Кто получит Оскар-2022: комедия об адских драках против фильма про злого Камбербэтча

Кто получит Оскар-2022: комедия об адских драках против фильма про злого Камбербэтча Бенедикт Камбербэтч в фильме "Власть пса". Кадр из фильма

Объявлены номинанты на Оскар 2022 года. Наш обозреватель Денис КОРСАКОВ сравнил — у кого больше всего шансов на главную кинопремию планеты.

Одно из самых авторитетных американских изданий о кино, Variety, начинает составлять прогнозы на Оскар-2022 за много месяцев до того, как объявляют номинантов. Поначалу это предсказания почти из серии «пальцем в небо», но каждые несколько дней они корректируются — в зависимости от того, как приняли тот или иной фильм или актерскую работу публика, критики и фестивальные жюри, на какие еще премии были номинированы картины и их создатели. Плюс, конечно, инсайдерская информация и натренированное за годы наблюдений за Оскаром чутье. К февралю список обретает очень четкую форму; журналисты Variety предсказывают не только номинантов, но заодно сразу и победителей.

Конечно, они могут ошибаться (Киноакадемия порой подбрасывает совершенно ошеломительные сюрпризы). И на этот раз они не везде угадали: например, Леди Гага пролетела мимо номинации на Оскара в категории «Лучшая актриса», «В роли Рикардо» — в категории «Лучший фильм», Бен Аффлек за «Нежный бар» — в категории «Лучший актер в роли второго плана»… Но более точных прогнозов, чем у Variety, пока нет, и их пророчества как минимум очень внятно аргументированы.

Конечно, и после объявления номинантов Variety продолжает держать руку на пульсе — вплоть до церемонии награждения (в 2022 году она пройдет 27 марта). Между прочим, в прошлом году они оказались чуть ли не единственными, кто уверенно предсказал победу Энтони Хопкинса и Фрэнсис МакДорманд в категориях «Лучший актер» и «Лучшая актриса» (почти все остальные аналитики упорно ставили на Чедвика Боузмана и Вайолу Дэвис).

https://youtu.be/levEeemtCgE

Сейчас главным претендентом на звание лучшего фильма 2021 года Variety называет «Белфаст» — очаровательную, нежную комедию Кеннета Браны про мальчика, взрослеющего на фоне кровавых столкновений между католиками и протестантами в Северной Ирландии конца 60-х. Да, именно так — нежная комедия на фоне адских драк и взрывов. С первого взгляда «Белфаст» напоминает «Рому» Альфонсо Куарона: это тоже черно-белое, отчасти ностальгическое, во многом автобиографическое кино, и для обоих режиссеров неявным ориентиром был феллиниевский «Амаркорд». Но «Рома» все-таки похожа на высокохудожественную скульптуру изо льда — это безупречное, чистое и мертвое кино; «Белфаст» куда более человечный. Главный вопрос, который стоит перед родителями маленького героя — уезжать из Северной Ирландии, где они провели всю жизнь, в сравнительно благополучную Англию (а не то вообще в Австралию или Канаду), или нет? Можно ли рвать связи с родиной, или надо любой ценой оставаться там, где появился на свет, где похоронены предки, где все свое и близкое (ну, кроме погромов, которые происходят все чаще и все ближе к твоей входной двери)?

https://youtu.be/ASrw4T8hVm8

Главный (и очень мощный) конкурент «Белфаста» — «Власть пса», экранизация старого романа Томаса Сэвиджа, психологическая драма в обертке почти вестерна. Действие разворачивается в Монтане, в 1920-е годы; Бенедикт Камбербэтч играет немолодого, умного, богатого, злого владельца ранчо, которого бесит, что его недалекий брат женился на вдовушке (Кирстен Данст) с «прицепом» — сыном-подростком, отнюдь не мужественным любителем плести цветочки из бумажек. В общем, с точки зрения, героя Камбербэтча, слизняком. Отношения между этими двумя персонажами будут крайне сложными и завершатся максимально драматическим образом. «Власть пса» — первый полнометражный фильм выдающегося новозеландского режиссера Джейн Кэмпион после 12-летней паузы. Общего с «Белфастом» у него — разве что обилие прекрасных актерских работ. В случае с «Властью…», помимо упомянутых актеров, необходимо назвать Джесси Племонса (который не только на экране, но и в жизни муж Кирстен Данст) и 26-летнего Коди Смита-МакФи (он прославился еще в детстве, сыграв в «Дороге» и в голливудском ремейке «Впусти меня»; Variety считает, что именно он сейчас получит «Оскара» как лучший актер в роли второго плана). «Белфаст» может похвастаться Катриной Балф, Джейми Дорнаном (который как бы реабилитируется после позорного выступления в трилогии «Пятьдесят оттенков серого») и ветеранами британского кино Киараном Хайндсом и Джуди Денч в ролях бабушки и дедушки главного героя.

