Разумеется, 100 позиций – слишком мало для того, чтобы назвать все лучшие фильмы ужасов в истории кино. За бортом этого списка остались многие родоначальники жанра, представляющие музейный интерес. В нашем рейтинге мы собрали самые яркие хоррор-картины всех времен.
В этом списке – только самые-самые знаменитые хорроры прошлого плюс несколько относительно свежих картин, на просмотр которых точно стоит потратит два часа жизни.
Сюжет: Помните детскую песенку про «Голубой вагон»? Это там, где, «каждому, каждому в лучшее верится… катится, катится голубой вагон». Вот она точно не про это кино. В лучшее пассажирам этого адского поезда не верится. Начинается все безобидно — главный герой Сок У — трудоголик и разведенный папа маленькой Су Ан. Девочка в свой день рождения хочет повидаться с мамой, живущей в Пусане. Отец откладывает все свои дела и утром вместе с дочкой садится в поезд. Публика тут разношерстная — бизнесмен, бейсбольная команда, бездомный, черлидер.
На вокзале появляются зомби, и они явно не собираются помахать платочками уходящему в даль поезду. Они хотят кушать. Да вот незадача, еда буквально убегает от них – в вагон на последней секунде заскакивает укушенная женщина. Вот с этого момента и начинается все веселье. Зомби-вирус распространяется по поезду.
Факт о фильме: Картина собрала в мировом прокате 92,6 млн долларов. «Поезд в Пусан» стал самым кассовым корейским фильмом в Малайзии, Гонконге, Сингапуре. В самой Южной Корее картину посмотрели 11 млн зрителей – пятая часть населения страны.
Сюжет: Сны могут представлять реальную опасность. В этом убеждаются герои картины. Марк и Джесси Хопсены после смерти своего сына Шона усыновляют восьмилетнего Коди. Мама Коди умерла, а прежние усыновители бросили мальчика одного у себя дома. Такое поведение приемных родителей кажется очень жестоким. Но, как окажется, на то есть свои причины. Коди не любит спать и рассказывает новым маме и папе о Кракмене, приходящем к нему во снах. Мальчик знает, что его сны становятся реальными и могут выпустить в мир чудовищ, а навредить своим родителям он не хочет, но и все время бодрствовать у него не получается – не помогают даже сильные таблетки. По ночам в доме Хопсенов начинают происходить странные и пугающие события. Однажды Коди приснился умерший сын пары – Шон. Джесси после этого не может расстаться с образом покойного мальчика.
Факт о фильме: Режиссер Майк Флэнеган активно выражал недовольство тем, что его картину рекламировали как фильм ужасов, он настаивал на том, что «Сомния» – миф или сверхъестественная драма.
Сюжет: Если с монстрами на Земле еще как-то можно разобраться, то что делать с ними в космосе, где находятся герои этого фильма? Международная группа космических исследователей «Пилигрим» возвращается с Марса. Ученым удалось найти жизнь на Красной планете. Это станет прорывом в науке. Крохотное существо в пробирке мирно спит, но через некоторое время просыпается и начинает расти. «Детеныш» получает имя Кальвин. Нянек у него уйма – биологи, медики, эпидемиологи, инженеры. Камера Кальвина разгерметизировалась, и он смог выбраться на простор корабля. Это похожее на осьминога существо чрезвычайно сообразительно и, как оказывается, очень опасно. Убив одного члена экипажа, марсианская сущность и не думает на этом останавливаться. Самое страшное еще впереди. Экипаж подает сигналы бедствия в Центр управления полетом. Что будет, если космический монстр окажется на Земле?
Факт о фильме: Источником вдохновения для создателей этого фильма стала лента «Чужой» 1979 года. Если роль вдохновителя досталась «Чужому», то звездному Райану Рейнольдсу досталась второстепенная роль, хотя изначально ему планировали дать главную. Рейнольд вынужденно отказался от нее, съемкам мешал другой проект – боевик Патрика Хьюза «Телохранитель киллера» (2017).
Сюжет: Центральный персонаж истории – американская журналистка Рэйчел Келлер. Она одинокая мать, воспитывающая сына. За помощью к Рэйчел обращается женщина, чья дочь погибла, и эта смерть ей кажется странной, ведь она продолжила череду странных смертей подростков. Женщина рассказывает, что подруга ее дочери сошла с ума и теперь лечится в клинике.
Журналистка берется за расследование и выясняет, что все жертвы накануне своей гибели просматривали видеокассету, после чего раздавался телефонный звонок и говорящий на том конце провода предрекал гибель. Рэйчел посмотрела эту запись с черноволосой девочкой. Видел ее и сын журналистки. Еще никому из видевших на экране эту девочку, утопленную в колодце приемными родителями, не удавалось выжить. Рэйчел вместе со своим другом ищет выход.
Факт о фильме: Картина стала ремейком японского оригинала, с бюджетом в сорок раз больше (48 млн долларов). Создатели фильма приемы нагнетания жути на экране позаимствовали у признанного мастера жанра Альфреда Хичкока.
