Покажут ли в России «Бэтмена»: кинотеатры спасаются от краха

Покажут ли в России «Бэтмена»: кинотеатры спасаются от краха Постер фильма «Бэтмен» (2022)

Весной 2022 года российские кинотеатры за считанные часы остались без хитов, на которые очень рассчитывали. Как выживает российский кинопрокат? Вместе с главным редактором крупнейшего профессионального журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Александром НЕЧАЕВЫМ наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ попытался ответить на этот вопрос.

1 марта 2022 года стало известно, что компания Disney не будет больше показывать свои фильмы в России, по крайней мере, до окончания спецоперации в Украине. Стремительно подтянулась студия Warner Bros., отменившая не то что премьеру фильма «Бэтмен», а даже его показ для кинокритиков. Следом – остальные крупнейшие голливудские студии.

Кинотеатры будут закрываться?

Увы, да. Весь российский прокат был ориентирован на показ голливудских блокбастеров. Просто потому, что именно их любили зрители. Никто не умеет развлекать людей лучше, чем американские режиссеры, с их гигантскими бюджетами и невероятными спецэффектами. И более 70 процентов выручки нашим кинотеатрам приносили голливудские фильмы. Грубо говоря, вроде «Аватара» (он вышел в конце 2009 года, но до сих пор держит пальму первенства по сборам в мире в целом и в России в частности — более трех с половиной миллиардов рублей). Или бесчисленных кинокомиксов про Бэтмена, про Аквамена, про Черную вдову, Тора, доктора Стрэнджа и особенно про идола большинства подростков мира, Человека-паука. «Нет пути домой», фильм с участием трех актеров, в разные годы игравших Спайдермена, стал самым кассовым в 2021 году, он чуть-чуть не добрался до сборов в три миллиарда рублей в России и в два миллиарда долларов в мире. Плюс голливудские мультфильмы, детективы, фантастические боевики и триллеры… Российская продукция во всех этих жанрах в обозримом будущем не сможет конкурировать с американской на равных.

https://youtu.be/6I4TN185Szw

В каких случаях российские фильмы могут быть конкурентоспособны?

История показывает, что такое может быть в отдельных случаях, а не на постоянной основе. В списке 20 самых популярных фильмов в российском прокате в XXI веке пять российских: «Холоп», «Движение вверх», «Т-34», вторая и третья части «Последнего богатыря». А если мы посмотрим на список самых кассовых 50 фильмов (где есть еще «Сталинград», «Лед» и «Лед-2», «Викинг», ремейк «Экипажа», самый первый «Богатырь», киноверсия «Полицейского с Рублевки»), получится, что в России из 50 сделаны 12. Но этого все равно недостаточно.

В основной массе это комедии, мелодрамы и исторические драмы – жанры, которые почти в любой стране мира ориентированы прежде всего на локальную аудиторию. Собственно, с комедиями импортозамещение в прокате уже произошло – российские картины легкого жанра давно собирают больше, чем голливудские. С историческими драмами сложнее – они недешевы и небыстры в производстве, при существующей емкости отечественного рынка их количество сильно ограничено. Кроме того, режиссеров и продюсеров, способных снять качественное кино в этом жанре, в России можно посчитать по пальцам одной руки. Словом, быстрое импортозамещение в киноиндустрии невозможно. Тут как в старом анекдоте про Наполеона и маршала Нея: «проиграть сражение у нас были тысячи причин. Во-первых, у нас не было пороха…».

Сейчас кассовые сборы очень низки. Например, на уикенде 21-24 апреля первую строчку в списке самых кассовых фильмов занял российский «Первый «Оскар» про фронтовых кинооператоров: он собрал 31,6 млн. рублей. Для сравнения, «Девятаев», стартовавший в конце апреля 2021 года, за четыре дня собрал 78 миллионов, и это никто тогда не счел грандиозным успехом. Про сборы больших голливудских фильмов, выходивших в прошлом году, лучше не вспоминать – они просто выступали в другой лиге. Например, «Матрица: Воскрешение», картина явно не самая удачная, но все же вызвавшая любопытство зрителей, освоила за первый уикенд 287 миллионов…

