Автор текста Денис КОРСАКОВ
Сейчас Париж закрыт для посещения: из-за коронавируса пробраться туда из России можно только с огромным трудом и за бешеные деньги. По счастью, это город-кинозвезда: ни одну столицу мира кинематографисты не показывали на экране так часто и с таким упоением. Когда Хемингуэй называл Париж «праздником, который всегда с тобой», он и представить не мог, что через несколько десятилетий у любого человека с доступом в интернет будут в распоряжении все парижские улицы и переулки, площади и здания, станции метро и парки, аккуратно запечатленные на пленку. Благодаря кино гулять по Парижу можно часами, рассматривая его черно-белым и цветным, старым и современным, солнечным и пасмурным, грязным и сияющим, напряженным и расслабленным, «реалистическим» и сказочным.
Сейчас еще на Netflix вышел сериал «Эмили в Париже». По этому случаю сайт Babbel, который вообще-то специализируется на обучении людей языкам, опросил 38 тысяч парижан: поинтересовался, какие фильмы (отдельно — франкоязычные, отдельно — англоязычные), по их мнению, точнее всего описывают их город. Эти фильмы отмечены в нашем списке.
Кстати, надо заодно сразу сказать, что все картины в нем расположены в хронологическом порядке. И что список, конечно же, далеко не полон. В тексте никак не упомянуты, например, «Американец в Париже» и «Жижи» Винсенте Миннелли, «Перед закатом» Ричарда Линклейтера, «Начало» Кристофера Нолана, «Аталанта» Жана Виго, «Необратимость» Гаспара Ноэ, «Прекрасный май» и «Взлетная полоса» Криса Маркера, «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, «Зази в метро» Луи Маля, «Через Париж» Клода Отан-Лара, «Дневная красавица» и «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля, «Истина» Анри-Жоржа Клузо, «Дети райка» Марселя Карне, «Трио из Бельвиля» Сильвэна Шомэ и еще десятки картин, включая бесконечные комедии с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом или боевики типа «Заложницы» и «Из Парижа с любовью». (Просто в каких-то фильмах Париж как таковой не сильно интересовал авторов и был просто обозначен как место действия, в каких-то действие разворачивалось совсем на выселках, какие-то — уж простите, Пьер Ришар — не выдержали конкуренции, а какие-то… ну вот ну так, не получилось).
Изумленный читатель спросит: «Да что же туда вошло?» А вот что.
Режиссер: Рене Клер
В ролях: Анри Роллан, Шарль Мартинелли, Альбер Прежан
Гениальный профессор Икс случайно усыпил весь Париж, а заодно и весь мир: радиолучи, разлетающиеся из его лаборатории, погрузили всех людей в оцепенение. На улицах города застыли тысячи прохожих, в ресторанах окаменели посетители, сидящие за столами. Только смотритель Эйфелевой башни, находившийся в своей комнатке на самом верху, и пассажиры самолета, только что прилетевшего в Париж, избежали действия «лучей смерти». Сначала они пригорюнились, глядя на закоченевших граждан. А потом поняли, что теперь все на халяву, начали пить вино и хохотать, снимать с теток жемчужные ожерелья и бросать с башни жемчужины по одной.
Дебютная картина Рене Клера, симпатичная и трогательная комедия, запечатлела Париж той поры, когда по нему бродили Хемингуэй с Гертрудой Стайн. Клер потом снимет еще много фильмов (например, «Под крышами Парижа», ставший в 1930-м хитом во Франции, а в 1935-м и в СССР) и станет виднейшим режиссером французского кино.
Режиссер: Альбер Ламорис
В главной роли Паскаль Ламорис
Марлен Дитрих, объясняя, за что любит Париж, сказала: «Там голубой воздух!» Наверное, физики найдут объяснение оптической иллюзии, возникшей в глазах заслуженной артистки (оно будет связано с тем, как солнечные лучи отражаются от стен серых зданий на тесных улицах). Но, скорее всего, Дитрих просто посмотрела и не смогла забыть «Красный шар» Альбера Ламориса. В этом фильме воздух действительно всю дорогу кажется голубым — особенно на постоянном контрасте с главным героем, алым воздушным шариком. Он оказывается живым разумным существом и становится лучшим другом первоклассника из района Менильмонтан.