Сюжет: Главные герои картины – дети Джек, Билли, Джейн и совсем маленький Сэм. Вместе с матерью Роуз они бежали из родной Англии через океан от жестокого отца. Американская глубинка, кажется, как нельзя лучше подходит для начала новой жизни. Вот и дом, в котором выросла Роуз. Дорога далась ей тяжело, и без того больная, она потратила на нее все свои силы. Женщина умирает, взяв со старшего Джека обещание не оставлять младших братьев и сестру. Сам Джек тоже еще несовершеннолетний и социальная служба может разлучить ребят после смерти матери. Поэтому они и решают скрыть ото всех этот факт. Нужно дожидаться совершеннолетия старшего брата. Ждать оказывается нелегко, маленького Сэма пугает страшный призрак, обитающий в зеркалах. И сами стены дома хранят ужас.
Факт о фильме: Действие происходит в США, но основным местом съемок была испанская провинция Астурия. Съемки большей части сцен велись в заброшенной с 1931 года вилле Торре де Аранго.
Сюжет: Леденящая кровь история одного из самых известных серийных убийц Джека Потрошителя. Лондон, год 1888. Уличная проститутка садистски убита и ее обезображенное тело находят в криминальном районе Уайчепел. Инспектор полиции Фред Эбберлайн берется за расследование жуткого и кровавого преступления. Помогают ему не только стандартные для полицейского навыки и умения — инспектор умеет предсказывать события во сне. Эту способность можно даже усилить, только то и нужно принимать опиум до бессознательного состояния. Картинки становятся живыми и красочными, словно все происходит наяву. Маньяк между тем не останавливается, жертвы следуют одна за другой. К расследованию череды убийств подключается знаменитый хирург, и уличная проститутка. Разгадка личности таинственного убийцы уже близка.
Факт о фильме: В фильме описывается операция лоботомии, однако в те годы ее просто не могло быть. Такое хирургическое вмешательство стали делать лишь спустя почти 50 лет после показанных в картине событий.
Год выхода: 1976, Великобритания
Режиссер: Ричард Доннер
В ролях: Грегори Пек, Ли Ремик, Дэвид Уорнер
Сюжет: Жена американского дипломата в Италии Роберто Торна рожает в римском роддоме. Ребенок не выжил, но мать об этом не знает. Роберто принимает предложение местного священника — усыновить мальчика, родившегося одновременно с его сыном, но мама которого умерла. Казалось бы, что плохого может принести этот благородный поступок – усыновление. Дипломат подменяет малыша, не сообщая об этом жена из-за страха, что та не переживет страшного удара. Священник назвал имя новорожденного – Дэмиен.
Спустя пять лет Роберт получает пост американского посла в Англии, и все семейство переезжает в самую туманную столицу из всех. Дэмиену исполняется пять лет и в этот день его няня Холли замечает в парке ротвейлера. Пес словно погружает девушку в транс. Дальше происходит то, что повергает всех в шок и ужас. Праздник в самом разгаре, когда гости замечают Холли с петлей на шее, прыгающую с крыши дома. Само зло не сотворило бы большего кошмара.
Факт о фильме: Рекламщики сделали очень интересный ход для продвижения фильма. Подчеркивая дьявольскую тематику картины, предварительный показ «Омена» устроили 6 июня 1976 года, собрав «комбо» из трех шестерок.
Сюжет: Дама преклонных лет Вайолет Деверо нанимает 25-летнюю Кэролайн Эллис в качестве сиделки для своего парализованного и немого мужа Бена. Вайолет выдает девушке ключ, который отмыкает все двери в огромном 30-комнатном особняке. Исследуя эту «вселенную» Кэрри оказывается на чердаке, где находит странные и пугающие атрибуты. Это куклы Вуду, плавающие в спирту уродцы, чучела неведомых зверей. Вайолет уверяет – все это принадлежало прежним хозяевам, которые увлекались черной магией. Девушку охватывает настоящий ужас, и она хочет сбежать из этого пугающего дома, но долг оказывается для нее выше страха. Бросит своего подопечного, который вызывает у нее симпатию, она не может. Вскоре происходят события, которым нет никакого разумного объяснения и все они связаны с той самой таинственной комнатой.
Факт о фильме: В начале фильма Кэролайн в исполнении Кейт Хадсон читает пациенту хосписа книгу «Остров сокровищ» Роберта Луиса Стивенсона. В начале этого произведения персонаж Джим Хокинс ухаживает за престарелым и почти беспомощным Билли Бонсом, перенесшим инсульт. Кэролайн делает то же самое – заботится о перенесшем инсульт пожилом Бене.
Сюжет: Идею для фильма его создатели подсмотрели у японской компьютерной игры. Задумку сначала оценили миллионы геймеров, а затем и миллионы зрителей. Девочка Шэрон из приемной семьи страдает от какой-то неведомой болезни, ее постоянно донимают приступы лунатизма, и доктора не могут найти подходящее для лечения лекарство. О том, чтобы отправить дочь в психиатрическую лечебницу ее мать Роуз и слышать не хочет. Женщина решает съездить с девочкой в город Сайлент Хилл, название которого ребенок твердит во сне. Роуз из-за этого решения ругается с мужем, а потом ее и вовсе преследует сотрудница полиции, считая преступницей. Случается авария и девочка бесследно исчезает. Мать и коп решаются держаться вместе и противостоять жутким сущностям, нападающим на них. Дальше героев ждет знакомство с сектой религиозных фанатиков.