Фото: Александр Авилов

Кинотеатрам сейчас плохо. Одни эксперты (глава сети кинотеатров «Синема пять» Алексей Воронков) говорят, что 25% залов в России за март закрылись, другие (глава сети «Синема Стар» Карина Агаджанова) что 11%, третьи (компания Невафильм    Research) что 7%. Разница в оценках, видимо, связана с тем, что некоторые залы перешли в «режим выходного дня»: например, по уикендам они работают, а в будни закрыты, и не очень понятно, как такие залы считать. Совсем закрытые залы не то чтобы гибнут они «консервируются»; технически это сделать нетрудно, и расконсервировать обратно тоже. Их снова откроют, когда появится голливудская продукция, которую показывали раньше. Но, пока ее нет, они будут закрываться и дальше. Проблема еще и в том, что кинотеатральному оборудованию требуются запчасти, а их делают на Западе. Их импорт в страну приостановлен, аналогов нет. Те, кто успел обновить оборудование до ситуации с санкциями, могут тихо радоваться. А тем, кто не успел, делать нечего.

В нашей стране больше половины кинотеатров однозальники. Некоторая их часть была открыта в малых городах по программе кинофикации, они существуют в том числе за счет субсидий Фонда кино. С ними как будто ничего страшного произойти не должно. Но все же основную выручку приносят не они, а коммерческие многозальники, они же мультиплексы, чаще всего расположенные в торговых центрах в крупных городах. Вот там залы и консервируются, и, если ничего не произойдет, продолжат.

А старые фильмы могут что-то собрать в прокате?

Фото: Андрей Никеричев

Старых фильмов выходит сейчас множество. А реально удивили сборами только «Брат» и «Брат-2» совместными усилиями они заработали около 100 миллионов рублей (здесь снова вспомним стартовые цифры первого уикенда новой «Матрицы»). Но это правда культовое кино. Первый «Брат» был снят 25 лет назад, а второй м 22 года. Многие зрители просто в силу возраста никогда не видели эти картины на большом экране, и захотели наконец встретиться в кинозале с героем, которого по-настоящему любят.

Повторно выпущенный в прокат «Салют-7» собрал 18 миллионов, есть неплохие кассовые перспективы у перевыпуска «Бумера»… Однако таких фильмов очень немного. Люди ведь не ходят в кинотеатры, чтобы посмотреть абы что. Не ходят на кино, которое сочли «одноразовым». Пусть оно и собрало много денег несколько лет назад, его с тех пор миллион раз показали по телевизору, и никаких причин отрываться от дивана и покупать на него билет зрители не видят. Кстати, у совсем старых картин, благодаря телепоказу насмерть «замыленных» в глазах аудитории, типа «Служебного романа», шансов совсем нет. Пусть даже их знают наизусть. Во многом именно потому, что знают наизусть.

Почему у нас иногда выходят голливудские фильмы, например «Флешбэк» c Моникой Беллуччи?

Голливуд держится на пяти китах: это так называемые студии-мейджоры, гиганты, которые тратят огромные деньги на блокбастеры, а потом получают с них колоссальные сборы. Disney, Warner Bros., Universal, Paramount, Sony. Все они в  марте объявили о приостановке проката своих фильмов в России. Началось все с Disney, остальные стремительно подтянулись. Некоторые, говорят, не особо хотели уходить, но ничего поделать они уже не могли все побежали, и они побежали. Сейчас, по информации «Бюллетеня кинопрокатчика», одна компания-мейджор осторожно размышляет о возобновлении проката своих фильмов в России, но раньше июля этого точно не случится. И в любом случае все будет зависеть от ситуации на Украине.

Еще есть два «мини-мейджора» независимые компании Lionsgate и STX. Первая, например, выпустила «Голодные игры» (это их главный хит), «Сумерки», «Джона Уика», «Иллюзию обмана», «Пилу». Она не делала никаких громких заявлений, но фактически присоединилась к «большой пятерке»; ее новые проекты исчезают из российского графика релизов. А вот у второй, STX Entertainment, ничего не исчезает: в России пока выходит все, что было запланировано. Но это идеологически особенная компания: ее картины часто настроены весьма критически по отношению к политике США. Например, только что у нее вышел фильм с тем же Лиамом Нисоном «Игра теней» про то, как благородный герой сражается с абсолютными негодяями из ФБР. В прошлом году она выпустила фильм «Мавританец» про борьбу правозащитницы за узника Гуантанамо, которого американские власти выкрали из Марокко и годами пытали на своей военной базе без явных доказательств вины. Невероятно, но этот фильм с участием двух суперзвезд, Бенедикта Камбербэтча и Джоди Фостер, собрал в России больше, чем в США! Во «Флешбэке» ничего теплого про Америку тоже не сообщается. Наоборот, проводится мысль, что на официальном уровне власти страны не способны бороться с таким злом, как детская проституция. И это как раз фильм STX.

