4 мая 2023 года на наши экраны выходит фильм Ари Астера, молодого и блестящего американского режиссера. Кинообозревателю «КП» Денису КОРСАКОВУ она немного взорвала мозг, чему он был очень рад.
48-летний Бо Вассерман (Хоакин Феникс) — немолодой невротик, который жизни своей не мыслит без психоаналитика. Его типичный вопрос: «Я вчера случайно проглотил ополаскиватель для полости рта. У меня будет рак желудка?» Психоаналитик же старается раскопать подробности его отношений с матерью: «Вам никогда не хотелось, чтобы она умерла?» И дает ему новое успокоительное, которое надо принимать по одной таблетке, и обязательно, обязательно, О-БЯ-ЗА-ТЕЛЬ-НО запивать водой.
Выйдя на улицу, Бо засовывает в рот две таблетки и глотает их без воды. И все. Ничего нормального в этой картине уже не будет. Начнется трехчасовая сюрреалистическая одиссея по Соединенным Штатам Америки, кошмарный и веселый сон, в котором все его подавленные страхи и мысли, извиваясь, выползут наружу.
Для начала Бо увидит свой район как босховский ад: по нему носятся разнообразные уроды, в нем грабят, убивают, выдавливают людям глаза (это очень смешной кадр), и страшно даже помыслить о том, чтобы выйти на улицу. Под дверь тихой-претихой квартирки Бо в три утра кто-то подбрасывает записки: «Да сделайте же музыку потише!» «Я просил сделать тише, а вы сделали еще громче?» С утра он опоздает на самолет, который должен был унести его в гости к маме: у него украдут чемодан и ключи от квартиры. Потом все чудовища с улицы набьются в его квартиру и устроят там оргию, разгромив все, до чего смогут дотянуться. Потом он позвонит маме и узнает, что та погибла: на нее свалилась огромная люстра, оставив ее без головы. Теперь надо ехать на похороны, но (так сложилось) Бо в голом виде сбивает машина, и ее водитель со своей женой решают его усыновить. Это все только начало фильма.
«Все страхи Бо» — третья картина Ари Астера. То, что он очень талантливый парень, было видно уже по первой — очень специфическому хоррору «Унаследованное» (у нас в прокате его назвали «Реинкарнация»). Вторая картина, «Солнцестояние», была поразительной историей про мучительный разрыв отношений между парнем и девушкой, загримированной под леденящий фильм ужасов о шведских сектантах. «Все страхи Бо» — конечно же, история про мальчика и его властную, жесткую маму. С первого взгляда — это как если бы Феллини, объединившись с Терри Гиллиамом, снял фильм по сценарию Вуди Аллена. Но это черная абсурдистская комедия Ари Астера, совершенно отдельного и самостоятельного автора, фильм каннского уровня (на самом деле выше среднего каннского уровня); с него выходишь, спотыкаясь от головокружения, с ощущением, что только что прожил чью-то чужую жизнь.
Да, картина идет 2 часа 59 минут, но ей можно: меньший хронометраж не позволил бы Астеру добиться такого эффекта. Пересказывать все приключения Бо на пути к полураздавленной маме практически невозможно. Герой из шизофренической семейки попадает в волшебный лес, где очень странная труппа разыгрывает дикую театральную постановку, постепенно превращающуюся в длинный и сумасшедший полумультик, — и за всем этим надо наблюдать. Помимо Феллини, Гиллиама и Аллена, возникают ассоциации с шахназаровским «Городом Зеро», который Астер наверняка не видел, — в нем тоже все обыденные ситуации развивались наиболее безумным образом. Это сон, это бред, это снится, — и Астер с изумительной легкостью воспроизводит логику сна и снов внутри сна, полную свободных ассоциаций и самых невероятных коллизий.
Вышенаписанное не гарантирует, что «Все страхи Бо» вам понравятся. У этого фильма множество ненавистников (один написал: «От «Всех страхов Бо» возникает уникальное ощущение — после него ты в ошеломлении молчишь вместе со всем зрительным залом, только что наблюдавшим, как на экране гробили 35 миллионов долларов бюджета»). Это штучка, которую либо любишь, либо ненавидишь. Либо проглатываешь, либо давишься, как таблеткой, съеденной без воды. Но постарайтесь все-таки принять этот фильм. В нем простой сюжет про то, как мама из своих соображений сделала из сына робкого, полупомешанного, полного глубинного ужаса перед миром тюфяка, и как он превращается в нечто, чего вы никогда еще не видели и вряд ли увидите снова.