой под названием «Балашихинский жеребец», но наш чудак и к ней подходит как к Чехову, заставляя «актеров» работать по системе Станиславского, сочинять своим персонажам биографии, вдумываться — «Почему эта девушка отличается от тысяч других, почему у меня чувство возникает именно к ней?». И вскоре весь мир уже завороженно смотрит «глубокое русское порно». К сожалению, главный порок «Глубже!» — как раз в поверхностности: Михаил Сегал может придумать массу шуток, вот только они не особенно задерживаются в памяти (еще один порок — что картина его при этом очень затянута). Конечно, он может утешать себя тем, что сочинский зал очень громко хохотал на этом фильме, а жюри выписало диплом с формулировкой «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям». Но наверняка многим занудам (вроде автора этих строк) покажется, что формулировка типа «Ты взвешен на весах и найден очень легким» подходит к случаю куда лучше.
7. «Маша» (приз за лучший дебют)
Режиссер: Анастасия Пальчикова
В ролях: Полина Гухман, Максим Суханов, Аня Чиповская
В прошлом году на «Кинотавре» победил фильм «Бык» о парне, связавшимся в 90-е годы с криминалом и до 2000-х не дожившим. Сейчас эстафету приняла «Маша», в центре которой — тринадцатилетняя девочка, племянница криминального главаря из провинциального южного города. Всю бандюки относятся к ней как к принцессе, опекают, как сестру, а она знай мечтает о карьере джазовой певицы и учит наизусть старые песни на английском языке. Много интересных находок (прежде всего — соединение несоединимых вещей вроде девичьего созревания и жестоких разборок, «Дыма сигарет с ментолом» и мелодий Ирвинга Берлина), много отдельных отличных сцен, хорошие актеры. Но в целом — немного расфокусированный, не производящий впечатление чего-то цельного (и по-настоящему выдающегося) фильм.
6. «Трое» (приз за операторскую работу)
Режиссер: Анна Меликян
В ролях: Константин Хабенский, Виктория Исакова, Юлия Пересильд
Анна Меликян после трагикомедий «Русалка», «Звезда», «Про любовь» и «Фея» сняла мелодраму с отчетливыми отсылками к «Осеннему марафону» и «Полетам во сне и наяву». Это фильм на трех актеров (в кадре видны только лица Хабенского, Исаковой и Пересильд, все остальные персонажи — на заднем плане), и нетрудно догадаться, что в его центре — любовный треугольник. Саша, ведущий интернет-шоу «Ночной полет» (похожего чем-то на «Вечернего Урганта», только абсолютно бездарного) в душе давно мечтает утопиться — и однажды, находясь в Питере, бросается-таки в Неву. Откуда его извлекает местная поэтесса, с которой Саша немедленно начинает ощущать родство душ и глубокую внутреннюю связь. При этом в Москве у него есть жена, самопровозглашенный эксперт по психологии отношений, автор популярных статей и книжек. И ей теперь придется рыдать подле собственного разбитого корыта, пока Саша продолжит метаться и думать — что дальше делать в жизни.
5. «Скажи ей»
Режиссер: Александр Молочников
В ролях: Кай Гетц, Светлана Ходченкова, Артем Быстров, Алексей Серебряков, Ирина Розанова
Трагикомедия про одиннадцатилетнего мальчишку, у которого разводятся мама и папа. Он их одинаково любит, и они его одинаково любят — поэтому готовы буквально разорвать: мама намерена перебраться с сыном в Америку, а папа хочет оставить его а Петербурге. Симпатичное, бодрое, живое кино с очень хорошими актерами (в частности, там очень талантливый и обаятельный мальчик Кай Гетц в главной роли) отчасти основано на биографии режиссера (у него тоже развелись в детстве родители, и он жил в США).
4. «Доктор Лиза»
Режиссер: Оксана Карас
В ролях: Чулпан Хаматова, Андрей Бурковский, Константин Хабенский, Алексей Агранович, Тимофей Трибунцев, Елена Коренева, Юлия Ауг, Татьяна Догилева
Наверное, самый «зрительский» фильм «Кинотавра». Чулпан Хаматова, хорошо знавшая покойную Елизавету Глинку, играет ее не святой (хотя в фильме есть искусно запрятанные параллели с жанром жития), а очень живой и жизнерадостной женщиной, которая свое призвание видит в том, чтобы облегчать чужую боль. Действие «Доктора Лизы» разворачивается в 2012 году, в день, когда Елизавета Петровна отмечает 30-летие свадьбы с мужем. Но у нее нет времени на торжества — слишком много более важных дел. В фонде «Справедливая помощь» она раздает одежду малоимущим и выписывает нуждающимся направления к врачам. На Павелецком вокзале должна накормить бомжей — ее фонд регулярно раздает им обеды. А еще Елизавете Петровне звонит отец маленькой девочки с онкологическим заболеванием: в аптеке нет морфина, а его дочке очень больно. И доктору Лизе приходится выкрасть наркотик из больницы, после чего на нее начинает охотиться циничный сотрудник ФСКН (Бурковский). Надо ли говорить, что к вечеру трудного дня весь его цинизм растает?
