16 мая 2023 года на Лазурном берегу открывается 76-й по счету Каннский кинофестиваль. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ решил заранее вспомнить его историю — крупнейшие скандалы, фильмы, заслуженно и незаслуженно получившие награды, и неожиданных председателей жюри вроде Жоржа Сименона.
Старейший в мире кинофестиваль — Венецианский, он впервые прошел в 1932 году. Каннский появился в 1938-м, во многом в пику ему. Дело даже не в желании французов соперничать с итальянцами, а в том, что в Италии правил Бенито Муссолини, и тенденции на фестивале были соответствующими: главные призы доставались фильмам, так или иначе воспевающим фашизм.
Французский фестиваль был организован при прямом участии министра образования Франции. Было два варианта, где его проводить: Канн* и Биарриц. Выбрали Лазурный берег. Торжественное открытие самого первого киносмотра состоялось 31 августа 1939 года при большом стечении голливудских звезд, пересекших океан на роскошном лайнере. А на следующий день началась Вторая мировая война. Фестиваль сначала перенесли, а потом отменили. И только в 1946-м прошел следующий.
На протяжении 40-х и 50-х престиж фестиваля постепенно рос. Широкую публику интересовали прежде всего звезды, мелькающие на красной дорожке и на пляжах, но при этом и фильмы в официальной программе привлекали огромное внимание критиков.
* До сих пор до конца не понятно, как по-русски писать название города. По-французски Cannes читается как Канн, но в названии города использовано существительное во множественном числе (cannes — «тростники»). Поэтому и в русском бытует написание во множественном числе — Канны. Какой вариант выбрать, решайте сами. Мы выбираем «Канн».
Каннский кинофестиваль всегда проходит в мае (исключением стал 2021 год — тогда из-за продолжающейся пандемии он прошел в июле). В этом году он откроется 16 мая, а закончится 27-го.
Самым жутким для организаторов, без сомнения, стал фестиваль 1968 года, проходивший на фоне студенческих волнений в Париже. Жан-Люк Годар в компании Франсуа Трюффо, Карлоса Сауры и Джеральдины Чаплин буквально вцепились в занавес и не давали ему открыться. Годару казалось, что проводить фестиваль (а он начался с выступления принцессы Монако Грейс Келли и показа отреставрированной версии «Унесенных ветром»), когда бунтуют студенты и на глазах рушится капиталистический мир, глупо и подло. Какая Грейс Келли? Надо выражать солидарность с молодежью! Да и все фильмы в конкурсе безнадежно устарели. В итоге капиталистический мир устоял, но фестиваль был сорван.
Впрочем, до и после фестиваль проходил гладко (не считая 2020 года, когда его отменили из-за коронавируса). Однако скандалы калибром поменьше время от времени случались.
В 2015-м, например, группу женщин не пустили на открытии в зал, потому что они носили туфли на плоской подошве, а не на высоком каблуке. (Оказалось, что нужно на высоком — все-таки торжественное мероприятие!) Потом выяснилось, что женщины выбрали такую обувь по медицинским причинам. Шум поднялся страшный: в знак солидарности многие звезды потом демонстративно шли по красной дорожке в туфлях на плоской подошве или вообще босиком.
А в 2011-м режиссер Ларс фон Триер объявил на пресс-конференции по поводу премьеры «Меланхолии»: «Я понимаю Гитлера. Он, безусловно, сделал кое-что неправильное, но я могу вообразить его сидящим в бункере в самом конце… Я немножко симпатизирую ему, да». Потом еще добавил: «Я всю жизнь думал, что я еврей, но потом выяснил, что я наци». Это было не всерьез, просто идиотские шутки, но руководство фестиваля юмора не поняло, Триера, некогда бывшего любимцем Канна, объявили персоной нон грата. Потом, правда, простили.
Скандалы были связаны и с конкретными фильмами. На показе ныне классической «Необратимости» Гаспара Ноэ из зала выбежало 250 человек (в основном женщин), некоторым понадобилась медицинская помощь. Людей слишком потрясли сцены убийства и изнасилования, к тому же Ноэ использовал в саундтреке низкочастотные звуки, которые человек не может слышать, но может чувствовать (он хотел, чтобы у зрителя бежали мурашки по коже); у некоторых в результате возникало ощущение тошноты, головокружения и дезориентации в пространстве.
Раньше страны сами выдвигали фильмы на фестиваль (примерно как сейчас на «Оскар» в категории «Лучший международный фильм»). С 1972 года специальная комиссия отборщиков смотрит в год множество фильмов (сейчас — по паре тысяч), чтобы отобрать несколько десятков, входящих в официальные программы. Понятно, что картины по-настоящему знаменитых режиссеров имеют больше шансов на то, чтобы попасть в конкурс. Окончательное решение принимает программный директор — сейчас на этой должности Тьерри Фремо.