Факт о фильме: Создатели фильма решили минимизировать число компьютерных спецэффектов, хотя рисованная графика и упрощала процесс съемок. Самых больших усилий потребовало создание тумана, окутывающего заброшенный городок. Кроме того, почти все монстры – переодетые в латекс актеры.
Сюжет: Картина, пожалуй, из той категории фильмов, в которых ожидание чего-то страшное, страшнее самого события. Джеймс Вонг мастерски нагнетает эту атмосферу. Роковые совпадения, тревожные и дурные знаки вместе с безмолвным ужасом наполняют каждый кадр. Алекс Браунинг вместе со своими школьными приятелями должен лететь в город Эйфелевой башни — Париж.
Вместо мечтаний о крутом отдыхе в столице Франции мысли парня зациклены на предчувствии какой-то катастрофы. Вместе с шестью другими пассажирами он покидает самолет. Как выясняется спустя буквально минуту, правильно делает. Воздушный лайнер взрывается, и пассажиры погибают. Можно считать, что семерым счастливчикам повезло, раз удалось выжить. Но у смерти свои правила игры.
Факт о фильме: Невероятно, но факт – история первоначально готовилась как сюжет для одного из эпизодов сериала «Секретные материалы». Кстати, в фильме звучит музыка Джона Денвера, музыканта, погибшего в авиакатастрофе.
Сюжет: Молодой юрист Ренфилд прибывает по деловым вопросам в Трансильванию, в замок к таинственному графу Дракуле. Он и не подозревает, что граф — вампир, давно замысливший поездку в Лондон. С помощью Ренфилда, быстренько превращенного в раба, он эту поездку осуществляет (по пути питаясь кровью матросов судна, на котором путешествует). И жителям британской столицы очень не поздоровится, когда он приедет.
Сегодня этот фильм, в котором глаза зловещего графа подсвечены фонариками, выглядит очень наивным. Но это этапное кино: после него, во-первых, весь мир узнал имя героя, придуманного Брэмом Стокером, а во-вторых, начался бум фильмов ужасов. Позже в том же 1931-м та же студия Universal выпустила «Франкенштейн», в 1932-м – «Мумию», в 1933-м – «Человека-невидимку», в 1935-м – «Невесту Франкенштейна», в 1941-м – «Человека-волк». Она кормится этими сюжетами до сих пор – в 1999 году вышла «Мумия» с Бренданом Фрейзером, в 2004-м — «Ван Хельсинг», в 2010-м – «Человек-волк» с Бенисио дель Торо, а в 2017 году – еще одна «Мумия», с Томом Крузом. И останавливаться продюсеры Universal не собираются.
Факт о фильме: Венгерский актер Бела Лугоши сделал карьеру, изображая злодеев в фильмах ужасов, а Дракула навсегда остался самой известной его ролью. Когда он умер в 1956 году, его похоронили в плаще графа. Он об этом не просил, но жена и сын решили, что ему бы это понравилось.
Сюжет: Автор «Дракулы» Тод Браунинг решился на шаг, который позволят себе немногие режиссеры: взять в свой фильм подлинных сиамских близнецов, микроцефалов, бородатую женщину, «живого скелета», Человека-торса, выглядящего как усатый младенец, только лишенного ног и рук, и т. д. – настоящих уродов, в самом прямом смысле этого жестокого слова. Эти люди родились с чудовищными физическими изъянами, были вынуждены с ними жить и находить компанию в среде более или менее себе подобных.
Действие этого легендарного фильма разворачивается в мире цирка, единственном мире, где эти несчастные в 30-е годы могли более-менее удачно провести жизнь. Сюжет сводится к истории хищной, подлой и физически здоровой артистки, которая ради денег решается выйти замуж за карлика – но совершенно не готова проявлять сочувствие ни к нему, ни к его коллегам по цирковым представлениям. В моральном плане она гораздо больший урод, чем они – и в результате судьба ее оказывается ужасна.
Факт о фильме: в 1932 году фильм вызвал скандал, критики писали: «Любой, кто считает подобное кино развлечением, должен быть помещен в палату для психопатов». Другие просто называли его «нездоровым и неприемлемым». Со временем (начиная с 60-х) «Уродцы» стали культовой картиной.
Классический — возможно, самый известный — фильм Альфреда Хичкока. После цветных, широкоэкранных, высокобюджетных картин ему вдруг пришла фантазия сделать фильм скромный, черно-белый, снятый телевизионной бригадой, с которой он работал на сериале «Альфред Хичкок представляет». Основан «Психо» был на бульварном романе (в свою очередь, основанном на сенсационной истории Эда Гина, убийцы, который еще любил раскапывать могилы, доставать оттуда трупы и мастерить из них поделки — пояс из женских сосков, платья, пиджаки, абажуры и корзины для мусора из кожи и так далее). В фильме этих ужасов нет — у маньяка другие заскоки. Студия Paramount все равно сочла сценарий омерзительным, и Хичкоку пришлось очень сильно ограничиваться в деньгах.
