Рецензия на фильм «Сказки Гофмана» (2024): комедия о золотых руках гардеробщицы

Рецензия на фильм «Сказки Гофмана» (2024): комедия о золотых руках гардеробщицы Кадр из фильма «Сказки Гофмана» (2024).

28 марта 2024 года в прокат выходит фильм «Сказки Гофмана» — картина об очень робкой даме, которая, кажется, вот-вот умрет от собственной скромности. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ впервые увидел фильм еще полгода назад на фестивале «Короче» в Калининграде, и на московской премьере пересмотрел его отнюдь не без удовольствия. Об этом он рассказал в своей рецензии.

Трейлер фильма «Сказки Гофмана» (2024)

Сюжет

Тридцатилетняя женщина по имени Надя Страхова работает в библиотеке (которую вот-вот закроют, чтобы превратить в караоке-клуб), а по вечерам еще подрабатывает гардеробщицей в театре. Она привыкла к одиночеству и ходит по улицам своего города, не поднимая глаз. Еще она привыкла всегда, передо всеми и за все извиняться.

Кадр из фильма «Сказки Гофмана» (2024)

Реальную жизнь Надя не любит. Самым близким человеком для нее когда-то была мама, от которой «на память остались бигуди, малогабаритная квартира и неуверенность в себе». Сейчас самый близкий человек — муж (Максим Стоянов), который проводит дни, лежа на диване и жалуясь на свою вымышленную болезнь, криптомнезию, специфический вариант амнезии (по факту он забывает все, что ему удобно забыть). О чем он помнит всегда — так это о том, чтобы твердить Наде: кроме него, никто не взял бы ее замуж, а он оказался героем и по широте душевной смилостивился над невзрачной и неловкой девушкой. (Красавица Екатерина Вилкова в этом фильме, даже не прибегая ни к какому особенному гриму, умудряется выглядеть чуть-чуть кикиморой).

Но однажды на Надю прямо в гардеробе внимательно смотрит мужчина. Точнее, не на нее, а на кисти ее рук — тонкие и изящные. Мужчина (Евгений Цыганов) работает ассистентом режиссера, и завтра с утра как раз нужны красивые руки для крупного плана. Так у Нади начинается настоящая карьера: ее руки мелькают то в сериалах, то в фильмах, то в рекламе, постепенно начинают жить своей отдельной звездной жизнью, капризничают, требуют покупать им дорогие кремы и мягкие варежки. Руки начинают зарабатывать доллары (которые муж отбирает и прячет в морозильнике — ему очень нужна иномарка). А в лице помощника режиссера Надя находит друга, которому можно выплакаться. Можно, конечно, и изменить с ним мужу, но на это наша героиня решиться не может. Она не может решиться даже на то, чтобы полюбить себя.

Кадр из фильма «Сказки Гофмана» (2024)

Плюсы и минусы фильма

Действие «Сказок Гофмана», первой полнометражной работы Тинатин Баркалая, разворачивается в конце 90-х; в кадре появляется тамагочи, а за кадром постоянно звучат песни группы «Колибри». Но в лоб обозначить время (например, с помощью банального, но удобного титра «1999 год») режиссер не решается. Словно боится, что ее спросят: «А почему именно 90-е, а, например, не конец 2000-х»? Вообще у злого зрителя к «Сказкам Гофмана», как и ко многим дебютным работам, может возникнуть немало вопросов. Например, почему героиня, несмотря на чудесные повороты в своей судьбе, так и не может к финалу измениться по-настоящему? Это фильм или портрет такой вот нескладной, закомплексованной, прелестной леди, который мы должны внимательно рассматривать полтора часа?

Кадр из фильма «Сказки Гофмана» (2024)

Но в обаянии, легкости, изяществе «Сказкам Гофмана» не откажешь. Истерически смеяться на этой комедии вряд ли кто-то начнет, но это и не предполагалось: режиссер выдерживает ровную, ироничную сказочную интонацию. На Вилкову, Цыганова и Стоянова всегда приятно смотреть, как и на актеров в ролях второго плана: Ксению Кутепову, Наргис Абдуллаеву, Наталью Павленкову, Анну Ардову, Алексея Гуськова (пусть Ардова появляется на минуту, а Гуськов, заявленный как звезда фильма — на несколько секунд). И, коль скоро героиня не смогла до конца измениться, может быть, «Сказки Гофмана» помогут сделать это кому-то из зрительниц, опознавших в Наде Страховой себя.

Расскажите об этом друзьям!