Его выбирает совет директоров Каннского кинофестиваля. Кто войдет в жюри 2023 года, пока неизвестно — названо лишь имя председателя. Это шведский режиссер Рубен Эстлунд, дважды получавший «Золотую пальмовую ветвь» (за фильмы «Квадрат» и «Треугольник печали»). Эстлунд стал всего лишь девятым режиссером в истории, чьи фильмы удостоились главной каннской награды дважды (еще в этот клуб входят соотечественник Эстлунда Альф Шеберг, американец Фрэнсис Форд Коппола, датчанин Билле Аугуст, серб Эмир Кустурица, японец Шохей Имамура, бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны, австриец Михаэль Ханеке и британец Кен Лоуч).
Вообще любопытно, что раньше жюри регулярно возглавляли писатели и драматурги: Андре Моруа (1951, 1957), Марсель Ашар (1958, 1959 — это он выписал «Золотую пальмовую ветвь» драме «Летят журавли», единственной советской/российской картине, удостоенной этой награды), Жорж Сименон (1960), Жан Жионо (1961), Арман Салакру (1963), Андре Шамсон (1968), Мигель Анхель Астуриас (1970), Франсуаза Саган (1979), Уильям Стайрон (1983). На Стайроне эту практику и прекратили — с тех пор жюри возглавляют исключительно кинематографисты. Кстати, в этом году жюри возглавит замечательный американский характерный актер Джон К. Райли.
На сегодняшний день на Каннском кинофестивале существуют такие награды:
В параллельной, тоже очень престижной программе «Особый взгляд» раньше вручался один приз — главный, плюс какой-нибудь спецприз («за оригинальность», «за храбрость», «лучшему режиссеру», «лучшей актрисе» и т. д.) Но в 2022 году там вручили призы по полной программе, почти как в основном конкурсе: «Приз жюри», лучшему режиссеру, за лучшие работы актеров, за лучший сценарий. Вероятно, так будет и дальше.
Еще есть «Золотая камера» (за лучший дебют) и приз фонда Cinéfondation за лучший студенческий фильм. Также есть отдельные призы, вручающиеся независимо: приз международной федерации кинокритиков FIPRESCI, приз экуменического жюри, приз Trophée Chopard самым многообещающим молодым актерам, шуточный приз Palm Dog за лучшую работу собаки в фильме и так далее.
«Золотую пальмовую ветвь» на протяжении десятилетий получали как выдающиеся, этапные фильмы, так и, — увы — проходные. К первым, безусловно, относятся «Третий человек» Кэрола Рида (1949), «Сладкая жизнь» Федерико Феллини (1960), «Виридиана» Луиса Бюнюэля (1961), «Леопард» Лукино Висконти (1963), «Блоу-ап» Микеланджело Антониони (1967), «Таксист» Мартина Скорсезе (1976), «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы (1979), «Кагемуша» Акиры Куросавы (1980), «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994)… Но только историки кино ныне помнят «Исполнителя обета» Ансельмо Дуарте (1962), «Наемника» Алана Бриджеса (1972), «Хронику огненных лет» Мохаммеда Лахдар-Хамины (1975), «Благие намерения» Билле Аугуста (1992), «Класс» Лорана Канте (2008).
Члены жюри — живые люди, а им свойственно ошибаться. В 1986-м «Миссия» Ролана Жоффе обошла «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, в 1987-м забытый ныне фильм Мориса Пиала «Под солнцем сатаны» выиграл у «Неба над Берлином» Вима Вендерса, в 2001-м «Комнату сына» Нанни Моретти предпочли «Мулен Ружу» База Лурманна и «Малхолланд драйв» Дэвида Линча, в 2003-м не самый выдающийся фильм Гаса ван Сэнта «Слон» победил «Догвилль» Ларса фон Триера.
В конкурсе будет много фильмов режиссеров, получавших «Золотую пальмовую ветвь» раньше: Нанни Моретти («Комната сына»), Нури Бинге Джейлана («Однажды в Анатолии»), Хирокадзу Корээда («Магазинные воришки»), Кена Лоуча («Ветер, качающий ячмень» и «Я, Дэниел Блейк»), Вима Вендерса («Париж, Техас»). И несколько картин, снятых живыми классиками — Аки Каурисмяки, Уэсом Андерсоном, Марко Беллоккьо. Предсказания, конечно, пока делать рано — совсем мало кто эти картины видел.
Самое интересное во внеконкурсной программе, пожалуй — «Убийцы цветочной луны», трех-с-половиной-часовой фильм Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо. А еще покажут «Жанну Дюбарри» Майвенн о короле Людовике XV (Джонни Депп) и его фаворитке, «Индиану Джонса и колесо судьбы», пятый фильм о приключениях археолога-авантюриста (его, увы, снял не Стивен Спилберг, а ремесленник Джеймс Мэнголд), «Оккупированный город» автора «Голода», «Стыда» и «12 лет в рабстве» Стива МакКуина, новый фильм Такеши Китано «Куби», картину Вима Вендерса «Ансельм».
Главный приз — Золотую пальмовую ветвь — получила драма француженки Жюстин Трие «Анатомия падения». Картина рассказывает о немецкой писательнице, чей муж при загадочных обстоятельствах падает со скалы и погибает. А сама героиня попадает под подозрение в убийстве.
Кстати, Жюстин Трие — третья женщина-режиссер, которая удостоилась Золотой пальмовой ветви.
Остальные награды распределились следующим образом: