Танцы в кино — это совершенно особенные сцены, над которыми работают большие команды, где у каждого своя роль. Существует множество танцевальных фильмов, которые приятно посмотреть вечерком с попкорном и в хорошей компании. Как правило, это лёгкие мелодрамы, где в основе сюжета лежит простенькая история любви со счастливым концом. А есть картины, которые заставляют задуматься о важных вещах и при этом танцы в них — кинематографические шедевры. Сегодня КП-Афиша и кинообозреватель Александра Горелая вспомнят именно такие фильмы и такие танцевальные сцены.
Фильм Лиз Фридлендер «Держи ритм» основан на реальных событиях и рассказывает историю профессионального танцора Пьера Дюлэйна, который разрушил стереотип, что бальные танцы созданы только для высшего общества.
По сюжету картины мистер Дюлэйн увидел тёмнокожего подростка, разбивающего на школьной парковке чужой автомобиль. Вместо того, чтобы вызвать полицию или наказать его каким-то иным способом, он пришёл к директору и сказал, что хочет учить детей бальным танцам. Никто не верил в то, что что-то получится, особенно трудные подростки, которые достались Дюлэйну.
Однако, получилось! Дети не только научились танцевать, но и раскрыли в себе новые стороны, в первую очередь, уважение друг к другу. А мы получили две потрясающие танцевальные сцены, поставленные хореографом Джоанн Янсен. Их видели даже те, кто сам фильм не смотрел.
Первый танец — это танго Антонио Бандераса и Кати Виршилас, сыгравшие роли Пьера Дюлэйна и Морган, его лучшей ученицы в бальной школе. Танец стал переломным моментом в фильме. Дюлэйн показал подросткам, что бальные танцы — это не скука смертная, а страсть и настоящая жизнь. Глаз невозможно отвести от пары Бандераса и Виршилас, которая не только актриса, но и победительница чемпионатов мира по латиноамериканским танцам.
Второе танго в фильме не менее яркое и запоминающееся, чем первое. Дюлэйн выставил подростков на конкурс, и они по-настоящему сумели удивить и судей, и зрителей. Любовный треугольник между Сашей, Рамосом и Данжу (Дженна Дуан, Данте Баско и Элайджа Келли) на паркете превратился в огненное возбуждающее трио, перемешав танго с уличными вызывающими танцами. Даже всегда уравновешенный и элегантный Дюлэйн едва не прыгал от радости, когда увидел, что ребята смогли сотворить со зрительным залом.
Фильм «Грязные танцы» Эмиля Ардолино стал одним из главных кинохитов 1980-х годов и остаётся им до сих пор. Его не устают пересматривать уже больше 30 лет и, что удивительно, на сегодняшний день он выглядит менее пуританским, чем то, что можно увидеть на экранах сейчас. Потому что он затрагивает такие вопросы, несмотря на свою кажущуюся курортную лёгкость, на которые сегодня стараются не акцентировать внимание, дабы не затронуть чьи-нибудь нежные чувства. Или акцентировать, но с других сторон.
«Грязные танцы» — фильм о свободе выбора, о том, что каждый сам должен решать, что ему делать, с кем и когда спать, о том, почему нельзя запрещать аборты и о многом другом.
Когда картина после долгих мытарств и обиваний порогов была, наконец, снята, боссы студии Vestron Pictures, давшей ей зелёный свет, были в ужасе. Кто-то даже предложил сжечь итоговый материал, дабы не позориться и по страховке хоть немного отбить вложенные в него 6 миллионов долларов. А по итогу только за год фильм собрал 170 миллионов, став одной из самых кассовых картин в прокате, получил Оскара за композицию The Time of My Life, Золотой Глобус за лучшую песню и множество номинаций.
17-тилетняя Фрэнсис Хауфман по прозвищу Бэби приезжает с родителями и старшей сестрой отдохнуть на курорте для богатеньких. И сразу же влюбляется в красавчика Джонни – инструктора по танцам. А когда его постоянная партнёрша, Пенни, делает неудачный аборт, Бэби занимает её место в паре с ним и учится не только танцевать, но и быть женщиной.
Танцев в фильме не просто много. Он сам — танец: терпкий, интимный, свободный и чувственный. Хореографом картины стал Кенни Ортего и финальное мамбо в исполнении Бэби и Джонни (Дженнифер Грэй и Патрик Суэйзи) навсегда вошёл в историю кинематографа. Ритмичные шаги, объятья, вращения и, конечно же, знаменитая поддержка — всё это и составило визуальный бриллиантовый ободок «Грязных танцев».
Мамбо Ортеги разобрали на кусочки и по сей день можно нередко увидеть, как его танцуют влюблённые молодожёны на своих свадьбах, естественно, без поддержки — она не только сложная, но и опасная.
