Московский международный кинофестиваль, который открывается 25 августа 2022 года, проходит в особенно непростых условиях. Западное кино сейчас и до проката, и до любых отечественных фестивалей доходит с большим скрипом. Так что акцент будет сделан на фильмах из стран, которые не вводили против России никаких санкций — то есть государств Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Что смотреть на 44-м Московском кинофестивале рассказывает наш обозреватель Денис КОРСАКОВ.
Например, в основном конкурсе покажут фильмы из Шри-Ланки, Китая, Перу, Турции, а также Румынии и Франции. Ну, и, конечно, из России — «Верблюжью дугу» Виталия Суслина, «Молодость» Дмитрия Давыдова и «Огород» Ларисы Садиловой. (Выбирать лучшую картину будет жюри под руководством актера Евгения Миронова).
Отдельно устроят конкурс «Русские премьеры». В каком-то (очень приблизительном) смысле он станет заменой отмененному в этом году «Кинотавру». По крайней мере, у картин «Кэт» Бориса Акопова и «Похожий человек» театрального режиссера и актера Семена Серзина (известного по «Человеку из Подольска» и по главной роли в «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова) были неплохие шансы войти в кинотавровскую программу.
Среди других программ — «Тигры и драконы» (азиатское кино), «Персидские мотивы» (иранское кино), «Открытие Америки» (латиноамериканское кино), «Песнь индийских дорог» (старые индийские фильмы), «Блокбастеры народов мира» (фильмы, ставшие хитами в Китае, Индии и Нигерии), «Дикие ночи» (программа жанрового кино из разных стран, собранная кинокритиком Егором Москвитиным; по его словам, туда вошли «бойкие и глубокие, яркие и необычные готические хорроры, профеминистские триллеры, афрофутуристические мюзиклы, пост-апокалиптические боевики, политизированные зомби-слэшеры и даже семейные приключения на природе»).
Фильмом открытия ММКФ станет таежный эпос «Сердце пармы» по бестселлеру Алексея Иванова, поставленный режиссером суперхита «Движение вверх» Антоном Мегердичевым. Фильмом закрытия — картина корейского классика Пак Чхан-ука («Олдбой») «Решение уйти», показанная в этом году в каннском конкурсе.
Мы выбрали из внеконкурсной программы несколько картин, которые заслуживают внимания.
Новая картина президента ММКФ Никиты Михалкова, документальная, посвященная одному очень неприятному случаю, произошедшему в 1993 году. Тогда Никита Сергеевич снял художественную картину «Вспоминая Чехова». Ее персонажи, люди, хорошо знавшие великого писателя, встречались через десять лет после его смерти и делились воспоминаниями. В фильме снялись Ирина Купченко, Владимир Ильин, Михаил Кононов, оператором выступил классик Вадим Юсов. И никто этот фильм в итоге не увидел. «Гениально играли артисты, каждая сцена — бриллиант! А кино не получилось» — вспоминал Михалков в интервью. Почти тридцать лет спустя он возвращается к своему неудачному проекту, показывает фрагменты «Вспоминая Чехова» и размышляет, что же пошло не так.
Дата и время показа будут объявлены дополнительно.
Фильм легендарного театрального режиссера Валерия Фокина, снятый по сценарию его сына, 27-летнего Кирилла Фокина. Герою — русскому по происхождению ученому, живущему и работающему в США — предлагают исследовать фантастический сценарий: что, если инопланетяне существуют, и уже много лет контактируют с нами? Постепенно герой осознает, что предположение это отнюдь не такое гипотетическое, как ему мнилось. Главные роли играют Антон Шагин и Юлия Снигирь.
Казалось бы — не очень завлекательное название. Да и тот факт, что фильм снят специально к 100-летию китайской коммунистической партии, вряд ли распалит российского зрителя. Но стоит иметь в виду, что это — самый дорогой фильм в истории китайского кино, на его производство ушло 200 миллионов долларов, и эти траты оправдались: в прокате картина собрала 913 миллионов! А речь идет о битве, которая состоялась у указанного водохранилища в 1950 году — тогда китайские добровольцы столкнулись с американскими и британскими военными.
Эротический триллер любимца «Кинотавра» Юсупа Разыкова. Герой — массажист, работающий в провинциальном городке; его клиентки-красотки после сеансов массажа таинственным образом исчезают. Роли играют Алексей Гуськов, Аня Чиповская, Виктор Добронравов, Алексей Вертков, Ирина Купченко.
Предыдущий, дебютный фильм Бориса Акопова «Бык» был про лихие 90-е и парня, связавшегося с бандитами (три года назад он получил главный приз на «Кинотавре»). Новая картина — про эскортницу, родившую дочь. Она не может порвать с профессией, потому что та приносит деньги (а Кэт в долгах как в шелках). Акопов говорит, что во втором своем фильме «хотел поиздеваться, похулиганить, посмотреть на сегодняшний мир в сатирическом ключе… постарался вывернуть наружу те вещи, которые меня волнуют сегодня».
Фильм француженки Клэр Дени получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Это история любовного треугольника, а точнее, женщины, которая разрывается между двумя мужчинами: своим бойфрендом и его лучшим другом, с которым у нее когда-то был роман.
Фильм Арно Деплешена из программы Каннского кинофестиваля. Заявленный в названии брат (Мельвиль Пупо) — бывший учитель и поэт, его сестра (Марион Котийяр) — актриса. На протяжении 20 лет они ненавидели друг друга, но после того, как их родители стали жертвами автокатастрофы, все-таки вынуждены встретиться и выяснить отношения.