«Дюна» Дени Вильнева гораздо популярнее и «Власти пса», и «Белфаста», почти наверняка на церемонии ее наградят несколькими статуэтками. Операторская работа, работа художников, гримеров, костюмеров… Но «Лучший фильм года» — нет. Киноакадемия не любит фантастику. Конечно, несколько лет назад там наградили «Форму воды» Гильермо дель Торо — но скорее за гуманизм (или то, что показалось проповедью гуманизма). «Дюна» ничего подобного предъявить не может — только километровых песчаных червяков, что, с точки зрения киноакадемиков, несолидно.

Очень показательно, что автор «Дюны» Дени Вильнев не получил номинацию в категории «Лучший режиссер», хотя казалось, что место ему там обеспечено. Вильневу неожиданно предпочли японца Рюсуке Хамагути за каннский хит «Сядь за руль моей машины», трехчасовую экранизацию рассказа Харуки Мураками. Конечно, шансы Хамагути и фильма на победу (а «Сядь за руль…» номинирован и в главной категории «Лучший фильм года»!) ничтожны, история с корейскими «Паразитами» вряд ли повторится в 2022 году. Но вот в категории «Лучший международный фильм» у японской картины шансы великолепные. (Увы, в пятерку номинантов в этой категории не попал финско-российский фильм «Купе № 6», несмотря на то, что и в Каннах, и у американских рецензентов его ждал большой успех).

«Король Ричард» — мучительно медленная картина о Ричарде Уильямсе, отце теннисисток Серены и Винус Уильямс (своими карьерами, как считается, они обязаны папе, оказавшемуся блестящим менеджером и отчасти тренером). «Лучшим фильмом года» «Король Ричард» не будет назван ни за что, но у Уилла Смита огромные шансы на Оскар за лучшую мужскую роль. В конце концов, он шел к этой победе четверть века, снимаясь то в боевиках, то в фантастических блокбастерах, то в комедиях, то в серьезных драмах, и успел стать практически родным для кинозрителей всей планеты. Многим (в том числе журналистам Variety) победа Смита кажется такой же очевидной, как победа Леонардо ДиКаприо в 2016 году с «Выжившим». Однако у ДиКаприо тогда не было серьезных конкурентов, а у Смита есть Бенедикт Камбербэтч, который во «Власти пса» играет куда тоньше и виртуознее.

«Вестсайдская история» Стивена Спилберга с оглушительным грохотом провалилась в прокате: кажется, современный зритель счел новую версию нашумевшего в 50-е бродвейского мюзикла столь же неактуальной, как бриолин или крахмальные воротнички. (Некоторым критикам — в частности, обозревателю «КП» — показалось, что этот фильм можно было и не снимать: первая, вышедшая в 1961-м, киноверсия «Вестсайдской истории», на которую бесконечно оглядывается Спилберг, и через 60 лет после премьеры выглядит абсолютно живой, практически безупречной, не нуждающейся ни в каком «переосмыслении»). Спилберговский фильм представляет из себя прежде всего каприз пожилого режиссера, влюбленного в музыку Леонарда Бернстайна, — но все-таки у него есть свои достоинства.

Аналитики Variety поначалу считали, что 90-летняя Рита Морено, снимавшаяся и в старом фильме, и в новом, является основной претенденткой на «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана, но быстро переменили мнение: сейчас они ставят на Ариану ДеБозе, сыгравшую Аниту — ту же роль, за которую как раз Морено получила Оскара в 1962-м.

Остальные картины в списке — почти балласт: они могут быть хорошими или плохими, но Оскар в категории «Лучший фильм года» им достанется разве что чудом. «CODA: ребенок глухих родителей» — простая как три копейки история об американской девушке, которая помогает глухим папе и брату ловить рыбу, а сама мечтает о карьере певицы. Сентиментальные люди хнычут, а циникам кажется, что режиссер(ка) Шан Хейдер пытается доить зрителей, будто коров, только выжимая из них не молоко, а эмпатию. «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона — обаятельное, хотя и несколько рыхлое кино о Лос-Анджелесе 70-х годов, в котором не без скрипа совмещаются история о взрослении подростка и комедийная мелодрама (за 25-летней девушкой ухаживает старшеклассник; она не относится к нему всерьез, подыскивает другого, более взрослого и серьезного мужчину, и лишь в финале понимает, что тот, кто ей на самом деле нужен, все это время вертелся под ногами). «Не смотрите наверх» — сатирическая комедия Адама МакКея о том, как на Землю летит комета, а земляне в своей массе так глупы, что либо не верят в нее, либо не обращают на угрозу внимания; очень многих в России этот фильм привел в восторг, но американским критикам резко не понравился, а их мнение что-нибудь да значит.

https://youtu.be/9iVtuiYw2vs

Ну и «Аллея кошмаров» — нуар про мошенника-фокусника, выдававшего себя за настоящего медиума и поскользнувшегося на этой дорожке; редкий фильм Гильермо дель Торо, в котором почти нет фантастики и мистики (хотя карты Таро в одной сцене все-таки довольно точно предсказывают прискорбную судьбу героя Брэдли Купера).

Что касается категории «Лучшая женская роль», Variety прорицает, что Николь Кидман получит второго Оскара за фильм «В роли Рикардо». Это история американской телезвезды 50-х Люсиль Болл, звезды ситкома «Я люблю Люси», которая на экране была простоватой домохозяйкой, а в жизни — умницей, железной женщиной и фактически главным автором сериала. В этой категории Киноакадемия неожиданно прокатила Леди Гагу, сыгравшую в «Доме Gucci» Ридли Скотта — а она до последнего считалась одной из основных претенденток на статуэтку. Ей предпочли Джессику Честейн в фильме «Глаза Тэмми Фэй» — про супругов-проповедников, «телеевангелистов» Беккеров, которые в 70-е добились оглушительной популярности, рухнувшей в результате череды не менее оглушительных скандалов.

Номинанты на Оскар 2022

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

«Аллея кошмаров»

«Белфаст»

«Вестсайдская история»

«Власть пса»

«Дюна»

«CODA: ребенок глухих родителей»

«Король Ричард»

«Лакричная пицца»

«Не смотрите наверх»

«Сядь за руль моей машины»

https://youtu.be/l8ok39CP_os

ЛУЧШИЙ АКТЕР

Хавьер Бардем («В роли Рикардо»)

Дензел Вашингтон («Трагедия Макбета»)

Эндрю Гарфилд («Тик-так… БУМ!»)

Бенедикт Камбербэтч («Власть пса»)

Уилл Смит («Король Ричард»)

ЛУЧШАЯ АКТРИСА

Афиша фильма «Быть Рикардо». Фото: kinopoisk.ru

Николь Кидман («В роли Рикардо»)

Оливия Колман («Незнакомая дочь»)

Пенелопа Крус («Параллельные матери»)

Кристен Стюарт («Спенсер»)

Джессика Честейн («Глаза Тэмми Фэй»)

ЛУЧШИЙ АКТЕР В РОЛИ ВТОРОГО ПЛАНА

Трой Коцур («CODA: ребенок глухих родителей»)

Джесси Племонс («Власть пса»)

Дж.К. Симмонс («В роли Рикардо»)

Коди Смит Мак-Фи («Власть пса»)

Киаран Хайндс («Белфаст»)

ЛУЧШАЯ АКТРИСА В РОЛИ ВТОРОГО ПЛАНА

Кадр из фильма Стивена Спилберга «Вестсайдская история»

Джесси Бакли («Неизвестная дочь»)

Кирстен Данст («Власть пса»)

Джуди Денч («Белфаст»)

Ариана ДеБозе («Вестсайдская история»)

Онжаню Эллис («Король Ричард»)

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР

Пол Томас Андерсон («Лакричная пицца»)

Кеннет Брана («Белфаст»)

Джейн Кэмпион («Власть пса»)

Стивен Спилберг («Вестсайдская история»)

Рюсуке Хамагути («Сядь за руль моей машины»)

Расскажите об этом друзьям!