В конце 50-х эту короткометражку, идущую 35 минут, посмотрели все, кто хоть немного интересовался кино. Лирической историей отношений мальчика и шарика восторгалось целое поколение кинематографистов, в том числе советских, от Эльдара Рязанова до Андрея Тарковского (а еще, похоже, этот фильм очень впечатлил Стивена Кинга и авторов обеих экранизаций романа «Оно»). Цветовой символизм картины в 1956-м расшифровывался элементарно: серые дома — унылая реальность, красный шар — проблеск надежды, все вместе — возрождающаяся после войны Франция. Но сегодня Менильмонтан в «Красном шаре» меньше всего воспринимается как что-то мрачное: на него смотришь, затаив дыхание, открыв рот, ощущая себя внутри машины времени, переносящей тебя в иной мир. (Кстати, район, зафиксированный на пленку Ламорисом, сейчас изменился почти до неузнаваемости: половину зданий, появляющихся в картине, снесли в порядке реновации).
Режиссер: Йорис Ивенс
Еще один маленький (получасовой) шедевр французского лирического кино 50-х: документальная картина о реке, на которой стоит Париж.
Следуя по ее течению, выдающийся документалист Ивенс запечатлевает множество картин из жизни города. Мужчины рыбачат в Сене, женщины стирают в ней белье, влюбленные обнимаются, разносятся звуки аккордеона… Как и «Красный шар», эту короткометражку легко сегодня найти и посмотреть в открытом доступе.
Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль
В ролях: Роже Дюшен, Изабель Кори, Ги Декомбль
Боб — бывший вор, когда-то отсидевший в тюрьме срок за неудачное ограбление, а теперь вроде бы ведущий жизнь приличного человека. Но в душе он по-прежнему авантюрист (а еще — завзятый игрок). И когда деньги у него кончаются, а знакомый предлагает ограбить казино, Боб это предложение принимает.
Прекрасный, но не очень известный в России фильм (сюжет про 11 друзей Оушена, впрямую вдохновленный «Бобом», известен куда лучше) — не криминальная драма, а комедия; по крайней мере, на этом настаивал его режиссер. Он же называл картину «признанием в любви к Парижу, которого уже не было: довоенному Парижу». Современный город Мельвиль с той же влюбленностью показывал в других своих выдающихся картинах вроде «Красного круга» (1970).
Режиссер: Стэнли Донен
В ролях: Одри Хепберн, Фред Астэр, Кей Томпсон
Славу и «Оскар» Одри Хепберн, американской актрисе нидерландско-британского происхождения, принесли «Римские каникулы» — но в самом скором времени выяснилось, что она гораздо лучше сочетается не с Римом, а с Парижем. В «Сабрине» Билли Уайлдера (1954) ее героиня, простая как калоша дочка шофера, едет в Париж — и через несколько месяцев возвращается оттуда эталоном элегантности. В «Любви после полудня» (1957) Хепберн — невинная юная парижанка, которая крутит роман с немолодым плейбоем Гэри Купером. В «Шараде» Стэнли Донена (1963) она в паре с Кэри Грантом ищет деньги, принадлежавшие ее мужу (того убили, но это не страшно — она все равно собиралась разводиться). В «Париже, когда там жара» (1964) она пытается помочь кинодраматургу за два дня написать сценарий объемом в 238 страниц. В «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера (1966) помогает отцу, специализирующемуся на подделках произведений искусства.
Но, наверное, главный парижский фильм Хепберн — «Забавная мордашка», непритязательная, но симпатичная комедия с мелодиями Джорджа Гершвина. Героиня — продавщица нью-йоркского книжного магазина — мечтает попасть во Францию и познакомиться с философом Эмилем Флостром (пародия на Жан-Поля Сартра). Чтобы попасть на другую сторону Атлантического океана, ей приходится стать фотомоделью и сниматься для популярного журнала (она относится к подобным вещам с презрением, но ради Парижа чего не сделаешь). В конце концов она влюбляется в фотографа из этого журнала (Фред Астэр), и начинает думать, что прекрасные платья — не такая уж пошлость. Платья, кстати, шил великий модельер Юбер де Живанши, работавший с Хепберн много лет, и выглядит она в них и правда божественно.