Кроме того, у нас периодически выходят европейские фильмы и картины сравнительно небольших американских студий. Независимые прокатчики приобретают их на международных кинорынках – специально устроенных коммерческих событиях, где продавцы контента из разных стран встречаются с потенциальными покупателями. Купив тот или иной проект, российский прокатчик подписывает договор, в котором указано, что может быть причиной разрыва сделки. Как правило, зарубежный правообладатель может забрать права на свою картину, заплатив неустойку. Иногда это происходит – например, фильм ужасов «Икс» американской студии A24, который должен был выйти в марте 2022 года, в последний момент покинул российский график релизов. А фильм той же студии «Все, везде и сразу» все-таки вышел в прокат в апреле. Можно предположить, что российский покупатель «Все, везде и сразу» заплатил за права на фильм целиком до начала проката (обычно сначала платят около 20% суммы, а оставшуюся часть – после завершения проката), поэтому размер неустойки был слишком велик.

С другой стороны, кассовый потенциал у большинства зарубежных картин, купленных на таких кинорынках, несопоставим с голливудскими аналогами. Российские зрители на европейское кино не то чтобы рвутся. Экранизация романа Бальзака «Утраченные иллюзии» хоть и была во Франции объявлена лучшим фильмом прошлого года, получила семь высших национальных кинопремий «Сезар», в российском прокате собрала очень скромные 6 миллионов рублей. «История моей жены» венгерского классика Ильдико Эньеди очень заинтересовала критиков на Каннском кинофестивале, но в российском прокате собрала около полутора миллионов рублей, ее по всей стране посмотрело всего 3 738 человек.

https://youtu.be/I4mBY8qot54

Будут ли показывать в кино голливудские фильмы пиратским образом?

В России уже много раз нелегальным образом на больших экранах, при стечении публики показали фильм «Бэтмен». И никаких санкций к тем, кто это сделал, российскими правоохранительными органами применено не было. В российских онлайн-кинотеатрах договоры о лицензировании обычно заключались на год. Голливудские студии на этот период предоставляли доступ к своим фильмам. Сейчас они прекратили лицензировать новинки, а договоры на старые фильмы не возобновляют. Срок истекает, и многие пользователи замечают, что картина, которую можно было посмотреть еще вчера, уже недоступны. Но вчерне придумано решение проблемы: принудительное лицензирование. Не хотите показывать, мы будем показывать сами, без вашего ведома. По идее, должна быть создана некая организация, типа РАО (Российского авторского общества), которая будет аккумулировать все деньги от лицензирования голливудского контента, а потом, когда студии вернутся, она им эти деньги отдаст.

Дмитрий Красилов. Фото: Борис Кудрявов

Идея смелая и пока довольно сырая. Никто пока не понимает, к чему она приведет. Речь идет об онлайн-кинотеатрах, но традиционные кинотеатры тут же спросят: «А чем мы хуже?» Нет ведь никакой проблемы в том, чтобы найти копию того же «Бэтмена» в разрешении, достаточном для демонстрации на экране кинотеатра. Это просто файл размером в 150-200 гигабайт (для сравнения: приличное качество на экране домашнего телевизора обеспечивает файл размером 2-4 Гб, а  HD-качество, выше которого прыгать в домашнем кинотеатре просто некуда 15-20 Гб). И найдется, откуда такой файл скачать.

Но вопросов очень много. Например: даже если условного «Бэтмена» таким образом запустят в тысяче кинотеатров, где будет реклама? За рекламу всегда платит правообладатель. В случае с голливудским контентом – это американская студия-производитель. Кто оплатит многомиллионные рекламные кампании принудительно лицензированных фильмов на ТВ? А ведь именно реклама помогла собрать последнему «Человеку-пауку» его сумасшедшие 2,98 млрд рублей. Скорее всего, люди, которые разрабатывают эту идею, считают, что решение уже найдено, но на самом деле на до конца понимают, как работает кинопрокат.

Пиратство расцветает в любом случае. Люди и без того массово пользуются пиратскими видеостримингами, которые с развитием широкополосного Интернета вытеснили старые добрые торрент-трекеры. Может быть, кто-то сейчас думает: «Ура, наконец-то весь этот голливудский шлак исчезнет с экранов»!» Нет, те, кто раньше смотрел американские блокбастеры, продолжат это делать. Просто дома, на больших телевизорах, которые за последние десять лет появились во множестве семей.   

Расскажите об этом друзьям!