Сюжет «Психо» слишком известен, чтобы его пересказывать. С другой стороны, вдруг вы каким-то чудом не видели эту картину? Тогда скажем лишь, что ее героиня, девушка по имени Мэрион Крейн, крадет 40 000 долларов и решает скрыться с этими деньгами. По пути она останавливается на ночлег в мотеле, которым заведует приятный, обходительный молодой человек. Ну, а дальше — сами увидите.
Факт о фильме: Сцена убийства героини Джанет Ли длится чуть дольше трех минут, а снимали ее неделю. Бедной актрисе каждый день приходилось забираться в ванну, где ее обливали водой и литрами шоколадного сиропа (Хичкок счел, что на черно-белой пленке тот выглядит совсем как кровь). Актриса наотрез отказывалась сниматься совсем обнаженной (что, в общем, и не требовалось — в 1960 году показать голую женщину на экране в голливудском фильме было нельзя), поэтому художнице по костюмам пришлось прикрывать ее интимные места крошечными кусочками ткани (вместе с актрисой они изучили много журналов, где были изображены полуобнаженные стриптизерши). Еще ходили слухи, что крики и визг Джанет Ли были результатом того, что на нее из душа внезапно пустили холодную воду, но актриса это категорически отрицала: «Вода все время была теплой!»
В западную культуру слово «зомби» начало проникать в 1930-е годы, когда стали появляться тексты о ритуалах вуду, которые практиковались на Гаити (людей с помощью разных снадобий превращали в «живых трупов» без разума и воли). Но зомби в сегодняшнем представлении придумали писатель Ричард Мэтисон и режиссер Джордж Ромеро. Первый в 1954 году, вдохновившись старыми ужастиками про Дракулу, опубликовал повесть «Я — легенда», в которой почти все люди на Земле в результате эпидемии обернулись вампирами. Второй эту повесть прочитал, в свою очередь вдохновился ею и снял «Ночь живых мертвецов»: там персонажи были просто ходячими трупами-убийцами. (И то, что зомби охочи до крови, и то, что они мертвы, и то, что от их укуса можно заразиться и стать таким же — все идет от «Дракулы» Брэма Стокера, который бы очень удивился, узнав, как с годами трансформировалась его идея).
В «Ночи живых мертвецов», снятой, как многие фильмы в этом обзоре, за копейки и собравшей в прокате много миллионов долларов, несколько живых героев прятались в доме от покойников-беспокойников. В «Рассвете мертвецов», куда более дорогом и масштабном, начинается пандемия а-ля Мэтисон: вся Америка запружена толпами зомби, которые медленно шатаются по улицам и собираются около крупных торговых центров. (Ромеро иронизирует над обществом потребления: после смерти люди автоматически идут туда, куда с наибольшим удовольствием шли при жизни).
Факт о фильмах: Джорджу Ромеро видимо, судьбой было суждено всю жизнь снимать кино о зомби. Он потом еще выпустил «День мертвецов» (1985), «Землю мертвецов» (2005), «Дневники мертвецов» (2007) и «Выживание мертвецов» (2009). Другие его фильмы ужасов – например, «Обезьяньи проделки» про примата-убийцу или «Темная половина» по Стивену Кингу — таким же успехом не пользовались.
Сюжет: Шотландский полицейский получает анонимное письмо о том, что на далеком, малолюдном и труднодоступном острове Саммерайл пропала девочка по имени Роуэн Моррисон. Прибыв на остров на маленьком гидроплане, он обнаруживает, что все его жители словно свихнулись на почве половой распущенности. Они дружно распевают похабные песни (истово верующему копу временами кажется, что он попал в какой-то адский мюзикл), по вечерам предаются свальному греху прямо на улицах, на уроках в школах рассказывают детям о фаллических символах, на могилах пишут «Пусть он спит здесь мирно под защитой спермы змей». И безумие касается отнюдь не только секса: про пропавшую девочку одни молчат, другие говорят, что она превратилась в зайца, а третьи — что сгорела заживо, но ничего страшного в этом нет. До поры до времени «Плетеный человек» разворачивается как блестящая черная абсурдистская комедия про коммуну язычников — но потом все будет очень плохо и очень страшно.
Факт о фильме: в 2006 году режиссер Нил Ла Бьют снял римейк «Плетеного человека» с Николасом Кейджем в главной роли; он провалился в прокате и был обруган критиками. Куда более удачное переосмысление этого классического фильма — вышедшее в прошлом году «Солнцестояние» (см. ниже).
Сюжет: История про девочку, одержимую дьяволом и про священника, проводящего с ней сеансы изгнания бесов. Самая сенсационная и самая страшная картина 1973 года; имеется множество сообщений об обмороках среди зрителей во время просмотра.
Факт о фильме: Во время съемок погибло девять человек из съемочной группы. А однажды безо всякой причины возник дикий пожар, уничтоживший съемочную площадку. В конце концов режиссер Уильям Фридкин попросил священника Томаса Бирнингэма, консультанта картины, провести акт экзорцизма на съемочной площадке. Тот отказался, сказав, что это лишь нагнетет обстановку. Впрочем, она и без учета мистики была тяжелой: Фридкин очень жестоко обращался с актерами. Во время съемок он мог, например, без предупреждения выстрелить из ружья у актера за спиной; камера фиксировала его очень непосредственную реакцию. Одному актеру Фридкин надавал пощечин за секунду до того, как включить камеру.