Режиссер: Луи Маль
В ролях: Морис Роне, Жанна Моро, Жорж Пужули, Лино Вентура
Париж, обычное офисное здание. Жюльен Тавернье, молодой человек в хорошо сшитом костюме, выглядывает из кабинета и просит телефонистку ни с кем его не соединять. Потом закрывает дверь, выходит на балкон, надевает перчатки. Забрасывает веревку на балкон верхнего этажа. Взбирается на него. Заходит в кабинет, где сидит его шеф, достает револьвер и после короткого диалога стреляет шефу в голову. Пистолет аккуратно вкладывает покойнику в руку, чтобы все выглядело как самоубийство. Осуществив идеальное преступление, он тем же путем, через балкон, возвращается в свой кабинет, выходит на улицу, и… уже садясь в машину, замечает, что так и оставил веревку болтаться на балконе. Он бросается обратно в здание, садится в лифт, едет наверх… и тут в здании выключают электричество. Лифт останавливается между этажами. И, похоже, выбраться из него невозможно до утра – то есть до прихода всех остальных сотрудников, а затем и полиции.
Это завязка одного из лучших триллеров в истории французского кино. Среди его ключевых персонажей — любовница Тавернье (она же — жена его шефа; убийство было совершено ради того, чтоб она освободилась и получила наследство), комиссар полиции (отличная маленькая роль Лино Вентуры) и парочка тинейджеров, которые с катастрофическими последствиями угоняют автомобиль застрявшего в лифте убийцы. И глаз нельзя оторвать от Парижа — особенно когда по нему под «холодный джаз» Майлза Дэвиса бродит хрупкая и нервная Жанна Моро.
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми
По общепринятому мнению, именно с этой картины началась французская «новая волна» — одно из самых важных течений в истории кинематографа («Боб-игрок» и «Лифт на эшафот» считаются ее непосредственными предшественниками). «400 ударов» — французская идиома, и означает она что-то вроде «во все тяжкие», но на русский и английский название перевели буквально — так тоже подходило. Это история невезучего парижского подростка по имени Антуан Дуанель; его не особенно любит мать, ему не уделяет много внимания приемный отец, идиоты-учителя только и делают, что его шпыняют; он прогуливает школу, ходит по кинотеатрам и в конце концов убегает из дому. Что оборачивается еще большими неприятностями.
27-летний кинокритик Трюффо снял «400 ударов»быстро и за очень небольшие деньги. Для него фильм был почти автобиографическим – у него тоже было тяжелое детство, проблемы с матерью и с законом. Четырнадцатилетний Жан-Пьер Лео, случайно найденный на роль, сыграл Антуана так здорово, что режиссер не смог расстаться ни с актером, ни с персонажем, слившимися в его альтер-эго. Позже он придумал еще несколько фильмов про Дуанеля (который, вопреки ожиданиям многих зрителей, вырос не в бунтаря и не в поэта, а в обычного буржуа – как, впрочем, чаще всего и происходит в жизни).
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Анна Карина, Садди Реббо, Андре С. Лабарт
Еще один лидер французской «новой волны», Жан-Люк Годар, в 60-е взорвал мозги целой толпе молодых кинематографистов, показав, что кино можно снимать совершенно по-другому, не так, как это делали папы и дедушки, что главное — это свобода, легкость и любовь к тому, о чем рассказываешь. В каком-то смысле именно с «новой волны», и прежде всего — с годаровских фильмов «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью» и «Bande à part» (в неудачном русском переводе — «Банда аутсайдеров») начинается современный кинематограф.
Свой третий полнометражный фильм Годар снял про молодую парижанку, которая решила стать проституткой. Просто потому, что не было ни денег, ни представления о том, как их заработать другим способом. Это демонстративно сдержанная, разбитая на 12 глав хроника жизни Нана (ее играет тогдашняя жена режиссера Анна Карина). Годар вытаскивает супругу на улицы и следует за ней с камерой, запечатлевая, помимо прочего, образ города, каким он был в начале 60-х. Не в этом была его главная цель, и многие французские киношники тогда занимались чем-то подобным. Но именно «Жить своей жизнью», просто в качестве городского ландшафта, почему-то обжигает особенно. Здания те же, деревья такие же, и Елисейские поля на своем месте — только города, каким он был 60 лет назад, больше нет. Зато на него можно смотреть, смотреть, смотреть.