Сценарий к фильму «От заката до рассвета» написал Квентин Тарантино. Он планировал и в режиссёрское кресло сесть, но воплотить образ отъявленного мерзавца, одного из братьев Гекко — Риччи, оказалось для него интереснее. Тем более, что и прописал он его в сценарии специально под себя. И, чтобы не распыляться на два фронта, роль режиссёра он предложил Роберту Родригесу. Тот согласился и вышло то, что вышло. Трэшовый боевичок-хоррор, покоривший многих и многих.
Двое братьев, Сэт и Риччи Гекко, скрываясь от полиции, похищают фургон со святым отцом в отставке, путешествующим с сыном и дочерью. Они пересекают мексиканскую границу и оказываются в стриптиз-баре Titty Twister. Здесь у братьев должна состояться встреча с подельниками, но вместо Карлоса и компании, Сэт и Риччи, а также пастор с детьми, сталкиваются с армией вампиров.
Что первое приходит на ум, когда слышишь название «От заката до рассвета»?
Правильно — Сальма Хайек и её гипнотический танец со змеёй.
В фильме Роберта Родригеса роль актрисы была небольшой, но яркой. Она сыграла «королеву тьмы, богиню зла, самую жестокую губительницу душ, которую носила земля» — стриптизёршу Эсмеральду, которая танцевала стриптиз в Titty Twister под псевдонимом Сантанико Пандемониум.
К слову, Сальма Хайек страдает от герпетофобии — боязни змей. И ей два месяца перед съёмками пришлось ходить к врачу, чтобы справиться со своими эмоциями. Результат превзошёл сам себя. Танец королевы вампиров с невообразимой короной, в купальнике, украшенном камнями, со змеёй на плечах и стекающей по стройным ногам текиле, до сих пор остаётся одним из самых эффектных и сексуальных. При этом хореографа у актрисы не было. Всё, что мы видим на экране, чистой воды импровизация.
Когда «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино увидело свет, то буквально разорвало его на части. Картина стала лауреатом премий «Оскар», «Золотой Глобус» и BAFTA за лучший сценарий, победителем Каннского кинофестиваля и получила больше 40 других кинонаград. «Криминальное чтиво» до сих пор остаётся в первой десятке 250 лучших фильмов на сайте IMDb и будет там ещё долго. Потому что такое действительно сложно переплюнуть.
Нетрадиционная структура, характерный почерк Тарантино, чёрный юмор, лёгкость и остроумие — всё это придаёт фильму то, из-за чего его постоянно хочется пересматривать.
«Криминальное чтиво» рассказывает историю гангстеров в пяти частях. Они как пазлы крупной мозаики — разделённые и перемешанные, но к финалу собирающиеся в одну большую картину.
Про этот фильм можно сказать, что практически каждая его сцена — культовая. Не просто так в 2013 году Библиотека Конгресса США отобрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов Соединённых Штатов как культурно, исторически и эстетически значимый.
Однако самой знаменитой сценой фильма была и остаётся та, где Винсент (Джон Траволта) и Миа (Ума Турман) танцуют твист под Let’s Twist Again.
Для создателей и актёров сцена танца стала самой сложной во всём фильме. Её снимали 13 часов подряд и всё из-за того, что Турман никак не могла расслабиться и очень стеснялась. Траволта и Тарантино всячески «раскручивали» актрису и, в конце концов, «докрутили» до одной из самых известных сцен в мировом кинематографе. Сам же танец выглядит настолько легко и непринуждённо, что, глядя на него, так и хочется пуститься в пляс.
Кстати, хореографом знаменитого твиста стали (внезапно!) Тарантино и Траволта, который до того, как пойти по актёрской дороге, был профессиональным танцором. Разрабатывая движения танца, режиссёр и актёр вдохновлялись танцевальными сценами из «Банды аутсайдеров» Жан-Люка Годара, «Бэтмена» 1966 года и мультфильма «Коты-аристократы».
«Запах женщины» Мартина Бреста принёс Аль Пачино, сыгравшему в нём роль подполковника Фрэнка Слейда, заветную золотую статуэтку.
Его герой — слепой военный в отставке, уставший от одиночества и собственной беспомощности. Он задумал провести последний уикенд на полную катушку — съездить в Нью-Йорк, остановиться в «Уолдорф-Астории», поужинать в роскошном ресторане, прокатиться на Феррари, провести ночь с «дорогой» женщиной и в заключении пустить себе пулю в лоб.
Вместе с ним вынужденно поехал его родственник Чарльз Симмс — небогатый ученик престижной школы, попавший в передрягу и стоящий на пороге исключения. Фрэнк и Чарльз сразу невзлюбили друг друга, но в ходе путешествия сблизились и каждый приобрёл из этой дружбы что-то своё. В результате — Happy Еnd и долгая, счастливая жизнь.
Кульминационным моментом фильма стало танго Аль Пачино и Габриэлы Анвар, сыгравшей Донну — случайную знакомую Чарльза и Фрэнка в ресторане.