Сюжет: Несколько молодых людей едут по Техасу и натыкаются на целую семейку маньяков — садистов, психов, гробокопателей. Тобу Хуперу пришла в голову мысль использовать бензопилу как любимое оружие главного маньяка, когда он пытался продраться сквозь толпу покупателей в хозяйственном отделе супермаркета (показалось, что с бензопилой в руках это делать было бы сподручнее). Шутки шутками, а Хупера очень впечатляли выпуски новостей, в которых без конца показывались убийства и размазанные по асфальту мозги. Он пришел к тягостным выводам о чудовищности человеческой натуры. Изучение реальных уголовных дел (например, знаменитого убийцы и осквернителя могил Эда Гина — см. «Психо»), а также мысли о войне во Вьетнаме, где постоянно творились невообразимые зверства, сделало настроение Хупера совсем мрачным.
Факт о фильме: в 1974 году картина, снятая за ничтожные 80 000 долларов, принесла доход в 30 миллионов. Но при этом из-за жестокости была запрещена во множестве стран — Австралии, Франции, Чили, Бразилии, Финляндии, Исландии, Ирландии, Норвегии, Сингапуре, Швеции и ФРГ.
Сюжет: Огромная акула-людоед терроризирует жителей приморского городка. Считается, что «Челюсти» – первый блокбастер в истории кино («блокбастером» в первоначальном значении слова мог называться только фильм, собравший в прокате страны-производителя больше 100 миллионов долларов). Стивену Спилбергу этот фильм мгновенно принес огромную славу — и на протяжении многих лет он оставался самым известным голливудским режиссером. По нынешним меркам «Челюсти» покажутся многим зрителям слишком медленными и печальными, но сорок пять лет назад все были от этой картины в экстазе.
Факт о фильме: в первоначальной версии была сцена, где голова жертвы акулы высовывается через дырку в лодке. На предварительных просмотрах зрители кричали от ужаса. Спилберг принял решение переснять эпизод: он хотел, чтобы зрители кричали громче.
Сюжет: Жила-была девочка – скромная, забитая, тихая, некрасивая, несчастная. Одноклассники ее презирали и любили над ней издеваться; однажды особо жестокой выходкой они довели ее до истерики. С их стороны это был очень опрометчивый шаг: девочка обладала серьезными телекинетическими способностями и в минуту гнева запросто могла применить эти самые способности против обидчиков.
Факт о фильме: «Кэрри» — первый опубликованный роман Стивена Кинга. за права на экранизацию дебютанту заплатили жалкие 2500 долларов и не церемонились с текстом, приделав к нему другой финал. Впрочем, много лет спустя Кинг говорил, что ему очень повезло, что из его книги сделали такой хороший фильм. И финал, придуманный режиссером Брайаном де Пальмой, ему понравился даже больше, чем его собственный.
Сюжет: Мальчишка по имени Майк Майерс совершил убийство. Его послали в лечебницу-тюрьму, откуда он сбежал спустя четырнадцать лет. Когда он вернулся в родной городок, на лице у него была белая маска, а в руке – длинный широкий нож. Он начал бегать за своей сестрой, чтобы и ее тоже убить. На словах все очень скромно, минималистично — а поди ж ты: снятый за жалкие 300 000 долларов фильм собрал в прокате 70 миллионов и породил множество продолжений, которые и к 2020 году еще не закончили выходить.
Факты о фильме: Съемки проходили весной, а действие картины происходит осенью. Поэтому пришлось купить много искусственных листьев, выкрасить их в оранжевый цвет и рассыпать по мостовой. После того, как кадр был отснят, листья не выбрасывали, а собирали и использовали для съемок следующей сцены. При этом листья на деревьях остались зелеными. Маску для маньяка Майкла Майерса не выбирали специально – просто купили в магазине самую дешевую. Ей оказалась маска Уильяма Снэтнера из фильма «Дьявольский дождь».
Сюжет: Один из самых знаменитых фантастических фильмов в истории – лента о грузовом космическом корабле «Ностромо», восьмым пассажиром которого оказался злобный инопланетянин. Яйца, в которых начинался жизненный цикл Чужого, были обнаружены экипажем на далекой неизученной планете. Из одного яйца выпрыгнул «лицехват», присосавшийся к голове астронавта. Развившись и окрепнув в человеческом организме, монстр вырвался из него (в незабываемой сцене разорвав своей жертве грудную клетку) и устроил на «Ностромо» натуральное побоище.
Факт о фильме: Ридли Скотт планировал сделать финал гораздо более мрачным: Чужой проникал в спасательный челнок, откусывал голову единственной выжившей, лейтенанту Эллен Рипли, садился в кресло и ее голосом начинал передавать сообщение на Землю. Но на студии Скотту не позволили убивать героиню Сигурни Уивер. И правильно поступили: это дало возможность сделать три отличных продолжения картины.
