Цинизм, абсурд и насмешки над «мрачными» темами – три основы, на которых строится чёрный юмор. Кто-то считает его аморальным, но историки, литературоведы и философы сходятся на том, что смех помогает побороть страх и разрядить психику. В нашей подборке собраны 10 фильмов с чёрным юмором, которые мягко познакомят зрителей с жанром и даже поднимут актуальные жизненные темы, но в гротескной форме.
«Я стал вампиром в шестнадцать лет, и поэтому я выгляжу до сих пор на шестнадцать. Житие у нас тогда, в шестнадцать лет… тяжкое было» – этот фильм разобран на цитаты и несмотря на свой несерьёзный ироничный настрой очень ценится в кругу кинолюбов. Картина режиссёров Тайка Вайтити и Джемейна Клементи представлена в жанре мокьюментари – вымышленные комические события показаны в виде документалистики, что как бы вводит зрителя в заблуждение. В центре сюжета Виаго, Дикон и Владислав – три соседа-вампира, которые пытаются выжить в современном мире. Интересный факт: большая часть отснятого материала была импровизацией актёров. Вот и думайте при просмотре, кто был более креативным: сценаристы, или киновампиры.
На первый взгляд базовый хоррор, в котором группа друзей отправляется в уединённый домик в самой глуши, чтобы повеселиться. И ничего, конечно же, не предвещает беды, но из земли восстают зомби/нападает маньяк/прилетают призраки – сюда можно подставить любой привычный сценарный ход. Но жанр не зря обозначен как научно-фантастический комедийный фильм ужасов: в сюжете собраны все возможные антигерои, которыми управляют специалисты секретной лаборатории, чтобы…. Обойдёмся без спойлеров, потому что развязка сюжета настолько неожиданная, насколько это было возможно. Смотрите осторожно, после «Хижины в лесу» остальные хорроры будут восприниматься иначе.
Что делать писателю, если его глубокие романы проигрывают перед карикатурными историями? Взять псевдоним и писать стереотипную книгу о темнокожем населении США. Так и поступил главный герой фильма Телониус Эллисон, от которого сначала отказывались издатели, а теперь заинтересовались историей с отцом-тираном, гангстерскими разборками и запрещёнными веществами. Комедийное противостояние с литературным миром разбавляет довольно бытовая история семьи главного героя, так что на экране зритель видит две параллельные линии.
Английский юмор славится своей спецификой, понять которую способны только британцы, а здесь он ещё и приправлен американской классикой в виде оживших мертвецов – гремучая смесь для фанатов жанра. По сюжету 29-летний торговый консультант Шон (которого играет сценарист фильма Саймон Пегг) живёт свою не самую счастливую жизнь с неудачами на бытовом и любовном фронтах. Разнообразие в рутину вносит зомби-апокалипсис, так что Шону и его другу Эду приходится вооружиться лопатами и выйти на тропу войны.
Ещё одна история о вампирах – переосмысление истории графа Дракулы, который решил переехать в Новый Орлеан вместе со своим верным слугой Ренфилдом. Только вот тот устал от должности «принеси-подай», поэтому тайно вступил в группу психологической помощи, чтобы избавиться от созависимых отношений с хозяином. Фильм получил смешанные отзывы критиков и в основном выстрелил за счёт Николаса Кейджа в роли Дракулы, но это интересный пример того, как меняются ценности героев чёрно-белой классической истории, когда она переносится в XXI век.
Фильм получил Золотую пальмовую ветвь 72-го Канского фестиваля и обсуждался в медиапространстве так, что не узнать о кинокартине режиссёра Пон Чжун Хо было практически невозможно. В центре сюжета находится бедное корейское семейство Ким, чей сын обманом попадает на работу к богатой семье Пак и аккуратно устраивает туда всю родню. Контрастная история полна скрытых смыслов и символизма; по ходу развития сюжета герои раскрывают свои лица, показывая, кто именно является паразитами, ведь всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Это второй фильм ирландского режиссёра Мартина МакДоны, который зрители встретили очень тепло после феноменального успеха «Залечь на дно в Брюгге». Сценарист Марти столкнулся с творческим кризисом в процессе написания сценария, в основе которого 7 историй о психопатах. В поисках вдохновения он даёт объявление в газету, приглашая людей звонить и рассказывать о своих преступлениях. Параллельно Марти оказывается втянут в авантюру своего друга Билли, он с подельником Гансом зарабатывает на вознаграждениях за возвращение собак, которых сами же и крадут. Очередное похищенное животное оказывается любимицей местного гангстера, так что теперь в опасности все.
«Ни одна бабушка не пострадала» – так звучит слоган фильма, который несмотря на строгие духовные и семейные скрепы был встречен итальянцами очень даже позитивно. Сюжет крутится вокруг молодой художницы Клаудии, чья мастерская держится на плаву только за счёт пенсии бабушки. Смерть родственницы заставляет девушку идти на крайние меры, поэтому она помещает тело в холодильник и продолжает получать деньги. План так бы и оставался нераскрытым, если бы за героиней не стал ухаживать дотошный и неподкупный полицейский Симоне.
Что страшного может быть в фильме, где у главного героя, которого к тому же играет очаровательный Район Рейндольс, есть любимые кот и пёс? Например, то, что Джерри – псих, который перестал принимать таблетки, а его питомцы – это демон и ангел: один нашёптывает, что надо убивать неприятных людей, а второй отговаривает от преступлений. К сожалению, безуспешно, поэтому главный герой становится преступником, заодно выясняющим причины своего психического состояния.
Напоследок фильм с понятным нам колоритом от режиссёра, лучше всего раскрывающего русскую реальность, – Балабанова. История разворачивается в Нижнем Новгороде, где два мелких бандита Серёга и Саймон работают на Сергея Михайловича. Парни терпят несколько неудач, которые в итоге приводят к неожиданным сюжетным переплетениям. Это единственная комедия в фильмографии режиссёра, которая высмеивает такую надоевшую тему криминала и бандитской России. А ещё в ней собран поистине звёздный состав, даже в эпизодических ролях.