Этот танец критики называют «лучшим танго в истории кинематографа». Так оно и есть. Танец, являясь всего лишь эпизодом в путешествии, становится целой историей, рассказывающей о любви. Поначалу он неуверенный — Донна сомневается, ведь её партнёр слеп и именно поэтому она не смогла ему отказать.
Потом они притираются друг к другу. Донна чувствует уверенность Фрэнка и расслабляется. «В танго нет ошибок, Донна, — сказал девушке Фрэнк перед тем, как они начали танцевать. — Не то, что в жизни. Это очень просто, поэтому танго такой замечательный танец. Если ошибся, сделай вид, что так и надо, танцуй дальше и всё!».
И когда наступает пик — на их лицах расцветают улыбки, они начинают светиться внутренним светом едва сдерживаемой страсти, чем и было их танго.
Аль Пачино и Габриэла Анвар долго репетировали танец под руководством сразу двух хореографов — Джерри Митчелла и Полла Пелдикоро и танцевали под песню Por una Cabeza Карлоса Гарделя и Альфредо Ле Пера.
«Танец-вспышка», снятый Эдрианом Лайном — это фильм с банальнейшим сюжетом.
Главная героиня Александра Оуэнс (Дженнифер Билз) работает сварщицей на сталелитейном заводе, вечерами танцует стриптиз в баре Wawby’s и мечтает учиться в престижной балетной школе. На одном из выступлений в клубе, она знакомится с Ником Херли (Майкл Нури), хозяином завода. Между ними вспыхивает роман, и он помогает ей попасть на прослушивание, где Алекс влюбляет в себя всю приёмную комиссию. Такая классическая история золушки, о которой мечтает каждая вторая девушка.
Фильмов на эту тему — тьма. Но именно «Танец-вспышка» стал культовым. В прокате он собрал более 200 миллионов долларов, хотя владельцы Paramount ничего особенного от него не ждали, а критики поставили ему низкие оценки.
Но тем не менее, фильм стал революционным в плане жанра. С одной стороны — это мюзикл, с другой — вместо песен здесь танцы и интересные фоновые музыкальные композиции. Его саундтреки только за первые две недели выпуска были проданы в количестве 700 000 копий, а композиции продвигались отдельно от фильма на канале MTV.
Каждая танцевальная сцена в фильме яркая и визуально-красивая. Некоторые из них расползлись по другим проектам, часто пародийным, по мемам и шоу. Но самой знаменитой остаётся выступление Алекс перед приёмной комиссией. Она явилась в чёрном белье, выгодно подчёркивающем фигуру, включила пластинку и сделала… ошибку. Начала снова и выдала микс из балетных вращений, современных танцев 1980-х годов, брейкданса и гимнастики. Танец вышел рельефным и динамичным — энергия сцены буквально выплёскивается через экран.
Правда, заслуги Дженнифер Билз в этот практически нет. В танцевальных сценах актрису заменяла танцовщица Марин Джахан, гимнастический прыжок по воздуху на прослушивании выполнила гимнастка Шарон Шапиро, а брейкданс вообще станцевал мужчина, известный под псевдонимом Crazy Legs.
Кстати, даже если вы не видели фильм, то танцы из него точно знаете. Существует множество отсылок на них, например, в клипе Джерри Холливел «It’s Raining Men» или у Дженнифер Лопез в «I’m Glad».
Творческий дуэт Кастеллано и ПиПоло сняли очень романтическую кинокомедию с Адриано Челентано и Орнеллой Мути в главных ролях.
Городская красавица Лиза Сильвестри застревает в деревне из-за поломки автомобиля и останавливается в доме Элиа — фермера-холостяка, который отличается грубоватым характером и неприязненным отношением к женщинам. Всё это привлекает юную красотку, и она начинает героя Челентано активно соблазнять. И, конечно же, добивается своего.
Когда фильм появился в СССР, он очень полюбился зрителям и занял 11 место по посещаемости среди зарубежного кино. И это несмотря на то, что тогдашняя цензура вырезала некоторые сцены, которые являлись немаловажными для сюжета. Поэтому «Укрощение строптивого» выглядело слегка дёрганным и неровным.
Однако самая известная сцена осталась — танец Челентано на винограде.
Действие фильма разворачивается в деревне Равиньято, неподалёку от реально существующих городов Вогера и Портофино. Эти места славились своими виноградниками и технологиями производства вина. Создатели фильма обыграли этот момент в своей вымышленной деревеньке, где урожай обязательно собирали все её жители, а потом давили из него сок босыми ногами. Так что сцена с танцем была не выдуманным фактом, а реальностью. Может быть, поэтому она получилась настолько гармоничной и естественной. Ритмические движения Челентано под песню La Pigiatura полюбились поклонницам актёра, а танец стал визитной карточкой фильма «Укрощение строптивого».
Мы рассказали только о 8 танцевальных сценах из 7 фильмов, однако их, несомненно, больше. Поделитесь с нами вашими любимым сценами из кино в комментариях и расскажите, за что вы их любите!