Сюжет: Писатель Джек Торранс устраивается смотрителем в закрытый на зиму отель «Оверлук». Он с женой и сыном должен провести там пять месяцев, за которые надеется написать книгу. Его предупреждают, что один из предыдущих смотрителей «Оверлука» сошел с ума, убил свою жену и двух дочерей, а потом покончил с собой. Торранс отмахивается от этой неприятной информации — и совершенно напрасно.
Этот фильм родился из попытки Стэнли Кубрика снять блокбастер, очень коммерчески успешный фильм, который стер бы у него неприятные воспоминания о предыдущей картине, исторической драме «Барри Линдон», не особо удачно прошедшей в прокате. По легенде, Кубрик заказал себе огромную кипу самых популярных романов, заперся с ними в кабинете, и секретарша по нескольку раз в день слышала грохот и ругань — это Кубрик швырял в стену очередной недочитанный бестселлер. Потом вдруг наступила тишина: он наткнулся на «Сияние» Стивена Кинга. Фильм, который снял по роману Кубрик, сначала не понравился критикам, но сейчас регулярно занимает первое место в списках лучших фильмов ужасов всех времен: вроде и страшный, и при этом искусство.
Факты о фильме. Съемки камерного, в общем-то, «Сияния» заняли примерно год. Кубрик доводил Джека Николсона до белого каления тем, что снимал по тридцать, сорок, а не то и по сто дублей каждой сцены. Николсон понимал, что уже после пятого дубля начинает выгорать, но режиссер, у которого перфекционизм дошел до настоящего расстройства личности, не думал отступать перед его жалобами. Одну только сцену, где герой заходит в бар и сталкивается там с толпой призраков, репетировали шесть недель и снимали до всеобщего исступления. У актрисы Шелли Дюваль, игравшей жену героя, на съемках от стресса начали выпадать волосы. Но у маньяка Кубрика была идея, что актера надо полностью вывести из себя десятками дублей, чтобы он забыл про то, что он актер, и на 51-й или 95-й раз предъявил что-то, что от него не ожидают ни режиссер, ни зрители, ни он сам.
Стивена Кинга Кубрик периодически будил по ночам звонками: «Скажите, а вы верите в Бога?». При этом Кинг был страшно разочарован результатом. «Я никогда не пойму людей, которые называют «Сияние» одним из самых страшных фильмов на свете» — с горечью написал Кинг несколько лет назад.
Сюжет: В 50-е годы в детском летнем лагере «Хрустальное озеро» произошли две трагедии: во-первых, утонул мальчик по имени Джейсон, во-вторых, кто-то убил двух вожатых, влюбленных друг в друга парня и девушку. Какое-то время лагерь пустовал, но в 1979 году новый владелец решил его подновить и открыть. Большая ошибка: скоро снова польется кровь.
Факт о фильме: ужастик, снятый за полмиллиона долларов, собрал в прокате под 60 миллионов и породил множество продолжений. Если в первом фильме все думали, что Джейсон Вурхиз ребенком утонул в озере (убийства совершала его обезумевшая мать), во втором выяснялось, что Джейсон не погиб, а двадцать с лишним лет жил в лесу (на протяжении сиквела он убивал практически всех, кто приближался к лагерю, пряча лицо под мешком). А в третьем фильме Джейсон находил хоккейную маску, без которой его образ ныне непредставим. В качестве модели использовалась маска вратаря команды Detroit Red Wings, ее предложил один из членов съемочной группы, который был фанатом «Крыльев». Ее только по-другому раскрасили и пробили дополнительные дырочки.
Сюжет: В полярных льдах обнаруживается инопланетный корабль, упавший на Землю миллионы лет назад. Оказывается, на борту корабля все еще теплится жизнь: там обитает злобное Нечто. Это самое Нечто набрасывается на откопавших его полярников и вселяется в их тела. Оставшиеся в живых пытаются выяснить: кто из коллег уже погублен монстром, а кто — еще нет.
Факт о фильме: в 1982 году «Нечто» было выпущено в прокат в один день с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Оба фильма были крайне прохладно встречены критиками и очень средне прошли в прокате. Винсент Канби из The New York Times открыто назвал «Нечто» мусором. Джон Карпентер был очень расстроен — тем более, коммерческий провал фильма поставил крест на его планах, студия Universal, посмотрев на кассовые сборы «Нечто», не стала подписывать с ним контракт на постановку нескольких крупнобюджетных картин. Однако отношение к фильму с годами изменилось: сейчас он, как и «Бегущий по лезвию», считается классикой.
Сюжет: Нескольким тинейджерам снится один и тот же сон: страшный человек с обожженным лицом и лезвиями на пальцах преследует их в темных закоулках. А потом он начинает их убивать. И они умирают наяву от ударов его пальцев-ножей. Оказывается, это призрак маньяка Фредди Крюгера, которого когда-то сожгли в порядке самосуда родители подростков. В этой картине состоялся кинодебют Джонни Деппа. Где-то через сорок минут после начала его засасывает во внутренности дивана, на котором он засыпает (и попадает в стальные лапы властелина сна Фредди). Диван измельчает и переваривает Деппа, а потом выплевывает его в потолок в виде потока кровавой рвоты.
