С 1 по 8 октября 2020 года состоится 42-й Московский международный кинофестиваль. Конкурсная программа традиционно включает в себя основной конкурс, смотры документального, короткометражного кино, внеконкурсные и ретроспективные показы. Афиша КП представляет 13 картин, которые вошли в основной конкурс фестиваля. Среди них ленты из России, Бразилии, Румынии, Турции, Южной Корее и других стран.
«Растворяться» (Казахстан, Республика Корея)
Режиссер: Ким Ки Дук
Свою новую ленту «Растворяться» южнокорейский мастер радикального артхауса Ким Ки Дук снял в Казахстане. По словам режиссера, он придумал этот сюжет, когда впервые попал в Казахстан и понял, что многие люди здесь живут двойной жизнью.
Героиня фильма Дин — казахская девушка из традиционной семьи, родители следят за каждым ее шагом, разрешают носить только скромную одежду. Естественно, Дин – девственница. В общем, «правильная» во всех отношениях. Но рядом с ней есть другая девушка – как две капли воды похожая на нее внешне, но при этом полная ее противоположность: она вызывающе одевается, пьет и спит с богатыми мужчинами за деньги. В какой-то момент девушки меняются ролями и помогают друг другу. Но чем дальше это продолжается, тем опаснее становится ситуация для Дин. В Казахстане после премьеры картины зрители и критики разделились на два лагеря: одни с возмущением говорили, что казахские девушки так себя не ведут, других же фильм восхитил.
Напомним, за плечами Кима Кидука немало работ, отмеченных самыми престижными наградами. Среди наиболее ярких — «Самаритянка» (2004), получившая «Серебряного медведя» на Берлинале, «Пустой дом» (2004), отмеченный «Серебряным Львом» на Венецианском кинофестивале, «Ариран» (2011), получивший приз Каннской программы «Особый взгляд» и «Пьета», удостоенная «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля в 2012 году. В 2019 году Ким Кидук возглавлял жюри 42 ММКФ.
«Гипноз» (Россия)
Режиссер: Валерий Тодоровский
Главный герой фильма подросток Миша – лунатик. Он ходит на сеансы гипноза к психотерапевту Волкову, чтобы вылечиться. Но в итоге попадает под его влияние до такой степени, что уже не понимает, где реальность, а где иллюзия. А потом вдруг таинственным образом умирает одна из пациенток Волкова, и Миша решает провести расследование, чтобы докопаться до истины. Но подозрения падают на самого Михаила, да и он сам начинает думать, что совершил преступление. Реальная и иллюзорная жизнь в фильме сливаются в одно целое, и понять, где правда, а где ложь становится действительно непросто.
Мишу в картине сыграл юный актер Сергей Гиро, для которого эта роль стала дебютной. А вот актер Максим Суханов, сыгравший психотерапевта, уже снимался в картине Тодоровского «Страна глухих» (1998 год), эта роль принесла ему известность и славу. Самого Тодоровского все мы знаем по таким знаменитым фильмам и сериалам, как «Каменская», «Стиляги», «Оттепель» и другие. Валерий Тодоровский — лауреат премии Правительства России в области культуры (как раз за «Оттепель»), многократный лауреат премий «Ника», «Золотой орел», «Белый слон», призер ведущих международных и отечественных кинофестивалей: МКФ в Сан-Себастьяне, Карловых Варах, Чикаго, Мангейме, ММКФ, ОРКФ «Кинотавр» и многих других.
«Судьба» (Казахстан)
Режиссер: Жанна Исабаева
Жанна Исабаева — уникальный для казахстанского кино режиссер: это, можно сказать, единственная женщина на кино-олимпе, и ее работы непременно вызывают дискуссию и полярные мнения в обществе. Среди них картины «Отвергнутые», «Света», «Нагима», «Бопем» и другие. Фильм «Судьба» — это девятая полнометражная лента Исабаевой. История о 19-ленем юноше Азате, который переехал из провинции в Алматы работать каменщиком на стройке в бригаде старшего брата. Но тот задержался в горах на строительстве объекта, и молодой человек на несколько дней оказывается один в огромном городе совсем без денег, без жилья. Одно событие, участником которого оказывается парень, определит его судьбу. Азату предстоит решить, по какой дороге ему идти дальше. Кстати, чтобы закончить картину Исабаевой пришлось организовать сбор на краудфандинговой платформе. Деньги требовались на финальную оплату съемок, пост-продакшн и продвижение.
«Блокадный дневник» (Россия)
Режиссер: Андрей Зайцев
Андрей Зайцев снял картину по мотивам произведений Ольги Берггольц, Даниила Гранина и по воспоминаниям людей, переживших блокаду. Фильм рассказывает про первую, самую тяжелую блокадную зиму. Тогда от голода умерло больше всего людей. Вместе с героиней Ольгой, которая спешит к отцу через весь город после похорон мужа, уверенная, что и сама скоро умрет от голода, зрители видят блокадный Ленинград, встречают разных людей, попадают в сложные ситуации. Трейлер к фильму, вышедший накануне 9 мая 2020 года, был принят неоднозначно. Он и правда очень тяжелый, впрочем, как и весь фильм – мы видим как замученные голодом и холодом ленинградцы расхватывают хлеб, выпавший из повозки прохожего. Он кричит, что это буханки для детского дома. Многие хлеб возвращают, но не все. В интервью «Российской газете» по поводу фильма Андрей Зайцев сказал, что не придумал ни слова: «Я никогда не позволил бы себе что-то сфантазировать на тему блокады. Это святая тема, и все, что есть в фильме, — воспоминания переживших блокаду».