Режиссер: Аньес Варда
В ролях: Коринн Маршан, Антуан Бурсейе, Доминик Давре, Мишель Легран
Опять «новая волна» (хотя твердолобые историки кино скажут, что Аньес Варда лишь «ассоциировалась» с этим движением), и снова шедевр, который за 60 лет ничуть не зачерствел — в нем чувствуется все то же живое дыхание, и обратно Париж начала 60-х во всех видах — и парк Монсури, и вокзал Аустерлиц, и площадь Италии, и Монпарнас, и Сен-Жермен-де-Пре (подсчитано, что фильм снимался в 48 местах по всему городу).
Флоранс, молодая певичка, фифа, выбравшая эффектный псевдоним Клео (то есть Клеопатра), узнает, что, скорее всего, у нее рак. До того, как она узнает окончательные результаты обследования, осталось два часа. В 17.00 она посещает гадалку (чей прогноз неутешителен), потом принимает в своей квартирке композитора и песенника, принесших новые песни, потом стаскивает парик, переодевается в черное скромное платье, выходит на улицы, начинает бродить, повсюду видя зловещие знаки. Особенное отвращение вызывают уличные типы, проникшие в 60-е откуда-то из средних веков — один на глазах у зевак протыкает иглами себе бицепсы, другой глотает живых лягушек. Надо как-то скоротать время до 19.00, когда у нее назначена встреча с врачом. Варда снимает ее путешествие почти в реальном времени, и перестать следить за этой прогулкой невозможно.
Режиссеры: Клод Шаброль, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Жан Руш, Жан Душе, Жан-Даниэль Полле
В ролях: Стефан Одран, Клод Шаброль, Жан-Пьер Андреани, Надин Балло, Барбе Шредер, Жан-Мишел Рузьер, Жоанна Шимкус,
К 1965-му «новая волна» уже почти выдохлась, ее главные авторы разбрелись своими дорогами, а на прощание сделали вот этот альманах. Все новеллы в нем сняты легкой ручной камерой на шестнадцатимиллиметровую пленку. Действие каждой привязано к определенному району Парижа. Лучшие: «Гар дю Нор» Руша (о молодой женщине, красивой, пустой, ничтожной, но властной и жадной, которая ссорится с работягой-мужем, убегает из квартирки — и внезапно получает призрачный шанс исполнить все свои мечты); «Монпарнас и Леваллуа» Годара (о другой девице, весьма легкомысленной, которая отправляет письма двум своим любовникам и, как ей кажется, путает конверты); «Ля Мюэтт» Шаброля (о мальчике, измученном болтовней и перебранками родителей настолько, что он решает передвигаться по роскошной квартире исключительно в берушах — с весьма драматическими последствиями). Почти забытый, но очень любопытный фильм — прямой источник вдохновения для создателей более популярного альманаха «Париж, я люблю тебя», снятого сорок лет спустя.
Режиссер: Жан-Жак Бенекс
В ролях: Вильхельмения Уиггинс Фернандес, Фредерик Андрей, Ришар Боринже
Молодой парижанин обожает оперу, особенно одну американскую певицу. Но та — девушка с заскоками: категорически отказывается от записей, арии в ее исполнении можно услышать только вживую. Что делать? Парень тайком записывает на ее выступлении целую магнитофонную пленку. Это единственная запись пения дивы в мире, и он хочет сохранить ее только для себя — но пираты готовы многое за нее отдать. Ну, а потом пленка перепутается с другой, на которой содержится компромат на известного политического деятеля. В игру вступает мафия, парень не знает, куда деваться…
«Это опьяняющий фильм, сделанный с одной целью: удивлять и восхищать. Помню, как он появился на фестивале в Торонто, никому не известный и никем не воспетый, и выиграл там, кажется, первый в истории главный приз — приз зрительских симпатий» — писал знаменитый американский критик Роджер Эберт. Мало того что «Дива» выиграла в Торонто, она еще получила четыре «Сезара» и была выдвинута от Франции на «Оскар». Киноведы изощрялись в определениях: говорили о «французской сверхновой волне» (кроме Жан-Жака Бенекса, к ней вскоре причислили Леоса Каракса и Люка Бессона), выдумали плохо переводимый на русский термин cinéma du look (грубо говоря, «кинематограф внешности», в котором форма и стиль важнее содержания).