Факт о фильме: Уэс Крейвен придумал этот сюжет, прочитав в газете репортаж о людях, которые умерли во сне, а незадолго до этого жаловались, что их мучат кошмары. Он обошел со сценарием все голливудские студии, но везде получал отказ: продюсеры говорили, что сюжет слишком неправдоподобен, а изображение кошмаров в кино не сможет испугать зрителей. В конце концов за разработку фильма взялась небольшая студия New Line Cinema. Сериал о Фредди Крюгере принес ей столько денег, что она стала одной из ведущих студий Голливуда.
Сюжет: Скромный, но гениальный ученый нашел способ подвергать объекты телепортации и решил опробовать открытие на себе. Все прошло прекрасно – но в организм ученого попало ДНК обыкновенной комнатной мухи. Тело физика быстро начало трансформироваться, и вскоре он стал человеконасекомым… Сюжет, заимствованный из рассказа французского фантаста Жоржа Ланжелана, выдающийся режиссер Дэвид Кроненберг делает более трогательным и трагичным, чем требуют каноны фильма ужасов. В 2008 году “Муха” стала оперой (Кроненберг лично поставил ее в Париже), и, пересматривая фильм, этому отчего-то не удивляешься.
Факт о фильме: Дэвид Кроненберг хотел, чтобы главную женскую роль играла Линда Хэмилтон (она очень впечатлила его в роли Сары Коннор в «Терминаторе»). Но актриса отказалась, потому что ее смутил сценарий — особенно эпизод, где ее героиня рожает личинку.
Сюжет: Ужастик про маньяка-киномана, который резал старшеклассников в школе провинциального городка, подражая экранным душегубам. Впрочем, другие школьники тоже смотрели много ужастиков и прекрасно представляли себе, как надо нейтрализовывать злодеев. Борьба зла с добром в постмодернистском фильме Уэса Крейвена стала выглядеть борьбой одних киношных штампов с другими. «Крик» (и его сиквел, «Крик-2», во многом превосходящий оригинал) стали последним успехом режиссера. После выхода «Крика-2» он прожил на свете еще 18 лет, но выдающихся фильмов больше не снимал.
Факты о фильме: Героиня говорит: «Я люблю «Кошмар на улице Вязов… но только первую часть. Остальные — дерьмо». Первая часть сериала была поставлена Уэсом Крейвеном, остальные — другими режиссерами. Кстати, школьного уборщика, появляющегося в эпизоде, сыграл сам Крейвен. На нем — зелено-красный полосатый свитер, такой же, как у Фредди Крюгера в «Кошмаре на улице Вязов».
Сюжет: Остров Джерси, 1945 год; молодая женщина и двое ее детей ждут в старом особняке мужа и отца, пропавшего без вести на войне. Дети не переносят дневной свет и электричество, в их присутствии можно только зажигать керосиновые лампы. При этом дом полон призраков: они топочут и плачут, открывают закрытые двери и отдергивают занавески. В дом приходят несколько слуг, которые об этих призраках что-то, кажется, знают…
Факт о фильме: Николь Кидман не хотела сниматься в «Других» и сама предлагала режиссеру и продюсерам взять на роль кого-то еще. Она только что закончила сниматься в «Мулен Руже», и переход от яркого мюзикла к фильму ужасов казался ей слишком резким. Уже на стадии репетиций ее начали преследовать кошмары. Тем не менее, она превозмогла себя, доиграла роль — и вряд ли об этом пожалела: это, конечно, один из лучших фильмов в ее карьере.
Сюжет: …Двое мужчин очнулись в грязном подвале. Каждый прикован за ногу к стене (цепи совсем короткие). Между мужиками – несколько метров пола. На этих метрах раскинулся труп — вероятно, самоубийцы: голова разнесена, вокруг лужа крови. У пока живых героев есть под рукой пилы, но слабые, не берущие металл: если хочешь освободиться, нужно пилить не цепь, а щиколотку, за которую прикован. Еще у персонажей есть диктофон и кассеты с записью: неведомый маньяк, заточивший их в подвал, через динамик объясняет условия игры…
Достаточно скромный фильм ужасов пользовался большим успехом и привлек всеобщее внимание к режиссеру Джеймсу Вану: впоследствии он стал одним из главных в Голливуде специалистов по фильмам ужасов — снял две серии «Астрала» и две серии «Заклятия» (а еще — «Форсаж 7» и «Аквамена»).
Факт о фильме: «Пила» была снята за 18 дней на скромнейшем бюджете в 1,2 млн. долларов. Она считается одним из самых прибыльных фильмов ужасов в истории — сборы в мировом прокате составили 103 млн. При этом Джеймс Ван отказался от заранее выплачиваемого гонорара за фильм — предпочел подписать контракт, согласно которому получал проценты от прибыли. Это казалось рискованным, но в результате режиссер озолотился.
Сюжет: Героиня фильма с мужем и приемным сыном вернулась в приют, где воспитывалась девочкой. Теперь она – его совладелица. И не подозревает, что опекать придется не только живых, но и мертвых детей, чьи души упорно не покидают территорию заведения.