Военной темой в кино Андрей Зайцев занимается давно — его проекты «Виктор Астафьев. Веселый солдат», цикл «Моя Великая война» отмечены множеством наград. Известен он и по игровым фильмам «Бездельники», «14+» и другим, которые становились лауреатами многочисленных фестивалей.
«Распоряжение» (Бразилия)
Режиссер: Лазаро Рамос
События фильма происходят в недалеком будущем. По сюжету адвокат подает в суд на бразильское правительство и требует возмещения ущерба всем потомкам африканских рабов в стране. В ответ власти депортируют всех чернокожих граждан в Африку. Выселяют людей жестко и беспощадно, в дело вступает армии и полиция. В этой суматохе адвокат теряет свою жену и пытается найти ее, примкнув к силам сопротивления. Лазаро Рамос, который выступает режиссером картины, больше известен своими актерскими работами и телепроектами. Первым громким персонажем Рамоса в кино стал гомосексуалист Жуан Франсиску дус Сантус в фильме «Мадам Сатана». В популярном в Бразилии телесериале «Змеи и ящерицы» он играл роль плута Фогиньо, за которую в 2007 году был номинирован на международную телевизионную премию «Эмми».
«В тени» (Турция)
Режиссер: Эрдем Тепегёз
Лена турецкого режиссера Эрдема Тепегеза о том, как постоянный страх и невозможность свести концы с концами в итоге заставляет человека бороться и противостоять системе. По сюжету фильма, события которого происходят в недалеком будущем, главный герой Заит работает на угольной шахте. Она принадлежит неизвестным хозяевам, и все рабочие контролируются системой видеонаблюдения. Жизнь Заита – это выживание, он боится потерять эту тяжелую работу. Однажды мужчина заболевает, он решает связаться с начальством через систему наблюдения и выясняет шокирующие факты о той структуре, которая всем управляет. Эрдем Тепегёз на Московском кинофестивале не новичок — семь лет назад режиссер уже получил гран-при ММКФ за свой дебютный полнометражный фильм «Частица». До этого Тепегез, окончив сначала факультета экономики измирского университета Докуз Эйлюль, а потом режиссерский факультет Пражской киношколы, работал ассистентом режиссера и снимал рекламные ролики и короткометражки.
«Мелодия струнного дерева» (Россия)
Режиссер: Ирина Евтеева
Необычный анимационно-игровой фильм, дилогия о путешествиях Поэта Хлебникова и его Ка. Ка, по египетской мифологии, — это жизненная сила, в облике человека, существующая отдельно от своего «господина». Бессмертный двойник, сопровождающий Поэта в его творениях и временах. С одной стороны, это история о том, как фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка. С другой — история любви Лейли и Медлума, героев одноименной поэмы Хлебникова. Действия фильма происходят в Петрограде времен Первой мировой. Но герои Хлебникова свободно перемещаются во времени и пространстве: вот они в Древнем Египте, вот в военных окопах, вдруг их затягивает черный квадрат Малевича и с ними происходят удивительные перевоплощения. Фильм выполнен в особой авторской технике режиссера: свето-живописи на стекле.
Ирина Евтеева – профессор кафедры кино фото видео искусств СПбГИК, старший научный сотрудник Российского Института Истории Искусств, кандидат искусствоведения. Она лауреат многочисленных фестивалей. В 2002 году, например, получила венецианского «Серебряного льва» за короткометражный фильм «Клоун» с участием Вячеслава Полунина. Премию Российской Киноакадемии «Золотой орел» — за «Маленькие трагедии» (2010), «Серебряного Св. Георгия» и приз NETPAC 37 Московского МКФ – за «Арвентур» (2015).
«На дальних рубежах» (Россия)
Режиссер: Максим Дашкин
Тяжелая драма о том, какими могут быть последствия измены. Действия фильма происходят на российской военной базе в Кыргызстане. Мария — жена заместителя командира базы. У женщины завязывается бурный роман с сослуживцем мужа. Когда все только начинается, ни герои, ни зрители не могут представить, к каким трагическим и необратимым событиям приведет стремительное развитие этих отношений. Главные роли в картине исполнили Виктория Толстоганова, Сергей Шнырёв, Александр Кудин.
Режиссер Максим Дашкин снимает игровые и документальные фильмы с 2009 года, не раз отмечен наградами и номинациями национальных и международных киносмотрах. За плечами Максима — Нью-Йоркская киношкола Tisch School Of the Arts по специализации режиссер и сценарист. Также Дашкин режиссирует телевизионные многосерийные фильмы по заказу центральных российских каналов.