Три режиссера неустанно описывали в своих картинах Париж — у Бессона это лучше всего получилось в «Подземке», у Каракса — конечно, в «Любовниках с Нового моста». В 80-е и 90-е все это было по-настоящему культовое кино. Сейчас шум улегся, наступила тишина, многие адепты культа его забыли — что, конечно, не значит, что фильмы этих трех режиссеров плохие, и их не надо пересматривать.
Режиссер: Матьё Кассовиц
В ролях: Венсан Кассель, Саид Тагмауи, Юбер Кунде
3-е место в списке франкоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel. Для множества туристов первая поездка в столицу Франции оборачивалась большим разочарованием. Нет, в Париже нет Одри Хепберн. Зато там много неприкаянных, злых и бедных молодых людей. И за четверть века, прошедших с премьеры «Ненависти», в этом смысле ничего не изменилось. Если не считать мелочей (в 1995-м у героев не было мобильников), эта картина могла бы быть снята вчера. (Во всяком случае, «Отверженные» Ладжа Ли, в 2019-м получившие каннский Приз жюри, а чуть позже — «Сезар» за лучший французский фильм, местами похожи на «Ненависть» как две капли воды).
Трое парней, еврей Винц, араб Саид и чернокожий Юбер, живут в пригороде Парижа, Шантелу-ле-Винь. Они сильно и взаимно не любят полицию. Ночью в пригороде снова были беспорядки: перевернутые машины, разгромленные витрины, поджоги, куча задержанных и одна жертва — парень, в которого случайно выстрелил полицейский. Парень в коме, в больнице. Винц находит пистолет, оброненный другим «фараоном», и клянется: если пострадавший умрет, он в отместку убьет какого-нибудь, все равно какого, полицейского. В середине дня парни направляются в Париж на электричке — их ждут вечер и ночь, в которые уместятся потребление огромного количества гашиша и травы, попытка угона машины, встреча с полицейскими, встреча со скинхедами. Выстрелит ли пистолет, всю дорогу лежащий в кармане у Венсана Касселя (это была одна из первых заметных его ролей?) А вы как думаете?
В 1995-м «Ненависть» произвела фурор, получила приз за режиссуру в Каннах и опять же «Сезар» за лучший фильм. Во Франции очень ценят кино, поднимающее важные социальные проблемы — даже если оно не знает, что с этими проблемами делать, только показывает на них пальчиком и воет, как волк на Луну. И даже если главной проблемой героев конкретной картины является беспросветная подростковая глупость, отягощенная избытком тестостерона. По «Ненависти» — якобы очень реалистичной, а на самом деле прохладной и дико эстетской — чувствуется, что Матьё Кассовиц не очень любит своих героев: в глубине души ему хочется сказать, что основная их беда в том, что папы с мамами не пользовались презервативами.
Режиссер: Жан-Пьер Женё
В ролях: Одри Тоту, Матьё Кассовиц, Доминик Пиньон
2-е место в списке франкоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel. Абсолютная противоположность «Ненависти» (при том, что Кассовиц сыграл здесь главную мужскую роль). Критики с повышенной социальной ответственностью не раз пеняли Жан-Пьеру Женё, что он показывает тщательно вымытый, прелестный, волшебный город, без мусора, бедняков и мигрантов, не очень-то похожий на реальный Париж. Но Женё и снимал сказку. Ее героиня, патологически скромная и несказанно прелестная девушка, однажды решает, что смысл ее жизни — приносить счастье другим: например, соединять людей, которые без нее никогда не влюбились бы друг в друга, вселять в сердца веру и надежду и так далее. Вот только своего собственного счастья она боится и от него бежит.