3. «Пугало» (призы за лучший фильм фестиваля, лучшей актрисе Валентине Романовой-Чыскыырай, приз Гильдии киноведов и кинокритиков)
Режиссер: Дмитрий Давыдов
В ролях: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров
Героиня фильма, снятого на якутском языке с непрофессиональными актерами за абсурдно маленькую сумму в полтора миллиона рублей — знахарка из глухой деревни. Подобно герою «Зеленой мили», она способна лечить людей прикосновениями — буквально забирает в себя их болезни. Может спасти человека с тяжелым огнестрельным ранением, может излечить бесплодие или заикание. Но это тяжелая работа: потом у нее начинаются страшные приступы рвоты, она пьет водку, как воду, впадает в какой-то истерический транс… И при этом соседи, обращающиеся к ней за помощью в экстремальных ситуациях, в остальное время боятся и презирают ее, считая ведьмой: ей бывает трудно даже купить в магазине хлеб. Это интересная работа с впечатляющей исполнительницей главной роли (которая вообще-то известная в Якутии певица). К тому же жюри под руководством Бориса Хлебникова явно решило поощрить региональную кинематографию. В провинции умеют на микроскопических бюджетах снимать хорошее кино, вот только до остальной страны оно почти не добирается — и даже «Кинотавр» включил якутский фильм в свою программу впервые в истории.
2. «Конференция» (приз за сценарий)
Режиссер: Иван И. Твердовский
В ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Александр Семчев, Ян Цапник, Анна Слю, Филипп Авдеев
«Конференция» рассказывает о теракте в театральном центре на Дубровке — но при этом название мюзикла «Норд-Ост» в фильме ни разу не упоминается, а собственно теракт не показывается, о нем только говорят. Действие разворачивается в 2019 году, через 17 лет после трагических событий, в ходе которых Наталья (Наталья Павленкова) сама выжила, а тринадцатилетнего сына потеряла. После этого она ушла в монастырь. Но специально приехала из провинции обратно в Москву, чтобы 26 октября устроить в зале на Дубровке вечер памяти. В стандартном договоре на аренду зала варианта «вечер памяти» нет, по документам мероприятие оформляют как конференцию. На нее собираются три десятка человек. Монахиня с микрофоном обходит их, словно журналистка, заставляя вспоминать, вспоминать, вспоминать события того вечера. Она одержима этой трагедией, не в силах замолить свою вину (а она ощущает себя виноватой), не в силах жить и не в силах умереть. Эту картину не назовешь шедевром; в ней есть странные вещи, начиная с первого кадра, в котором уборщица семь мучительных минут пылесосит проход между креслами (просто режиссер так видит, и щадить зрителя не намерен). И все же достоинства перевешивают. Среди них — отличные актерские работы: это касается не только исполнительниц главных ролей, Павленковой, Ольги Лапшиной и Ксении Зуевой, но и тех, кто играет бывших заложников, собравшихся в почти пустом зале. Например, Анны Слюсарёвой, предпочитающей сниматься под псевдонимом Анна Слю. Приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре» она получила два года назад, за предыдущий фильм Твердовского «Подбросы», но по-настоящему раскрылась в глазах многих лишь сейчас, превосходно выступив и в «Конференции», и в короткометражке «Сера», получившей главный приз конкурса «Кинотавр: короткий метр» (кстати, посмотреть ее можно здесь)
1. «Kitoboy» (призы за режиссуру и лучшему актеру Владимиру Онохову, диплом Гильдии киноведов и кинокритиков)
Режиссер: Филипп Юрьев
В ролях: Владимир Онохов, Кристина Асмус, Владимир Любимцев
В прошлом году на «Кинотавре» показали дебютную полнометражную режиссерскую работу Григория Добрыгина «Sheena 667» — про жителя провинциального русского города, всерьез влюбившегося в американку из эротического видеочата. Но тот фильм не выходил за рамки анекдота, не очень-то смешного и рассказанного без особого вдохновения. «Kitoboy» Филиппа Юрьева — кино ровно с тем же сюжетом, только действие разворачивается на Чукотке, и у героя, наивного юноши, запавшего на разнузданную американочку, США под боком — всего 86 километров морем через Берингов пролив. Энергии и обаяния в этой картине куда больше, чем в малокровной «Шине», пейзажи и профессия героя, охотящегося на китов, куда более экзотические, национального колорита — хоть отбавляй. Все это принесло Юрьеву главный приз в программе Venice Days на Венецианском кинофестивале. Вот и жюри «Кинотавра» не смогло отказать в паре призов этой славной картине.