«Бесплодная невеста» (Индия)
Режиссер: Джадаб Маханта
Это дебют 30-летнего режиссера Джадаба Маханта в кино. До сих пор он писал стихи, сочинял песни и выступал на сцене, в 2016 году даже выпустил музыкальный альбом. В качестве режиссера поставил несколько спектаклей, а теперь решил попробовать себя в киноделе.
Главная героиня его ленты – девушка Гунати. Она страдает болезнью, из-за которой у нее не наступают месячные, хотя время уже пришло. В патриархальном штате Ассам, где живет девушка, она тут же становится изгоем и объектом постоянных насмешек. Ведь здесь даже существует традиция публично отмечать это событие в жизни девушек — их вступление в фертильный период. Но однажды к Гунати сватается молодой человек, что ставит ее перед серьезной дилеммой. Это история про столкновение традиционных устоев с личными желаниями молодой девушки-изгоя.
«Гильда» (Великобритания)
Режиссер: Риши Пэлэм
Фильм про семейную катастрофу и маленькую героиню, которая пытается с ней справиться. Действие картины происходит в современном Лондоне. Гильда заканчивает школу, у нее вот-вот выпускной. Но родителям не до этого большого события в жизни дочери. Они собираются разводиться, бесконечно выясняют отношения и ругаются, еще и бросив на старшую младших детей — бремя ответственности по уходу за ними тоже ложится на Гильду. Чтобы как-то пережить этот непростой период в жизни, Гильда начинает танцевать.
«Гильда» — еще один дебют 42-го Московского международного кинофестиваля. Это первая самостоятельная полнометражная работа 26-летнего Риши Пэлэма, режиссера театра и кино, драматурга, продюсера, музыканта и кинооператора. Молодой человек изучал литературу в Французском лицее Иерусалима и драматургию в Университете Манчестера.
«Дочь рыбака» (Россия)
Режиссер: Исмаил Сафарали
42-летний Режиссер Исмаил Сафарали родом из Азербайджана, снявший ленту про девушку Сару, которая идет против воли и обычаев семьи, чтобы отыскать своего пропавшего отца, в киноделе, можно сказать, новичок. Прежде, чем начать снимать фильмы, он сделал успешную международную карьеру финансиста. Сначала получил степень бакалавра в Бакинской школе политических наук, потом стал магистром экономики в Университете Дюка в США. Делать кино начал в 2014-м — как режиссер, автор сценария и продюсер снял три короткометражных фильма. А в 2015 году окончил с отличием Московскую школу нового кино (лаборатория Дмитрия Мамулии).
«Дочь рыбака» рассказывает о жизни небольшой рыбацкой деревни на полуострове в Каспийском море. Отец Сары пропадает во время рыбалки, девушка надеется, что он жив, в то время как семья и жители требуют устроить похороны, хотя тела никто не нашел. Они убеждены, что непогребенный рыбак – причина всех несчастий, которые обрушиваются на деревню одно за другим. Но Сара не сдается и идет против воли и обычаев семьи и отправляется в бушующее море на поиски отца. Картину впервые представили на питчинге проектов Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», где она победила.
«Как сыр в масле» (Израиль)
Режиссер: Гур Бентвич
Фильм израильского режиссера, за плечами которого не одна полнометражная лента, уже был отмечен наградами. Он получил призы в номинации «Лучший актер второго плана» и «Лучшая актриса второго плана» израильской киноакадемии и приз за лучший сценарий Иерусалимского кинофестиваля. Теперь Гур Бентвич ждет оценки жюри на московском кинофоруме.
Главный герой картины — кинорежиссер-невротик на грани нервного срыва. У него — навязчивое желание показать миру свою новую гениальную работу, но он одержим провальной рекламной кампанией фильма. Все эти метания и переживания становятся фоном для незабываемой ночи накануне премьеры — во всяком случае, для самого режиссера и его эксцентричных друзей. Гур Бентвич, который в кинематографе достаточно давно, также известен по таким работам, как «Голубая звезда» (1995), «Тотальная любовь» (2000), «Этгар Керет, что ты за животное?» (2012), «На ложном пути» (2013), «Синдром Бентвича» (2015).
«Предвыборная кампания» (Румыния)
Режиссер: Мариан Крисан
«Предвыборная кампания» — четвертый полнометражный фильм румынского режиссера Мариана Крисана. Предыдущие работы были весьма успешны: «Золотая пальмовая ветвь» Канн за короткометражный фильм «Мегатрон» (2008) и Специальный приз жюри фестиваля в Локарно за полнометражный дебют «Завтра утром» (2010).
По сюжету картины, тракторист Виорел возвращается как-то домой и случайно встречает известного политика Мокану. У того на носу выборы, а пока он застрял на трассе из-за сломанной машины. Радушный Виорел зовет его к себе домой. А Мокану решает воспользоваться гостеприимством своих новых знакомых в политических целях. Он заключает с трактористом договор: во время предвыборной кампании Мокану будет жить в их доме, а Виорел — изображать его старого друга. За это получит новый трактор. Чем же закончится эта драматическая комедия?