В 2020 году Каннский фестиваль был отменен из-за эпидемии — впервые за 73 года своего существования. Впрочем, это не помешает нам вспомнить фильмы — победители прошлых редакций фестиваля: их представляет кинообозреватель «КП» Стас ТЫРКИН.
«4 месяца, 3 недели, 2 дня»
Страна: Румыния (2007)
Режиссер: Кристиан Мунджу
4 месяца, 3 недели, 2 дня — это срок беременности, от которой хочет избавиться студентка в социалистической Румынии, где до 1990 года аборты были запрещены. Немигающе пристально картина фиксирует все нюансы проведения этой криминальной операции, однако фокус ее — на людях, которые привычно проходят через круги ада, в котором, впрочем, давно живут. Лучший образец румынского кино, в то время являвшегося главным поставщиком фестивальных сенсаций. Если вам суждено в жизни посмотреть только один фильм из этой страны, то пусть это будет именно «4 месяца, 3 недели, 2 дня».
«Класс»
Страна: Франция (2008)
Режиссер: Лоран Канте
Их имена — Нассим, Шериф, Дала, Кифей, Вей, Сулейман, Раба, Бурак, Хумба, Бубакар… Их родители — выходцы из Африки, Азии и арабских стран, многие даже не говорят по-французски. Но вместе они — типовой класс средней французской школы, в которой учитель (его играет реальный учитель Франсуа Бегодо, чья книга «Между стен» легла в основу сценария) — едва ли не единственный представитель «коренной национальности». И это существенная недоработка, с точки зрения учеников. Фильм, вызвавший восторги тогдашнего президента жюри Шона Пенна, стал еще более актуален за прошедшие с премьеры 12 лет.
«Белая лента»
Страна: Германия — Австрия (2009)
Режиссер: Михаэль Ханеке
Черно-белый многофигурный кинороман из жизни немецкой деревни накануне Первой мировой войны. Ряд вроде бы малозначительных, но странных и страшных событий (кто-то выпорол малолетнего сына барона, кто-то изувечил беззащитного ребенка-дауна) открывает ворота тем ужасам, в которые совсем скоро погрузится вся Европа. Эта картина полностью лишена дешевых эффектов, спекулятивных склеек, жирных акцентов, даже музыки. При этом все вопросы поставлены, все ответы даны и оторваться от повествования решительно невозможно. Настоящий триумф режиссуры, справедливо вознагражденный каннским «золотом».
«Дядюшка Бунми, который видел прошлые жизни»
Страна: Таиланд — Франция (2010)
Режиссер: Апичатпонг Верасетакун
Тайский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви», — абсолютно завораживающее, полное повседневной мистики, чисто буддистское кино, лишенное каких бы то ни было европоцентристских смыслов. Упомянутый дядя Бунме уходит в мир иной, но этот уход лишен того трагизма, который сопровождает смерть в Старом Свете. Беззаботно медитируя в ожидании скорого конца в священной пещере, дядюшка пытается припомнить, что испортило ему карму, и нисколько не сомневается, что возродится к жизни — то ли в виде красавца буйвола, то ли в виде рыбы, ублажающей похотливую тайскую принцессу.
«Любовь»
Страна: Франция (2012)
Режиссер: Михаэль Ханеке
После двойного инсульта медленно и мучительно прощается с жизнью пожилая пианистка, ее столь же пожилой супруг (великолепный Жан-Луи Трентиньян) стоически переносит все связанные с этим неприятности, демонстрируя на практике свою любовь к жене, высшим доказательством которой становится ее финальный акт и трагический аккорд — сколь предсказуемый, столь и неизбежный. Несмотря на очевидную депрессивность, эта доскональная хроника умирания удостоилась не только «Золотой пальмовой ветви», но и «Оскара».
«Жизнь Адель»
Страна: Франция (2013)
Режиссер: Абделатиф Кешиш
У всякой истории любви исход трагический, сколь бы стандартной или эксцентрической она ни была. Об этом еще не догадывается юная героиня картины, снятой реалистом Кешишем по известному во Франции комиксу. Фильм — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля 2013 года (жюри тогда возглавлял Стивен Спилберг) — уникальное, штучное, тончайшим образом выделанное социально-психологическое кино о взрослении и любви как жизненной катастрофе. Возможно, первый настоящий шедевр кино XXI века.
«Квадрат»
Страна: Швеция (2017)
Режиссер: Рубен Эстлунд
Сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно быть толерантным? Существуют ли еще герои, способные отвлечься от айфона, чтобы спасти кому-то жизнь? Можно ли еще доверять хоть кому-нибудь? Главный герой, куратор галереи современного искусства, опытным путем выясняет, что доверять никому не стоит. Да и расслабляться не следует — ни на улице, ни в постели: любая случайная связь грозит обернуться дискомфортом, провокацией, шантажом.
«Магазинные воришки»
Страна: Япония (2018)
Режиссер: Хирокадзу Корээда
Фильм, ставший неожиданным победителем предпоследнего Каннского фестиваля, рассказывает о счастливой жизни в ненастоящих, фейковых семьях. Семья, в которой даже бабушка — просто подобранная для комплектации старушка — усыновляла брошенных родителями детей и приучала их воровать в магазинах. Парадокс в том, что в этой семье детишкам было лучше, чем в родных семьях. По эстетике скромное телекино, вдохновленное газетной заметкой, отразило тренд сочувствия «маленьким людям», чью жизнь лучше называть выживанием.