Факт о фильме: очень успешный (и очень хороший) испанский фильм ужасов получил семь местных «Оскаров» — премий «Гойя» и дал старт международной карьере Хуана Антонио Байоны (он потом снял «Голос монстра» и второй «Мир Юрского периода»).
Сюжет: Заснеженный шведский городок, начало 80-х годов. Бледный затравленный мальчик Оскар знакомится с новой соседкой, такой же бледной девочкой Эли. Она – вампир. Ей на самом деле очень много лет. Ей надо, чтобы кто-то доставал для нее кровь и помогал в повседневной жизни. Она живет с пожилым мужчиной, которого все считают ее отцом (на самом деле он скорее влюбленный слуга). Оскар постепенно тоже влюбляется в девочку – а она объясняет ему, как надо мстить обидчикам в школе: в перспективе он ей нужен храбрым. Тонкий, умный и кровавый фильм обыгрывает сюжет «Малыша и Карлсона» — хотя, конечно, финал сказки Линдгрен, в отличие от финала «Впусти меня», не оставляет ощущения, что в тебя выстрелили из гранатомета.
Факт о фильме: в какой-то момент Эли спрашивает Оскара: любил бы он ее так же сильно, если бы она не была девочкой? В книге Юна Айвиде Линдквиста, на которой основан фильм, Эли на самом деле оказывалась мальчиком Элиасом, кастрированным в детстве — примерно 300 лет назад, в то же время, когда его превратили в вампира.
Сюжет: Муж Амелии погиб в автокатастрофе, когда вез ее в роддом. Она сама спаслась, ребенок тоже выжил. Проходит шесть лет; она живет со своим непослушным, очень нервным маленьким сыном, на которого нет никакой управы. Испугавшись непонятно откуда взявшейся, мрачной и страшной книжки про монстра Бабадука, он начинает думать, что Бабадук завелся в их доме. И последующие события вроде как подтверждают его правоту. Или это просто его мать, так и не пришедшая в себя после трагедии, начинает сходить с ума?
Факт о фильме: режиссер «Изгоняющего дьявола» Уильям Фридкин пришел от «Бабадука» в восторг, написав в твиттере: «Я никогда не видел более жуткого фильма!» Как заметила по этому поводу критик Лидия Маслова, «какому маститому автору не понравилось бы, что молодежь так почтительно берет с него пример?».
Сюжет: Неожиданно хорошая экранизация знаменитого романа Стивена Кинга. В городке Дерри люди, особенно дети, пропадают во много раз чаще, чем в остальных городах Америки; раз в 27 лет на волю вырывается нечто, активно ими лакомящееся. Оно способно принять любую форму, но образ клоуна Пеннивайза — его любимый. Несколько школьников (один из них — брат мальчика, ставшего жертвой кровавого клоуна) пытаются понять, в чем дело. Все они (и далеко не только они) рано или поздно повстречаются с Пеннивайзом, который протянет им воздушный шарик и предложит наведаться к нему домой, в канализацию, чтобы там полетать. В 2019 году вышла вторая часть фильма — страшно затянутая и довольно слабая.
Факт о фильме: Компания Burger King использовала «Оно», чтобы потроллить конкурентов из McDonalds (их символ, как известно — клоун Рональд Макдональд, отдаленно смахивающий на Пеннивайза). В Германии перед финальными титрами фильма на несколько секунд появлялась надпись: «Мораль: никогда не доверяйте клоунам!» — и логотип Burger King. Говорят, аудитория воспринимала эту шутку на ура, а фильм в Германии прозвали «самым длинным рекламным роликом Burger King».
Сюжет: На Землю откуда-то (с другой планеты? из иного измерения?) вторглись чудовища. Слепые, но с очень хорошим слухом, благодаря которому они и выслеживают своих жертв. Монстры быстро выели всех землян; спаслись от них совсем немногие. Где-то в американской глубинке мирная семья пытается выжить — а для этого надо производить как можно меньше звуков, общаться на языке глухонемых (они его знают — в этой семье растет глухая дочка), везде ходить босиком: треснувшая под ногой ветка может привести к тому, что тебя сожрут заживо. Очень страшный фильм, в котором первая фраза произносится на 38-й минуте (а всего там около 25 произнесенных вслух фраз).
Факт о фильме: режиссер и исполнитель главной роли Джон Красински — муж исполнительницы главной роли Эмили Блант. Именно она убедила его взяться за этот проект, который в итоге стал его главным на сегодняшний день успехом.
Сюжет: Группа американских студентов едет в Швецию — поучаствовать в празднике летнего солнцестояния, который ежегодно отмечается в одной общине. Их встречают милые люди, живущие в единении с природой, носящие белые одежды и любящие цветы. Любой, кто смотрел «Плетеного человека» (см. выше) поймет, что закончится все это натуральным адом.
Факт о фильме: главные герои — парень и девушка, которые были влюблены друг в друга, но сейчас находятся на грани расставания, их отношения фактически закончены. (Бойфренд остается с героиней, в общем-то, только из жалости — у нее погибли сестра и родители, и он не хочет бросать ее в столь тяжелый момент). Режиссер Ари Астер говорил, что эта тема была для него в картине главной: «это фильм о болезненном разрыве отношений, загримированный под фольклорный ужастик».