Женё признавался, что сначала придумал множество визуальных трюков, а потом долго думал, на что бы их нанизать — и в результате нанизал на простенькую, случайно пришедшую в голову историю девушки-официантки, интровертки с большим золотым сердцем. Это очень чувствуется: если присмотреться, «Амели» — довольно рыхлый фильм. Но это, в конце концов, ничтожный и простительный недостаток. Зато фокусы Женё бесконечно изобретательны, зато все без исключения персонажи неотразимы, и вообще его картина — одна из самых прелестных в истории европейского кино. За прошедшие после премьеры годы «Амели» успела стать классикой. Уже в 2010-м в рейтинге журнала Empire она заняла второе (!) место в списке величайших фильмов, снятых не на английском языке (впереди оказались «Семь самураев» Куросавы, а позади — и Эйзенштейн, и Феллини, и Бергман, и Тарковский, и Ренуар, и вообще все не англоязычное, что только можно себе представить).
Режиссер: Баз Лурманн
В ролях: Николь Кидман, Юэн МакГрегор, Джим Бродбент
Самый известный фильм автора «Ромео + Джульетты» и «Великого Гэтсби» База Лурманна — мюзикл, действие которого разворачивается в Париже начала XIX века. Сюжет заимствован из «Травиаты»: куртизанка Сатин, выступающая в «Мулен Руж», влюбляется в английского студента, но эта любовь обречена — у Сатин чахотка.
Герои поют хиты 70-х, 80-х и 90-х — Мадонну, The Queen, Стинга, Элтона Джона — и этот фокус Лурманну замечательно удается. Конечно, персонажи слишком много и бестолково говорят о любви, конечно, этот фильм можно было бы без ущерба сократить на полчаса — но зачем придираться: мир стал бы хуже без «Мулен Ружа».
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Майкл Питт, Ева Грин, Луи Гаррель
Юный американец Мэттью прибывает в Париж в 1968 году, в эпоху политических потрясений и всеобщей половой разнузданности. Парнишку быстро подбирают его французские ровесники, брат и сестра. Скоро Мэттью уже живет с ними в одной квартире. Изабель и Тео, как положено европейцам, склонны к декадансу и сексуальным экспериментам. С их помощью наивный янки скоро узнает о сексе все, о чем боялся спросить…
Фильм получил в прокате США суровый рейтинг NС-17 («Дети до 17 не допускаются ни под каким видом!») Но он, конечно, вовсе не порнографический, а ностальгический и нежный.
Режиссер: Жан-Пьер Жёне
В ролях: Одри Тоту, Доминик Пиньон, Гаспар Ульель, Джоди Фостер
Свой следующий после «Амели» фильм Жёне снял с тем же оператором, той же актрисой и тем же термоядерным зарядом гуманизма. Действие разворачивается в Первую мировую, по экрану то и дело разлетается каша из солдатских мозгов и окопной грязи — но сказочника Жёне куда больше волнует мелодрама, перемежающая кровавые военные эпизоды.
…Юной бретонке Матильде сообщили, что ее жених погиб на фронте. Идут месяцы, годы – а она никак не может в это поверить. И предпринимает свое – вполне детективное — расследование. Ей очень хочется верить, что парень каким-то чудом уцелел. Свидетели в голос говорит «Помер!» — а она с упорством безумицы продолжает следствие.
Фильм снят по книге Себастьена Жапризо (в оригинале и роман, и картина называются «Долгое воскресенье помолвленных»). Жене прочел этот роман еще в 1991 году и с тех пор мечтал экранизировать. После успеха «Амели» он смог найти деньги на съемки. (Жапризо относился к проекту благосклонно; он только попросил Женё показать ему окончательный сценарий, но умер за две недели до того, как сценарий был готов).
Фильм унаследовал все проблемы книги (отнюдь не лучшей у Жапризо — затянутой и местами смертельно скучной), но, тем не менее, в нем множество незабываемых кадров — в том числе тех, действие которых разворачивается в Париже. Один из самых эффектных — с Центральным рынком, «Чревом Парижа». Он был уничтожен в 70-е (сейчас на его месте циклопический и не то чтобы внушающий благоговение торговый центр «Форум Ле-Аль»), но с легкостью был воссоздан Женё на компьютере.
Режиссеры: братья Коэны, Гас ван Сэнт, Александр Пэйн, Том Тыквер, Альфонсо Куарон, Уэс Крейвен, Жерар Депардье и многие другие
В ролях: Стив Бушеми, Натали Портман, Элайджа Вуд, Жюльетт Бинош, Ник Нолти, Боб Хоскинс, Фанни Ардан
1-е место в списке франкоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel.
Полторы дюжины режиссеров сняли 18 коротеньких новелл про любовь в столице Франции. У Коэнов американский лупоглазый турист на станции метро “Тюильри” сталкивается с бандитской французской парочкой влюбленных (очень смешно). У Тыквера слепой юноша находит счастье в виде Портман. У Крейвена жених и невеста выясняют отношения на кладбище Пер-Лашез, подле могилы Оскара Уайльда. И т.д. Понятно, что немногие постановщики всерьез отнеслись к своим пятиминутным упражнениям, но общее впечатление от этой игрушки — очень приятное.
Режиссер: Брэд Берд
2-е место в списке англоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel.
История крысеныша Реми, которого природа наградила тонким вкусом и огромным талантом кулинара. Он не может, подобно сородичам, жрать всякий мусор. Он великолепно разбирается в пряностях, молится на шеф-повара, которого видит в телепрограммах — и однажды попадает в парижский ресторан, где при помощи несчастного мойщика посуды получает шанс применить способности на практике. Трогательный, остроумный и технически совершенный мультфильм, один из главных успехов студии Pixar.
Режиссер: Нора Эфрон
В ролях: Мэрил Стрип, Эми Адамс, Стэнли Туччи, Крис Мессина
5-е место в списке англоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel. 1949 год: американка Джулия Чайлд с мужем приезжает в Париж и пробует в ресторане рыбу морской язык с соусом меньер. Сердце Джулии тает: она бегом бросается изучать французскую кулинарию и через несколько лет готовит не хуже парижских шеф-поваров. Потом она становится автором знаменитых кулинарных книг и ведущей телепрограмм, которые обожает вся Америка. Считается, что Чайлд отучила (насколько смогла) американцев от кетчупа и хот-догов, привив хотя бы определенной части населения вкус к тонкой европейской кухне.
2002 год: ничем не примечательная офисная девушка Джули Пауэлл утешает по телефону жертв теракта 11 сентября, а вернувшись домой, самозабвенно готовит еду. Однажды ей приходит в голову фантазия в течение года приготовить блюда по всем 524 рецептам из книги Чайлд «Осваиваем искусство французской кухни». Все свои приключения у плиты она решает описывать в блоге. Он становится очень популярен, а Пауэлл по завершении эксперимента становится знаменитостью.
У Норы Эфрон, автора этой комедии, изо всех блюд лучше всего получалась сахарная глазурь. Все беды в ее картине сводятся к неудачно перевернутому омлету или (самое страшное) перебранке героини с добрым, милым мужем, завершающейся скорым примирением. Драматургия выметена из фильма вместе со сценами, способными хоть чем-то расстроить зрителя. Однако многим это-то и по душе. Вроде не сильно примечательное кино — но поразительно, что сами парижане спустя столько лет его помнят и называют в числе любимых.
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Оуэн Уилсон, Рейчел МакАдамс, Кэти Бейтс, Эдриен Броуди, Карла Бруни, Марион Котийяр, Майкл Шин, Леа Сейду
1-е место в списке англоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel.
Самый очаровательный и самый кассовый фильм Вуди Аллена за последние годы, комедия про американца в Париже; нравится всем без исключения. Звон полуночных часов перебрасывает героя Оуэна Уилсона, мятущегося неврастеника, из современности то в 20-е годы, к Хемингуэю, то в бель-эпок к Тулуз-Лотреку. Аллен получил за сценарий этой картины свой четвертый и последний «Оскар»: из-за скандала, связанного с надуманными обвинениями в педофилии, больше 84-летнему режиссеру никаких статуэток не дадут. Хотя живому классику они давно уже и не нужны.